Сегодня: 05-12-2024

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ВИКТОРА БОГОРАДА (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)


Итоги выставки

 

 С 25 декабря по 14 января в малом зале Союза художников России прошла персональная выставка иронической графики Виктора Богорада (Санкт-Петербург).

В экспозиции III Всероссийского открытого биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО» были представлены 24 графических произведения художника, созданных с 1998 по 2016 гг..    

Виктор Богорад - это мастер с мировым именем. Тысячи карикатур вышли из-под его руки. В совокупности они образуют уникальную летопись эпохи. Юмор этого художника стал своеобычным катализатором, ускоряющим и обостряющим ход истории. На переломе 80-90-х гг. ХХ века его карикатуры распространялись как политические листовки. Агонизирующая КПСС пыталась начать против художника судебный процесс.

Виктор Богорад является крупнейшим реформатором карикатуры. Сохраняя линию генетической преемственности, он поднимает карикатуру на некий дискретный, явно неожиданный для неё уровень, который предугадывался – сейчас мы это понимаем задним числом – в некоторых  опытах символизма и авангарда. Едва намеченные потенции художник доводит до полного раскрытия. Он вдохновлялся Бёклином, Посадой, Ропсом, Магриттом. Мы вправе сказать о нём так: мастер трансцендирует в своих предзаданных горизонтах - и это ведёт к настолько радикальному их расширению, что зритель - с удивлением для себя - покидает  вслед за ним эмпирическую плоскость, переносясь в атмосферу высокого философствования. Но здесь его встречают не выхолощенные схемы, а живые полнокровные образы, которые прекрасно справляются с нетривиальной для них задачей - раскрывают перед нами предельные онтологические и экзистенциальные глубины бытия.

        Картины Виктора Богорада суть высказывания. Это высказывания-тексты. Они передают весьма сложную и отвлечённую информацию, для которой, казалось бы, нет зрительного аналога. Оставаясь в изобразительной плоскости, эти высказывания  являются философскими по своему характеру.

Карикатуры нередко имеют сопровождающий комментарий.  Без такового они рискуют остаться непонятыми. Текст здесь доминирует над изображением. Виктора Богорада никак не может устроить такое положение вещей.       Картунв его понимании - это карикатура без подписи: она говорит от себя – за себя – на своём языке.

        О Викторе Богораде мы вправе  сказать так:  это художник, черпающий из вечной игры противоречий – превращающий её и в материал, и в энергию своего творчества.      И вот что изумительно: антиномичность как таковая - в её чистой философской отвлечённости -  организует у мастера  структуру картуна, задаёт его композицию. Абстрактное опредмечивается.

Казалось бы, это такие разные вещи: философский конструкт – и образная система графики. Тем не менее Виктору Богораду удаётся установить весьма определённый, несомненный для нашей интуиции изоморфизм между ними.

Виктор Богорад работает в широчайшем и смысловом, и эмоциональном диапазоне. Он постоянно ищет новые формы самовыражения. Так, картун недавно преобразился в артун, вплотную приблизившись – благодаря крупному формату и пастельной технике – к станковой живописи.

        Всевмещение – всеохватность – всеотзывчивость: эти качества соприсущи ренессансной  личности Виктора Богорада.

Юрий Линник, поэт, доктор философских наук

И в карикатуре, и в шутовстве, как в вещах серьезных, индивидуальное достоинство творческой личности проявляется особенным образом. Карикатура - один из малых жанров искусства, в классическую эпоху занимавший в общей иерархии исторической картины, портрета, пейзажа, натюрморта и т.д. свое законное положение низа или антимира.

Отсутствие низкого и высокого в карикатурах подобно быстрому отрезвляющему «дзен»-удару бамбуковой палки. Разрушение и отрицание теряют негативность перед лицом этой пустоты, и остается только виртуозность рисовальщика, преодолевающего ее своим каллиграфическим арабеском, да просветленный смех. Собственно, это и есть древняя модель возможной коммуникации с Богом произведенных им индивидуальностей. Здесь, в условном трагикомическом мире важен тщательно выбранный почерк, выверенная безупречность платья, в которое рядится шутник (лучшие карикатуристы и шуты - блестящие виртуозы, что не всегда скажешь, например, о лучших живописцах, литераторах или композиторах). В карикатуре текст и сюжет, в итоге, отступают перед фактурой и интонацией.

Виктор Богорад - художник, принадлежавший к нонконформистскому движению 1970-80х годов, в своей манере и технике в наибольшей мере тяготеет к традиционному живописному жанру. Подобные примеры того, как уживаются комические образы и благородная живописная фактура, в наше время редки – отдельные шедевры можно встретить разве что в отечественной мультипликации. Даже в чисто графических черно-белых работах Богорада можно говорить о живописном рисунке, где штриховкой, пятнами и светотенью художник стремится передать ощущение атмосферы, обладающей своим настроением среды. Средствами живописца: колоритом, динамикой художественной формы, борьбою контрастов тона, художник выявляет оттенки состояний, создающие как парадоксальную напряженность, так и философский лиризм звучания вроде бы просто карикатурных образов…

В 1997 г. В. Богорад,  Леонид Мельников и Вячеслав Шилов образовали группу карикатуристов «Нюанс» -  явление постсоветское и представляет собой не коллектив, идущий к единой (идеологической) цели, а цех сотрудников-профессионалов, совместно ищущих применение своему мастерству и новые формы творчества.

        С формальной точки зрения в образах «Нюанса» развивается базовый карикатурно-мультипликационный образ, называемый в современной философии «телом без органов» - тело без классической анатомии и боли, имеющее классическое воплощение в работах Доре, Домье, Гранвиля, Буша, Диснея. Но, если в теле без органов Микки-Мауса все смыслы и эмоции сосредоточены на поверхности, то наши карикатуристы принадлежат иной традиции. Они скорее тяготеют к базовому русскому сакральному пониманию художественной поверхности и тела, как к скрывающим в своей глубине нечто значительное, непостижимым и страдающим.

В случае успеха этого движения «Нюанса» в направлении высокого искусства, буквально - в синтезе карикатуры, «картуна» и классического понимания формы, возникает новый художественный формат, именуемый «артун» (artoon), что, по крайней мере, в теории является прорывом к новым горизонтам жанра. В самом термине «артун» (от лат. art - искусство, а, такжеcarta -бумага и uno - один) заложено понимание единства искусства и его техники в жанре, ведущем свою родословную от традиционной карикатуры и картуна. Течение «артун» существует на нейтральной пограничной полосе между современной классической живописью (графикой) и уже ставшим традиционным «картуном». Подобные произведения не укладываются ни в одно из современных направлений искусства и на этом вполне справедливом основании заслуживают отдельной ниши под табличкой – «ARTOON».

Андрей Хлобыстин, Санкт-Петербург

 

 

Выставка   открыта до 18 января. Вход свободный с 10 до 18 ч.

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.

 

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97

 

 

 

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ВИКТОРА БОГОРАДА

 25 декабря в 18.00 в малом зале Союза художников России открывается персональная выставка иронической графики Виктора Богорада (Санкт-Петербург).

В экспозиции III Всероссийского открытого биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО» представлены 24 графических произведения художника, созданных с 1998 по 2016 гг..    

Виктор Богорад - это мастер с мировым именем. Тысячи карикатур вышли из-под его руки. В совокупности они образуют уникальную летопись эпохи. Юмор этого художника стал своеобычным катализатором, ускоряющим и обостряющим ход истории. На переломе 80-90-х гг. ХХ века его карикатуры распространялись как политические листовки. Агонизирующая КПСС пыталась начать против художника судебный процесс.

Виктор Богорад является крупнейшим реформатором карикатуры. Сохраняя линию генетической преемственности, он поднимает карикатуру на некий дискретный, явно неожиданный для неё уровень, который предугадывался – сейчас мы это понимаем задним числом – в некоторых  опытах символизма и авангарда. Едва намеченные потенции художник доводит до полного раскрытия. Он вдохновлялся Бёклином, Посадой, Ропсом, Магриттом. Мы вправе сказать о нём так: мастер трансцендирует в своих предзаданных горизонтах - и это ведёт к настолько радикальному их расширению, что зритель - с удивлением для себя - покидает  вслед за ним эмпирическую плоскость, переносясь в атмосферу высокого философствования. Но здесь его встречают не выхолощенные схемы, а живые полнокровные образы, которые прекрасно справляются с нетривиальной для них задачей - раскрывают перед нами предельные онтологические и экзистенциальные глубины бытия.

        Картины Виктора Богорада суть высказывания. Это высказывания-тексты. Они передают весьма сложную и отвлечённую информацию, для которой, казалось бы, нет зрительного аналога. Оставаясь в изобразительной плоскости, эти высказывания  являются философскими по своему характеру.

Карикатуры нередко имеют сопровождающий комментарий.  Без такового они рискуют остаться непонятыми. Текст здесь доминирует над изображением. Виктора Богорада никак не может устроить такое положение вещей.       Картунв его понимании - это карикатура без подписи: она говорит от себя – за себя – на своём языке.

        О Викторе Богораде мы вправе  сказать так:  это художник, черпающий из вечной игры противоречий – превращающий её и в материал, и в энергию своего творчества.      И вот что изумительно: антиномичность как таковая - в её чистой философской отвлечённости -  организует у мастера  структуру картуна, задаёт его композицию. Абстрактное опредмечивается.

Казалось бы, это такие разные вещи: философский конструкт – и образная система графики. Тем не менее Виктору Богораду удаётся установить весьма определённый, несомненный для нашей интуиции изоморфизм между ними.

Виктор Богорад работает в широчайшем и смысловом, и эмоциональном диапазоне. Он постоянно ищет новые формы самовыражения. Так, картун недавно преобразился в артун, вплотную приблизившись – благодаря крупному формату и пастельной технике – к станковой живописи.

        Всевмещение – всеохватность – всеотзывчивость: эти качества соприсущи ренессансной  личности Виктора Богорада.

Юрий Линник, поэт, доктор философских наук

И в карикатуре, и в шутовстве, как в вещах серьезных, индивидуальное достоинство творческой личности проявляется особенным образом. Карикатура - один из малых жанров искусства, в классическую эпоху занимавший в общей иерархии исторической картины, портрета, пейзажа, натюрморта и т.д. свое законное положение низа или антимира.

Отсутствие низкого и высокого в карикатурах подобно быстрому отрезвляющему «дзен»-удару бамбуковой палки. Разрушение и отрицание теряют негативность перед лицом этой пустоты, и остается только виртуозность рисовальщика, преодолевающего ее своим каллиграфическим арабеском, да просветленный смех. Собственно, это и есть древняя модель возможной коммуникации с Богом произведенных им индивидуальностей. Здесь, в условном трагикомическом мире важен тщательно выбранный почерк, выверенная безупречность платья, в которое рядится шутник (лучшие карикатуристы и шуты - блестящие виртуозы, что не всегда скажешь, например, о лучших живописцах, литераторах или композиторах). В карикатуре текст и сюжет, в итоге, отступают перед фактурой и интонацией.

Виктор Богорад - художник, принадлежавший к нонконформистскому движению 1970-80х годов, в своей манере и технике в наибольшей мере тяготеет к традиционному живописному жанру. Подобные примеры того, как уживаются комические образы и благородная живописная фактура, в наше время редки – отдельные шедевры можно встретить разве что в отечественной мультипликации. Даже в чисто графических черно-белых работах Богорада можно говорить о живописном рисунке, где штриховкой, пятнами и светотенью художник стремится передать ощущение атмосферы, обладающей своим настроением среды. Средствами живописца: колоритом, динамикой художественной формы, борьбою контрастов тона, художник выявляет оттенки состояний, создающие как парадоксальную напряженность, так и философский лиризм звучания вроде бы просто карикатурных образов…

В 1997 г. В. Богорад,  Леонид Мельников и Вячеслав Шилов образовали группу карикатуристов «Нюанс» -  явление постсоветское и представляет собой не коллектив, идущий к единой (идеологической) цели, а цех сотрудников-профессионалов, совместно ищущих применение своему мастерству и новые формы творчества.

        С формальной точки зрения в образах «Нюанса» развивается базовый карикатурно-мультипликационный образ, называемый в современной философии «телом без органов» - тело без классической анатомии и боли, имеющее классическое воплощение в работах Доре, Домье, Гранвиля, Буша, Диснея. Но, если в теле без органов Микки-Мауса все смыслы и эмоции сосредоточены на поверхности, то наши карикатуристы принадлежат иной традиции. Они скорее тяготеют к базовому русскому сакральному пониманию художественной поверхности и тела, как к скрывающим в своей глубине нечто значительное, непостижимым и страдающим.

В случае успеха этого движения «Нюанса» в направлении высокого искусства, буквально - в синтезе карикатуры, «картуна» и классического понимания формы, возникает новый художественный формат, именуемый «артун» (artoon), что, по крайней мере, в теории является прорывом к новым горизонтам жанра. В самом термине «артун» (от лат. art - искусство, а, такжеcarta -бумага и uno - один) заложено понимание единства искусства и его техники в жанре, ведущем свою родословную от традиционной карикатуры и картуна. Течение «артун» существует на нейтральной пограничной полосе между современной классической живописью (графикой) и уже ставшим традиционным «картуном». Подобные произведения не укладываются ни в одно из современных направлений искусства и на этом вполне справедливом основании заслуживают отдельной ниши под табличкой – «ARTOON».

Андрей Хлобыстин, Санкт-Петербург

 

 

Выставка   открыта до 18 января. Вход свободный с 10 до 18 ч.

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.

 

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97