ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ ЛЮДМИЛЫ СГИБНЕВОЙ
Итоги выставки
С 20 февраля по 20 марта 2024 г. в залах Дома художника прошла персональная юбилейная выставка Людмилы Михайловны Сгибневой.
Людмила Сгибнева родилась в г. Ленинграде в 1933 г., в 1955 г. окончила Ленинградское художественное училище им. В. Серова, в 1961 г. - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (ныне Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина). В 1965 г. стала членом Союза художников РСФСР (ныне Союз художников России).
Активный участник городских, областных, зональных, всесоюзных, республиканских и зарубежных выставок, Людмила Сгибнева неоднократно работала в составе групп на дачах творчества «Академическая» и «Паланга». Произведения художника находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Ирбитском государственном музее изобразительных искусств, Каменск-Уральском краеведческом музее им. И.Я. Стяжкина, Краснотурьинском краеведческом музее, Минусинском региональном краеведческом музее им. Н.М. Мартьянова, Тесинском художественном музее, в музеях Москвы, Братска, в частных собраниях России, Франции, Испании, Голландии, Америки, Китая, Зимбабве.
В рамках персональной юбилейной выставки Людмилы Сгибневой демонстрируется более сотни работ, выполненных в традициях русской реалистической школы живописи: психологические портреты, пейзажи, натюрморты, тематические картины. Работам уральского мастера присущи чёткие, ясные композиционные решения, богатство, энергия и мощь пластического языка, упругие, активные, выразительные линии, эмоционально приподнятая колористическая гамма.
Портрет и картина, особенно любимые Людмилой Михайловной жанры, наиболее полно представлены в экспозиции. Персонажи картин, помещённые в характерную для них окружающую среду, позволяют ощутить пульсацию времени, прочувствовать тончайшие психологические нюансы, выраженные посредством живописи. Среди тематических картин можно отметить работу «Дежурные» (1977), экспонировавшуюся на выставке к 100-летию Ф.Э. Дзержинского. Главный персонаж - милиционер М.А. Солодовников. Соединение хрупкой старушки-дежурной, и плотного, крупного, мужественного милиционера в едином пространственном поле, создаёт впечатление, что столь разные люди, тем не менее, заняты важным общим делом. В том же ключе решено и полотно «На вахте» (1986), где гардеробщицы, работающие в военном учреждении, далёкие от его специфики, погружённые в невесёлые думы, всё же включены в орбиту общей жизни. А вот «Весной» (1997) - гимн молодости и любви, радости и надежды на преодоление всех трудностей.
Образы современников, уловленные кистью живописца, позволяют не просто увидеть разных людей в их привычной среде действия или обитания, но и погрузиться в их внутренний мир. Это не просто портреты, а портреты-картины, когда образы людей раскрываются через средовое окружение.
«Доярка Зоя» (входит в серию «Молодежь совхоза «Афанасьевский», 1969, экспонировавшуюся на зональной и республиканской выставках) воплощает образ деятельной труженицы, которой постоянно приходится сталкиваться с напряжёнными суровыми буднями.
Панорама портретов – это близкие художнику люди - муж Владимир Яковлевич Бушуев, сын Игорь, внук Антоний. В портрете 1968 г. Л. Сгибнева представляет Владимира Бушуева на фоне картин. Приближая фигуру художника, выразительные черты лица которого, чёрные волосы, лёгкая полуулыбка, скрещенные на груди руки, тёмная одежда контрастируют с окружением. Но именно этот приём сосредотачивает внимание на живописце, открытом и закрытом одновременно. Также в интепретации автора он предстаёт то в каком-то важном обращении к окружающим («Монолог», 1998, то на фоне деревенского бытия («Бушуев на даче», 1990), то в процессе дачно-пленэрных зарисовок («Бушуев у палисада», 2000, «Путник», 2010).
Два автопортрета Л. Сгибневой (1973, 2003) позволяют увидеть этапы её творческого пути. Портреты сына Игоря («Сын в коляске», 1963, «Будущий солдат», 1966, «Новый велосипед», 1972, «Студент», 1984) - воплощают радость и любование матери, внимательно глядящей на взросление сына и фиксирующей черты его личности. Портреты матери («Мать», 1989), сестёр («Наташа. Девушка с книгой», 1961, «Сестра Света», 1970, «Тома», 2004), внуков («Антошка», 1993, «Ксюша», 2003) наполнены сочувствием и нежностью, пониманием и любовью, знанием характеров, пристрастий, особенностей каждого. В женских портретах - коллег, друзей, знакомых, соседей - Людмила Сгибнева фокусирует внимание на определённые сторонах натуры - артистизм, эффектность, томность, трепетность, изысканность, ранимость и т.д. Помещая каждый образ в определённое пространство, выбирая позу, поворот головы, одежду, аксессуары, предметы, цветовую гамму, художник раскрывает черты личности каждой. В детских портретах Л. Сгибневой фокус всегда на глазах - они обладают особым магнетизмом чистосердечия и притягивают непосредственностью восприятия мира («Лето. Алёнка», 1968, «Юля», 1975, «Таня», 1990 и др.). Ироничность присутствует в групповых портретах обобщённых типов людей, связанных общей нитью - болезнью и излечением: «Пациенты» (1980), «Врачи» (1990).
Натюрморты характеризуются тщательной проработкой фактурного материала, передачей вещественных свойств рукотворных предметов или ускользающей красоты даров природы. Излучающие созидательную энергию, они удивляют неожиданными сторонами, проявленными художником в знакомых предметах. («Индийский натюрморт», 1985, «Южные розы», 1992, «Натюрморт с кошкой и ромашками», 1995, «Наши яблоки», 2002, «Васильки», 1998, «Красные георгины», 2002 и др.).
Пейзажи воплощают различные состояния природы: пронзительный осенний воздух, солнечные жизнеутверждающие гимны природе летней и рождают у зрителя чувство со-бытия с окружающим миром и наполненности отношений с ним человека Они отражают не только авторское отношение к происходящему, но и являются выражением времени, органичной частью целой исторической эпохи.
Картины Любмилы Сгибневой позволяют зрителю активно сопереживать происходящему на холсте действу или погрузиться в определённое эмоциональное состояние. Персональная выставка в Союзе художников - большое событие в насыщенном культурном пространстве Екатеринбурга.
Галина Шарко, искусствовед