Сегодня: 05-12-2024

ВЫСТАВКА НОМИНАНТОВ НА СОИСКАНИЕ ПРЕМИИ ГУБЕРНАТОРА «ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА» ЗА 2023 г.


Итоги выставки

 C 24 января по 15 февраля 2024 г. в Доме художника работала выставка художественных произведений номинантов на премию губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства за 2023 г.» Экспозицию составили работы трёх авторов, представленных Свердловским региональным отделением ВТОО «Союз художников России» (Александр Бартов, Владимир Кошелев) и Свердловским областным краеведческим музеем им. О.Е. Клера (Сергей Насташенко).

Серия графических работ «Мир вокруг меня» включает более 30 работ, выполненных Александром Бартовым в разные периоды творчества, в том числе, в 2022-2023 гг. В представленных листах преобладает натурный материал, реалистическое изображение, поскольку, по словам самого художника, «реалистическое искусство, как и математика, ум в порядок приводит».

Александр Николаевич Бартов родился в селе Первомайском Нижнесергинского района Свердловской области. Окончил  Красноуфимское художественное училище и Свердловский  архитектурный институт (ныне УрГАХУ им. Н.С. Алфёрова). Член Союза художников России с 2015 г.  Картины художника находятся в музеях и частных собраниях России, США, Германии, Польши, Бельгии, Франции, Индии  и других стран.

 «Александр Бартов – художник широкого творческого диапазона: он владеет различными видами и формами изобразительного искусства – от живописи маслом, акварели, гуаши до книжной и журнальной иллюстрации, комикса и карикатуры. Он использует различные материалы и техники (акварель, пастель, карандаш, тушь), добиваясь в них профессионального мастерства, но предпочтение отдает работе с углем. Этот, казалось бы,  простой материал, обладающий своеобразной пластичностью и богатыми тональными возможностями, используется художником разнообразно и убедительно: крупномасштабные композиции отличаются выразительностью и непосредственностью, сложной живописностью и  тонкой прорисовкой деталей.

Художник склонен к реалистичному изображению предметного и природного мира человека. Особенно ему импонирует  скромная жизнь  деревенских жителей, их простые повседневные заботы. Бартову удается наполнить будничные картины сельской жизни глубоким смыслом и  лиричностью. Выбранный им способ изображения природы, людей и вещей, есть выражение его субъективного, индивидуального взгляда на окружающий мир.

Формы деревенской жизни художник фиксирует в определенной степени документально, но неизменно привносит в композиции свое эмоциональное отношение к изображаемому, отличающееся теплотой, юмором и серьезностью одновременно. Отдельные листы собираются в серии, вырастающие в объемный и честный цикл, раскрывающий неоднозначное, лирическое и драматическое одновременно, бытие современной российской глубинки» (Тамара Галеева, искусствовед).

Творчество Владимира Кошелева представлено в экспозиции более чем 30 работами, выполненными в технике акварели в период с 1982 по 2020 гг. Художник  номинирован на премию Губернатора с формулировкой «За значительный вклад в развитие культуры и искусства  Свердловской области». 

Владимир Петрович Кошелев  родился в 1933 г. в г. Ардатове (Мордовия), затем переехал в Свердловск. С 1950 по 1958 гг. учился на живописно-педагогическом отделении Свердловского художественного училища (ныне СХУ им. И. Д. Шадра) у А.А. Жукова, Ф.К. Шмелёва, Г. А. Мелентьева и др. С 1959 по 1971 гг.  работал художником-мультипликатором на Свердловской киностудии, с 1970 по 1991 г. - в живописном цехе творческо-производственного комбината Художественного фонда. Тогда же  начал  активно участвовать в художественных выставках разного уровня  -  от городских до международных. В 1980 г. стал членом Союза художников СССР (Союза художников России).

Траектория художественной биографии Владимира Кошелева резко изменилась  в 1977 г., когда он, волею случая оказался в творческой группе художников-акварелистов Союза художников СССР, которая до 1988 г.  объездила едва ли не всю страну -  от Прибалтики до Камчатки, повсюду запечатлевая и эпохальные события в истории страны, и трудовые будни, и, конечно же, природную  красоту безграничных  просторов СССР. Именно в поездках с акварелистами - Ромасом Бемом, Александром Губаревым, Валерием  Купцовым, Натальей  Богородской, Тиной Мацаберидзе и др. - сформировалась творческая манера и неповторимый художественный язык  Владимира Кошелева. В этих путешествиях он  глубоко проникся особыми качествами акварели, соединяющими в себе характеристики как живописи, так и графики. Тогда же художник стал придавать особое значение  бумаге, служащей источником света, выполняющей роль белой краски, а также оценил важность натурных набросков и быстрых эскизов, позволяющих впоследствии воплощать самые разнообразные сюжеты или предавать любые эмоциональные состояния, вырастающие в картину уже в мастерской.

Работы художников-акварелистов были представлены на многочисленных  выставках в СССР и за рубежом, включая серии Владимира Кошелева (каждая - 25-30 листов), значительная часть которых была закуплена дирекцией выставок СССР,  Художественным фондом СССР и вошла в коллекции многих отечественных и зарубежных музеев.

 Владимир Кошелев - признанный мастер акварели. Свободно-виртуозное владение разными техническими её приемами дает невероятные возможности для решения самых смелых творческих задач. Доминирующие в его творчестве пейзажи космологичны по своей внутренней сущности, позволяя зрителю ощутить себя частью пульсирующого живыми токами мира, приобщиться к его несказанным сокровенным тайнам, к вечному движению природы. Они объединяют мироздание и человека, давая последнему ощущение космической сопричастности к Абсолюту, тяга к которому присуща и предельно технократическому веку…

Строй больших листов Кошелева предопределён характером материала: форма, колорит, фактура возникают в исполненном энергии движении широкой кисти, рождающем систему пространств, перетекающих друг в друга или расходящихся так, что в просветах открывается их сверхматериальная, метафизическая сущность. Убедительно их архитектоническое строение - оставляя свободное дыхание на переднем плане, художник, как правило,  открывает часть верхней плоскости листа, драматически сопрягая небо и землю, соединяя их, творя, подобно демиургу, пространство, кипящее жизнью. Время у него конденсируется в единственное мгновение, выражающее вечность; каждый лист - квинэссенция действительной природной атмосферы, обнаруживающая подлинность не столько видения, сколько духовного и интеллектуального понимания натурного вида. Отталкиваясь от непосредственности первого впечатления, схваченного в этюде, художник трансформирует его в замысел цельной  картины, организуя каждый лист в эстетически устроенный миропорядок.

Владимир Кошелев всякий раз идёт от своих переживаний, не повторяясь, но  всегда открывая новую страницу взаимоотношений человека и мира, при этом мир строится человеком, а на листе он возникает в состоянии становления – как индивидуальный внутренний отклик на видимую реальность внешнего мира. Здесь достигается искомое единение объективного и субъективного, присутствует некий  конкретный объект и его отражение в представлении художника, которое состоит в выражении состояния сознания, спонтанного духовного опыта и внезапной реализации интуитивного видения. Художественной  манере Владимира Кошелева свойственны легкость и быстрота исполнения, умение отражать материальную основу различных предметов и фактур, точность рисунка и композиции, тонкость в передаче эмоций. Подлинную магию созидания мира можно наблюдать в произведениях удивительного уральского мастера, дающего столь редкую в современном мире возможность прикоснуться к предельным основаниям своего «я» (Галина Шарко,  искусствовед).

Номинант Сергей Насташенко в экспозиции представляет  серию живописных полотен «Судьба человека в истории страны», герои которых – его земляки-уральцы: «Счастье», «Сын полка», «Трудовые будни», «Поэт Степан Щипачев», «У Вечного огня».

«В российских художественных кругах Сергей Насташенко известен как глубокий и многоплановый художник. Член Союза художников России, он связан кровными узами со Свердловской областью. Здесь, в небольшом промышленном городке Сухой Лог, Сергей Насташенко родился и делал первые шаги в изобразительном искусстве, сначала под руководством мамы, выпускницы художественной школы в г. Феодосии, потом в изостудии городского Дома пионеров. На Урале художник живет и работает в настоящее время.

Важными вехами в становлении Сергея Насташенко стали учеба в Свердловском художественном училище и Ленинградском государственном институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, стажировка в творческой мастерской Российской академии художеств в Красноярске.

Сергей Насташенко работал в учебных художественных заведениях всех ступеней: директором Сухоложской детской художественной школы, профессором рисунка, живописи и композиции в Красноярском государственном художественном институте. С 2008 по 2011 годы Сергей Насташенко возглавлял живописно-педагогическое отделение в Свердловском художественном училище им. И.Д. Шадра.   Многие воспитанники Сергея Насташенко нашли свой путь в искусстве. За вклад в развитие художественного образования Свердловской области С. Насташенко был отмечен Почетной грамотой областного Правительства, благодарностью министерства культуры. Также за свое творчество он удостоен двух серебряных медалей Российской академии художеств.

Картины из серии «Судьба человека в истории страны» рассказывают о XX веке через призму историй конкретных людей – родных, близких художника, известного советского поэта Степана Щипачева (тоже уральца по месту рождения). Размышления о вечном и преходящем находят на полотнах реальное воплощение. Автор переносится в довоенные 1930 годы («Счастье»), победный май 1945-го («Сын полка») и послевоенные десятилетия, когда страна поднималась из руин («Трудовые будни», «Поэт Степан Щипачев»). Художник оживляет на холсте яркие мгновения прошлого: счастье влюбленной пары, ликование от победы над фашизмом, созидательный труд на благо Родины (физический и интеллектуальный).

На картине «Поэт Степан Щипачев» известный стихотворец, председатель секции поэтов Союза писателей СССР (в 1950 годы) и первый секретарь Московской городской организации Союза писателей (1959-1963 г.г.) изображен на фоне истории: она проступает через даты, события, награды и символы. Своим талантом герой картины соединяет Урал с Москвой: на это указывают пейзажи родной деревни Щипачи Камышловского уезда (теперь Свердловской области) и столицы нашей Родины.

Настоящее переплетено с прошлым на картине «У Вечного огня»: в строю Бессмертного полка объединились дорогие для художника люди. С портретами своих родных – победителей фашизма – старшие передают младшим эстафету в искусстве и творчестве. Так воплощается идея о преемственности поколений и вера в светлое будущее.

Картины из серии «Судьба человека в истории страны» глубоко патриотичны, несут в себе мощную созидательную силу и заряжают оптимизмом.

Человек – это всегда тайна, которую хочется разглядеть, понять и запечатлеть. К серии «Судьба человека в истории страны» примыкают и портреты, где С. Насташенко изображает своих младших современниц-землячек, связанных с миром творчества. В запечатленных образах передано не только внешнее сходство, связь с профессией, но и богатый внутренний мир творческих натур. «Очень трогает, что герои картин Сергея Насташенко – внутренне наполненные люди с уникальной, неповторимой историей», – однажды высказалась о творческом кредо художника искусствовед Светлана Папсуева» (Ольга Насташенко, журналист).