ВЫСТАВКА «КНИЖКА. БУКВА. ТЕКСТ. КАРТИНКА»
Итоги выставки
С 25 июня по 22 июля 2024 г. в большом зале Дома художника прошла выставка «Книжка. Буква. Текст. Картинка», продемонстрировавшая творчество художников из разных городов России (Екатеринбург, Москва, Омск, Санкт-Петербург, Тюмень), работающих с книжными текстами, иллюстрациями, каллиграфией.
Создание книги - процесс трудоемкий, но увлекательный, требующий грамотности, знаний и вкуса. Работа с текстом заставляет художников не только интерпретировать события и персонажей, но и их перевоплощения, проживания определенного времени, продиктованного литературной основой. Ранее художники-оформители книг создавали иллюстрации-картинки, привязанные к определенным размерам – форматам книжного блока. Существовала определенная метрическая система, диктующая жесткие размерные рамки иллюстраций, их положение в книге – шмуцтитул, форзац, фронтиспис и т.д.
В создании иллюстраций в наше время произошли существенные изменения. Во-первых, компьютер упростил процесс подготовки книги к изданию и можно легко адаптировать изображение под любой формат. Современные художники - оформители книг - могут творить свободно, погружаясь только в ткань текста.
Во-вторых, художникам-графикам, не связанным с производством книг (получить оформление книжки сегодня проблематично) интересно поработать над литературной серией, поразмышлять на тему, предложенную текстом. Таким образом, диалог между автором слова и художником входит не в рамки книги, а в выставочное пространство. Это определенная тенденция в современном изобразительном искусстве. Художники также стали свободны в выборе материала и инструментов для создания иллюстраций.
Так, на выставке «Книжка. Буква. Текст. Картинка» художники экспонировали свои листы, выполненные классическими печатными техниками: линогравюра, ксилография, литография, офорт, шелкография. Представлены и работы, созданные традиционными материалами: уголь, пастель, гуашь, тушь. Важная часть экспозиции - эмальерные тексты и иллюстрации Инны Лемоновой и Анны Белоусовой, посвященные сюжетам и образам мировой литературы, в том числе, Ветхого завета.
Диапазон книг для иллюстрирования, экспонируемых на выставке, обширен: от «Кола Бруньона» Р. Ромена Ольги Житеневой до совсем детской книжки - «Мышонок и Лис» В. Бианки Юлии Бондиковой; от поэзии Д. Хармса Татьяны Бобровой до «Конька-горбунка» П. Ершова Ольги Трофимовой.
Литографии, посвященные Петру I, выполнила график из Москвы Елена Казанцева. Есть в экспозиции и иллюстрации к повести Ф.Э. Бернетт «Заповедный сад» Сергея Айнутдинова, который перевёл рисунки тушью в шелкографские оттиски. Татьяна Сальникова и Виктор Сысоев представлены работами по произведениям Г.Х Анадерсена и В. Распутина. Кроме того, на выставке присутствуют офорты по произведениям А. Платонова и страницам русской поэзии - графические интерпретации Любови Усовой.
В экспозицию включены композиции Александра Боярского (Санкт-Петербург) и каллиграфия безвременно ушедших художников Надежды Хорошиловой (Екатеринбург) и Геннадия Павлова (Омск). Надежда Хорошилова представлена сонетами Уильяма Шекспира, а работы Геннадия Павлова посвящены славянской мифологии. Его серия «Животворящий крест» исполнена в технике шелкографии.
Ольга Житенёва, художник, куратор выставки