Сегодня: 05-12-2024

ВЫСТАВКА-НОМИНАЦИЯ «РЕДКИЕ И СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ ГРАФИКИ» ФЕСТИВАЛЯ «УРАЛ-ГРАФО-V»


Итоги выставки

С 29 октября до 25 ноября в малом зале Союза художников России работала выставка-номинация «Редкие и смешанные техники» Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО-V».  

 

Традиционно фестиваль «УРАЛ-ГРАФО» включает в свой состав произведения графики, созданные художниками при помощи редких и смешанных техник. После отбора (420 работ 144 авторов) в конкурс вошло 65 работ 40 участников. Среди них - и уже известные имена художников графиков, неоднократно представляющие свое творчество на выставках различного уровня, и те художники, которые только начинают свою творческую биографию.

В основном были экспонированы произведения, созданные при помощи смешения таких материалов, как акварель, гуашь, графитный карандаш, пастель, соус, сангина. Для выразительности образа художниками применяли соединения печатной графики и акварели, цветного карандаша. Однако замечена тенденция все большего обращения к поискам средств выразительности в «нетрадиционных» материалах и техниках – граттаж и его имитация, использование шариковой ручки, напыление краски. Можно отметить широкое жанровое и тематическое наполнение раздела.

Максимальная «разнографичность» характерна для натюрморта-пейзажа А. Агзамова. Произведение почти нарочито разделено не только планово, но и по использованию материалов: относящееся к  природным формам художник почти прозрачно показывает графитным карандашом, все созданное человеком звучит жёстче в исполнении гелевой или капиллярной ручки. У В. и Л. Анциферовых в диптихе «Геометрия» абсолютные, природные и рукотворные формы соседствуют друг с другом, наделяются единым изобразительным кодом высвобожденного света и массы из темного листа-пространства. При этом свет, тени, полутона становятся формообразующими элементами - одни и те же условия авторы превращают то в ощущение конкретного природного предмета, указывая на первичность в геометрических телах каркасного шара и цилиндра, то в ритмы плоских фигур, обозначающих падающие тени и простейшие орнаменты, выявляют пространство, в котором находится эта кодово-смысловая конструкция.

Традиционное сочетание соуса и сангины на бумаге использует В. Бобер («Тёмный лес»). Используя изобразительно-технологические особенности  материалов, она сумела добиться максимума образности в простой, на первый взгляд, плоскостной композиции. Вертикальные формы деревьев, словно высвеченные чем-то и становящимися «призрачными», выстроены фронтально, их «живые», устремляющиеся вверх ветви свободно проходят сквозь горизонтальную мглу неба из мягко растертого соуса. Удивительностью природного состояния в большей степени обладает произведение «Река под рекой» А. Косенко. При этом выразительные средства с   отбором  деталей направлены на максимальную его фиксацию. В артистически виртуозных графических листах Г. Сибагатуллиной «501 стройка. Природа умолкает» постепенно прочитывается смысл идеи и исполнения Транполярной магистрали. Проходя сквозь переплетение предметных форм природы и беспредметных фактур текущей краски, ритмов, лишь напоминающих строительные объекты, в совокупности достигается сложность восприятия исторического события. 

Неизменно на выставке присутствует произведения, передающие природное состояние через обыденные и привычные для взгляда предметы и объекты. Мотив жилого пятиэтажного дома с пристроем Е. Боброва в «Весне в нефтяниках» превратила в феерию эмоций весеннего возрождения и надежды, расширив границы диапазона возможностей каждого материала - глухие тени матовой гуаши контрастируют с пастельной яркостью и насыщенностью цвета неба и  ощущением света. С. Зверович в работе «Летний дождь» выразительно соединила в единую художественную массу четкие очертания природного, архитектурные элементы, воздух, свет, превращая объекты в всполохи, возникающие сквозь ритмы водной стихии. В листе «Южный город» она создает образ архитектурного пространства, словно проявляющегося сквозь вязкость и плотность горячего воздуха.

Для передачи эмоционального состояния архитектурные пейзажи П. Морозовой (серия «Весенний Томск») лишены четких очертаний и фокусируют внимание  на объемах и сочетаниях цветовых масс. Игра с искусственным светом и объектами городского пространства, выразительным ограничением цветовой палитры стали смыслом, содержанием и эстетической средой одновременно в произведении К. Шестаковой «Остановка». 

Литературные сюжеты или прообразы мифов, легенд часто становятся основой для работ, выходя, однако, за рамки повествовательности. Легенды Севера ярко отразились в произведениях С. Пташкиной. Выразительная стилизация, четко найденное сочетание материалов и техник, вариации в композиции в рамках условной многоплановости пространства и времени, создают ощущение особого макро- и микрокосма народных сказаний.

Аллюзорны с выверенными в пространстве листа фрагментами форм и смыслов, печатные с «карандашным свечением» произведения П. Болюха. В его графических листах активные изобразительные точки с разным характером и акцентом предлагают  найти смысловые формулы для прочтения, насладиться вневременным и разновременным пространством, увидеть абстрактное течение форм и, одновременно, их локации, которые закручивают смысл и образ относительно и самих себя, и всего сущего в листе одновременно.

Всегда узнаваема творческая манера А. Терегулова. В произведении «Сатир, примиряющий зверей» художник живыми линиями-формами творит мифологический образ духа леса, удерживающий своей рукой диких зверей.   Прямые взгляды персонажей, закрывающий и предостерегающий жест главного героя говорят о тесном включении в композицию самого зрителя - человека.

Ряд художников представляют свои произведения в виде условных знаков, которые насыщены фактурами материалов, усилены вложенным эмоционально изобразительным кодом в стилизованную геометрическую конструкцию, отсылаемую зрителей к памяти некогда виденного. Карандашно-фактурный триптих И. Бычкова «Идолы Весны» плотными формами с четкой, вариативной ритмикой порождает ощущение сил великого пробуждения, продолжающейся жизни, непреклонного природного следования. Максимально использует выразительные средства фактурной бумаги при нанесении на нее графита С. Горбацевич, представляя нетривиальный образ буквиц с их изобразительным прочтением. С. Бакшаева представила максимум синергетики материалов (фактурной бумаги, туши и графитного карандаша) для чуткого всматривания в пространствах абстрактной композиции фактур, находящихся между текущими формами и линиями.

Сюжетными, сказочно-лубочными характеристиками наделён лист Г. Козловой «Зимний парк в ожидании весны». Чистые цвета композиции соседствуют с воспоминаниями автора о событиях и состояниях уходящей зимы. А. Волобуева представила сюжетный лист «Прощание» в оригинальной технике, максимально работая с изобразительной фактурой на поверхности листа - от нанесения красочного материала сухой кистью до плотного заполнения с последующим процарапыванием или вытиранием. Техника позволила автору усилить драматизм сюжетного действия листа.

Часто встречаются произведения с изображением архитектуры. Образ «отслужившего» дома с деформаций формы, контрастной плотностью цвета бревен в артистичном акварельном исполнении создан О. Двизовой. Состояние только что выглянувшего света после дождя и отразившегося на еще влажных окнах и белой двери открытой веранды дома выразительно представила А. Манукян.

Несколько авторов посвятили свои произведения изображению храмов. Встревоженность и эстетическое переживание духовного пути проявляется в изображении оконных просветов сквозь темное пространство храма в графическом листе С. Ханоян. Неземное, надбытийное состояние представила в «Заутрене» Л. Назарова из Кирова. В нем все - начиная от стилизации, выбора цветового решения, естественной основы листа до созданных фактурных ритмов, сознательно резкого разграничения наступающего света и растворяющейся темноты - раскрывает образ духовного обновления. О вечности и современности рассказывают произведения Ж. Цинман. В них, не утрачивая, а подчеркивая величие древней архитектуры, соседствуют современные объекты или стаффажные фигуры людей, соединяя в единое пространство прошлое и настоящее, бытовое и духовное. Еще большей обобщенностью образа духовного величия обладает произведение «Осень. Вид на Пафнутьев монастырь» П. Вольфсона, где автор при помощи пастели и гуаши автор добился максимальности ощущений единения, несуетности и чистоты.

В целом раздел, посвященный редким и смешанным техникам, получился более «традиционным» по сочетаниям материалов и техник, но насыщенным по содержанию, смыслам и темам, что говорит о высоком качестве фестиваля «УРАЛ-ГРАФО-V».

Надежда Гундырева, искусствовед,

Нижний Тагил