Сегодня: 25-05-2016

О Свердловском региональном отделении
ВТОО "Союз художников России"

Союз художников России (Свердловское региональное отделение) - это некоммерческая организация, объединяющая в своих рядах на добровольной членской основе художников Свердловской об...(подробнее)


ПОЗДРАВЛЯЕМ ВИТАЛИЯ МИХАЙЛОВИЧА ВОЛОВИЧА!

16 мая 2016 г. согласно Указу Президента Российской Федерации от 14.05.2016 № 225 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» Виталию Михайловичу Воловичу присвоено звание «Народный художник России».

Правление Свердловского регионального отделения Союза художников России поздравляет известного уральского графика и желает ему дальнейших творческих успехов.

Виталий Михайлович Волович  - заслуженный художник РСФСР (1974), член-корреспондент Российской академии художеств (2007), почетный гражданин города Екатеринбурга (2007). С 1956 года – член Союза художников СССР (ныне Союз художников России). С 2016 г. – Народный художник Российской Федерации.  

Родился в 1928 году в городе Спасске Приморского края. С 1932 года живет в Свердловске (Екатеринбурге). Воспитывался в семье уральских литераторов: мать Клавдия Владимировна Филиппова (1902–1950) – журналистка, писательница; отчим Константин Васильевич Боголюбов (1897–1975) – писатель, литературовед.

В 1948 году окончил Свердловское художественное училище. Его учителями были А.А.Жуков (1901–1978) и О.Д.Коровин (1915–2002).

В 1952 году женился на своей соученице Тамаре Сергеевне Славниной, в замужестве Волович (1928–1999), художнице, работавшей в книжной и прикладной графике.

С 1956 года – участник городских, областных, региональных, республиканских, всесоюзных, международных художественных выставок.

Персональные выставки проходили в Москве (1975), Вологде, Смоленске, Перми (1976), Карловых Варах (Чехословакия, 1977), Новосибирске, Тюмени (1981), Челябинске (1981, 1988), Магнитогорске (1982, 1988), Ярославле (1984), Свердловске –Екатеринбурге (1986, 1993, 1998, 2002, 2006, 2008).

Выполнил иллюстрации к сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» (рисунок пером, 1952; Свердловское книжное издательство, 1953), к сказам П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» (линогравюра, 1962; Свердловское книжное издательство, 1963, 1969), к «Песне о Соколе» и «Песне о Буревестнике» М.Горького (гравюра на картоне, 1964; М.: Художественная литература, 1965), к балладе Р.Стивенсона «Вересковый мед» (гравюра на картоне, 1965, 1979; Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1979), к трагедии У.Шекспира «Отелло» (гравюра на картоне, 1966; М.: Художественная литература, 1968), к трагедии У.Шекспира «Ричард III» (офорт, 1967; М.: Искусство, 1972), к исландским и ирландским сагам (офорт, 1968; отдельной книгой не изданы), к роману Ж.Бедье «Тристан и Изольда» (автолитография, 1972; Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978), к трагедии И.В.Гёте «Эгмонт» (офорт, мягкий лак, 1980; Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982), к Слову о полку Игореве (офорт, 1981–1982; Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1985), к трагедии Эсхила «Орестея» (офорт, 1987, 2002; отдельной книгой не изданы) и др.

Автор станковых серий «Страх и отчаянье в Третьей империи» (офорт, 1970), «Завоеватели» (офорт, 1975), «Языческие мифы» (офорт, 1970-е), «Цирк» (офорт, 1970-е; гуашь, темпера, 1990-е), «Средневековые мистерии» (офорт, 1970-е – 2004; автолитография, 1980-е; темпера, 1990-е), «Женщины и монстры» (1970-е – 2004), «Моя мастерская» (гуашь, темпера, 1990-е – 2008), «Трагические фарсы» (офорт, 2002–2004).

Неоднократный лауреат отечественных и зарубежных конкурсов искусства книги. Лауреат премии им. Г.С.Мосина (1995), лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (1998). В 2005 году награжден золотой медалью Российской академии художеств за иллюстрации к трагедии Эсхила «Орестея».

Произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Государственном музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина (Москва), в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Екатеринбургском муниципальном музее изобразительных искусств, в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств, в Свердловском областном музее писателей Урала, в Нижнетагильском государственном музее изобразительных искусств, в Пермской государственной художественной галерее, в Челябинской областной картинной галерее, в Магнитогорской картинной галерее, в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н.Радищева, в Пражской национальной галерее (Чехия), в Моравской национальной галерее (Брно,Чехия), в Музее современного искусства в Кёльне (Германия), в музее Ф.Шиллера и И.Гёте в Веймаре (Германия), в Шекспировском центре в Стратфорте-на-Эйвоне (Великобритания) и других музеях и частных собраниях в России, Германии, Франции, Испании, Италии, Израиле, США.

«Именно в книжной графике Волович нашел и собственный стиль, и выдвинул самостоятельную творческую концепцию, в основе которой интеллектуальное начало и высокий человеческий гуманизм; все вместе – осмысление человеческого бытия, а сквозь осмысление – борьба, всегда борьба, всегда утверждение духовных сил и ценностей. Для тематики его работ характерны вечные антитезы добра и зла, смерти и жизни, войны и мира. А в реализации тем ощутима человеческая его позиция, и не только ощутима, она порой превалирует и над текстом» (Н.Горбачева).

Для более подробного знакомства с художником обращайтесь к его сайту: vol-art.ru

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: с 10-00 до 18-00. Выходной воскресенье.

III ВЫСТАВКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА

III ВЫСТАВКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ПРИГЛАШАЕМ НА НОЧЬ МУЗЕЕВ! ПРЕЗЕНТАЦИЯ  ВЫСТАВКИ 21 МАЯ 2016 Г. В 14 Ч.!

В мае, в преддверии  Ночи музеев в малом зале Свердловского регионального отделения открылась III ВЫСТАВКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА, где ряд авторов представит результаты своих творческих  поисков. Используя арсенал как традиционных, так и современных материалов, опираясь на опыт экспериментаторов XX века - от лирических абстракций до соц-арта  -  художники постоянно ищут свой путь в искусстве и предлагают зрителям оценить результаты их открытий. Имея за спиной годы академических штудий, экспоненты не останавливаются на достигнутом; глядя  в будущее, они распахнуты для новых творческих дерзновений.

Участники III ВЫСТАВКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА:

Андрей Баландин

Юлия Бут

Наталья Дорофеева

Юрий Ельешов

Оксана Жмаева

Сергей Крылов

Александр Маврин

Ваган Маргарян

Наталья Рагулина

Александр Сивков

Максим Смагин

Александр Степанов

Антон Таксис

Иван Тряпицын

Ирина Филиппова

Ура Ун (Е. Шашмурина)

 

Андрей Баландин, родоначальник Уральского кибер-панка, представляет скульптурную группу «Чугун» из серии «Уральское народное кибер-панковое искусство»: «Радар мыслей», «Кофемашина», «Автоматический дозвон», «Торпедоносец». По мнению художника, чугунное каслинское литье как эстетический феномен присутствует в культурном багаже каждого уральца, однако образы вековой давности, некогда восхищавшие обывателя, уже не соответствуют сознанию человека новейших технологий, поэтому автор дерзнул взять на себя ответственность за создание современных образов в виде увеличенных макетов объёмных пластических композиций, имитирующих чугун.

 Юлия Бут в «Стеклянной волне» экспериментирует со столь знакомым, но всё же загадочным материалом - стеклом, а также обыгрывает неисчерпаемость движения волны, воспринимая её как символ всплеска эмоций и чувств, то возрастающих и могущих накрыть с головой, то спадающих и исчезающих вовсе. В славянской картине мира волна указывает на знак сбережения, сохранения от злых мыслей,  зависти и нападений.

Юрий Ельешов в триптихе «Игры с цветком. Большой андронный коллайдер» аппелирует к вопросам возникновения материи. Пытаясь выразить многомерность теорий и подходов к строению Вселенной, он обращается к сложным фактурным поискам, искусно располагая на поверхности картин замысловатые абстрактные изображения, которые утверждают выразительную ценность розово-охристого цвета, царственную звучность золота, трепетность вибрирующей поверхности,  импульсивность текучих линий,  светоносность гармонических излучений, передающих изначальный импульс творения.

Сергей Крылов работает в области  цианотипии - способе получения фотоизображения при помощи нанесения на бумагу фоточувствительной эмульсии и дальнейшего её засвечивания ультрафиолетом. Цианотипия способна передать противоречие между документальностью и образностью, а цвет изображения, метафора неба, от дневной лазури до бесконечности космоса ночного неба, усиливает художественный эффект. Серия работ «Простые формы» - попытка автора путем аналоговой фотопечати найти баланс между пикселизацией искусства цифровыми технологиями и непрерывностью процесса творчества

Группа ДНК-арт (Александр Маврин и Александр Степанов) представляя работы «ДНК супрематизма» и «ДНК печени», ссылаются на учёных, утверждающих, будто гены картофеля могут встроиться в геном человека с той же вероятностью, что и гены трансгенного овоща, и предполагают, что ДНК человека может содержать «образные гены». Насколько это вероятно,  предлагается поразмыслить зрителю.

Идея  композиции «Победа над Солнцем, или небольшое затмение в красках и коллаже» определена фактом сотрудничества знаменитых ММ - Матюшина (композитор) и Малевича (художник), которые сто лет назад представили миру «Победу над солнцем» (родившую помимо оперного образа также и «Черный квадрат).

В мобиле «Супрематическое время» А. Маврин хочет доказать, что супрематизм как явление медленно (уже в течение века) «набирает обороты», периодически «срываясь вниз», но, тем не менее, супрематическое время существует реально и в развитии.

Ваган Маргарян, обращаящий в своём творчестве к соединению таких разных материалов как дерево и металл, размышляет о диалектике развития человеческой цивилизации, построенной на нерасторжимом сопряжении разрушения и созидания. «Руки и мечи» - сложное единство пульсирующих энергий стихий дерева и металла, наполненное символикой древних знаков,  где доминирующую роль играет символ меча, могущего,  по мнению автора, как защитить и уберечь, так и уничтожить.

Наталья Рагулина  в работе «Мировоззрение»  утверждает, что впечатления и фантазии творца, как и познание окружающего пространства бесконечно, а проявление образов ничем не ограничено и развивается, как спираль, во времени -  с каждым новым витком…

«Колокольный звон» Александра Сивкова, имеющий троичное структурное основание,  построен на вибрации переливающихся бликов бронзовой,  серебряной и золотой потали на небесно-голубом фоне, которая созвучна малиновому колокольному звону, разливающемуся в вечернем воздухе. Работы выполнены художником во время «живого» колокольного звона.

Скульптура «Прототип-88» Ивана Тряпицына - это рассуждение о собственном восприятии потока и энергии мысли, их влияния на формообразование отдельных предметов и пространства, а также о параллельности и пересечении в мироздании одних потоков сознания с другими  - как на уровне макро-, так и микрокосма.

Особое место в рамках данной выставки занимает арт-проект «Слоны рисуют» - несколько привезённых из Тайланда картин, нарисованных слонами,  могут стать для зрителей удивительным открытием.

Без сомнения, заинтригуют изобразительные эксперименты Станислава и Ирины Шминке в области ИНЦЕПЦИОНИЗМА -  произведения на стыке высоких технологий и искусства,  созданные искусственными нейронными сетями (ИНС). Возникновение подобных картин все желающие  смогут увидеть собственными глазами 21 мая, в Ночь музеев - авторы продемонстрируют своё владение технологиями на примерах обработки художественных объектов.

Галина Шарко

Официальное открытие выставки – 21 мая, в Ночь музеев, в 14 ч.

Выставка работает до 30 мая. Вход свободный.

 

 

 




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: с 10-00 до 18-00. Выходной воскресенье.

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ ГЕННАДИЯ РАЙШЕВА

16 мая  в большом зале Свердловского регионального отделения  открылась персональная выставка живописи Г.С. Райшева.

Геннадий Райшев - заслуженный художник России, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа, член-корреспондент Российской академии художеств. Почетный гражданин города Карпннска, почетный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа (Югры). Почетный академик Академии искусств и художественных ремесел им. Демидовых. Лауреат премии «Звезда утренней зари» депутатской Ассамблеи народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Геннадий Степанович Райшев  родился 1 ноября 1933 года в деревне Сивохрап близ села Самарово Остяко-Вогульского (ныне Ханты-Мансийского) автономного округа на притоке Оби Салыме в семье охотника-ханта Степана Мироновича Райшева и жены его чалдонки (русской коренной сибирячки) Евгении Федоровны, урожденной Коневой. В 1944 году окончил начальную школу, в 1948 г. продолжил учёбу в Сургуте. Одним из его учителей стал Аркадий Степанович Знаменский, потомок известного художника и этнографа М.С. Знаменского. В интернате Райшев продолжал заниматься рисованием, к которому пристрастился с раннего детства. В 1954 году Геннадий уехал в Ленинград и поступил на северное отделение Педагогического института им. А.И. Герцена, где в 1959 году получил диплом преподавателя русского языка и литературы (также занимался на вечернем отделении художественно-графического факультета). Одновременно посещал натурные классы Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и методично изучал собрания Эрмитажа и Русского музея. В 1959 году женился на своей сокурснице Галине Алексеевне Ивановой, некоторое время жил в  Сургуте, затем в Шугозере Тихвинского района Ленинградской области, где вместе с женой в течение двух учебных лет преподавал русский язык и литературу. К этому времени относятся первые профессиональные живописные полотна и рисунки Геннадия Степановича. В сентябре 1962 года он переехал в Карпинск, городок на севере Свердловской области, где работал до 1975 года художником-оформителем в местном кинотеатре.

В 1974 году Г.С. Райшев был принят в Союз художников СССР за циклы графических работ. В 1998 году принял решение переехал в Ханты-Мансийск, где живет и поныне.

Ещё в 1990 году художник привёз в Ханты-Мансийск несколько сотен работ на первую крупную персональную выставку, состоявшуюся в окружном краеведческом музее. После демонтажа экспозиции картины остались в музее на временном хранении. В 1995 году часть коллекции была отправлена в г. Сургут, оставшиеся работы,  около 700 единиц хранения,  в 1996 году поступили в фонды открывшегося филиала «Мастерская художника Г.С. Райшева». В дальнейшем личная коллекция Г.С. Райшева пополнялась новыми работами, созданными автором в стенах его ханты-мансийской творческой мастерской, а также живописью и графикой, которую художник в 1996-2002 годах периодически привозил из Карпинска - Екатеринбурга. В 1996 г. был учрежден филиал Ханты-Мансийского окружного краеведческого музея «Мастерская художника Г.С.Райшева», преобразованный в 2001 году в учреждение культуры АО «Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева» (ныне филиал Государственного художественного музея http://raishevgm.ru).

Галерея-мастерская Геннадия Райшева - многопрофильный художественный и научно-исследовательский центр, который соединил в себе и мастерскую художника, и галерею, представляющую все многообразие проявлений его самобытного стиля, и центр изучения творческого наследия мастера, которое продолжает активно пополняться. Здесь создаются новые живописные и графические работы, книжные иллюстрации, с участием Геннадия Райшева формируются экспозиции выставок, проходят научно-практические конференции, встречи и вечера. Музей-мастерская является одним из самых заметных архитектурно-художественных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Здесь сформировано самое крупное собрание живописи и графики мастера, а также документального фонда, связанного с жизнью и творчеством Геннадия Степановича Райшева. В своих поисках Г.С. Райшев опирался преимущественно на традиции народного искусства обских угров и этнических общностей, проживающих в Сибири. Поэтому самый мощный и яркий пласт его творчества - фольклорно-мифологический. Райшева называют художником, унаследовавшим мифологическое мышление северного лесного народа, мир его сказок, легенд, суеверий.                                        

       Какие бы традиции ни преломились в творчестве Геннадия Райшева - наивного искусства, примитивизма, абстракционизма или других - художник отличается осознанной творческой позицией, которая не признает разделения на реальное и абстрактное. Скорее, можно сказать, что Райшев - автор собственной изобразительной системы, основанной на традициях северного стиля и их воплощениях в современном художественном контексте.

Награжден Золотой медалью Российской академии художеств, орденом «За служение искусству» Российской академии художеств.  Его имя занесено в энциклопедию «ЛУЧШИЕ ЛЮДИ РОССИИ».

ТВОРЧЕСТВО  ГЕННАДИЯ  РАЙШЕВА

Для Геннадия Райшева путь в искусство был труден. Его живопись и графика долго встречали настороженное отношение и из-за остроты поднятых в них социальных и экологических проблем и из-за непривычности выразительных средств. Да и сегодня, при всем признании в нем коллегами истинного художника, при неподдельном интересе к нему любителей искусства, Райшев остается во многом непонятым. Одни акцентируют в его творчестве этнографическое начало, другие относят Райшева к наивному искусству. Между тем, зная с детства быт сибирских народов, восхищаясь и вдохновляясь их прикладными изделиями и изобразительными примитивами, осознавая свою внутреннюю связь с такими художниками Севера, как Тыко Вылко и Константин Панков, сам Райшев являет тип иного мастера. Его творчество не только эмоционально, но и глубоко продуманно, неотрывно от сложных художественных исканий XX века.

Начало творческого пути Райшева пришлось на время так называемой оттепели, знаменательное для жизни нашей страны, нашей культуры. На рубеже 1950-х – 60-х годов у советских художников появилась возможность, правда, далеко неполная, говорить о том, что их действительно волнует, осваивать традиции, ранее находившиеся под запретом. Райшев жадно впитывал впечатления от Врубеля и Чюрлениса, Ван-Гога и Гогена, Сезанна и Матисса. Наиболее близкой оказалась ему экспрессионистическая тенденция, ярко проявившаяся как в гравюре, так и в живописных полотнах 60-х годов - в пейзажах, портретах, натюрмортах. На протяжении десятилетия экспрессионистические черты усиливались, становясь основой художественного мышления: появились откровенная деформация фигур, заострение характеристик, гротеск.

Активное освоение опыта европейского искусства совпало в начале 70-х с обращением или, точнее, возвращением, к своим национальным истокам. «Я знаю, на какой земле я родился, как первый луч солнца меня осветил, дал собственное зрение видеть кругом. То, что встретило меня в этой жизни, стало источником любви. Вода, трава и утки, облака, люди и их сказки. Это основа, на которую можно опереться», - говорит художник. В 70-е годы Райшев обрел самостоятельность, выработал индивидуальный, ни на кого не похожий стиль, во многом опирающийся на пространственное и пластическое мышление народов Сибири. В картинах, объединенных общей темой «Хантыйские легенды», воспоминания детства сливаются с фольклорными образами. Человек и природа у Райшева мифологизированы и сплавлены в единую, плотную живописную материю. Построенная на контрастах темных земляных тонов с зеленым и желтым, с синим и розовым, переданная упругими фактурными мазками, она сродни земной коре.

Воссозданный Райшевым мир не безмятежен: он полон противоборствующих начал, олицетворенных в проносящихся над хантыйской землей злых и добрых духах. В природе эти начала естественны и уравновешивают друг друга. Дисгармония начинается тогда, когда в природу бездумно вмешивается цивилизация: сохнут в нефтяных разливах деревья и плачут гагары, всплывает погибшая рыба, кончается глухариный ток, пустеют стойбища и деревни.

Начиная с 1980-х годов, все большее место у Райшева занимает русская тема: жизнь сибирской деревни с характерными приметами быта – с баней и вениками, русской печкой, масленичными блинами, жаркой летней страдой, суевериями и задушевными песнями, с удалым катанием на тройке, с озорными зимними метаморфозами. Скорбно и величественно звучат у него «Российские песни» – полотна, написанные в конце 80-х—90-е годы и отражающие трагический путь, пройденный народами России в XX веке. В них суровая, порой жестокая, правда о мужицких попойках и бабьих слезах, о лени и апатии, и, вместе с тем, сострадание к народу, любовь к нему, понимание его исторических бед, ощущение себя его частицей.

Райшев мыслит категориями пространства, формы, цвета, его картины становятся моделями мироздания. Поэтому его раздумья о жизни и художественные искания неразрывны. Переходя в 80-е годы от судеб близких людей, тех, кого он хорошо знал и нередко обозначал в названиях картин конкретными именами, к более широким обобщениям, Райшев словно воспаряет над землей. В его композиции входит небо. Пространство расширяется, перспектива становится радиальной. Одновременно вязкую, материально-осязательную живопись сменяют легкие, порой бесплотные тени. В пшенично-золотистом мареве тают контуры мужчин и женщин, орудий труда и утвари, появляются мотивы стола, накрытого белой скатертью, радуги, исчезающей в небесах, могучей сосны, крона которой осеняет пронизанные красными рефлексами дали. В 90-е годы все более возрастает роль обретающего символический смысл цветоносного света.

«Постигая жизнь, дохожу до символа, иероглифа и снова иду обратно, чтобы насытить их чувственными началами». Эти слова художника помогают понять сложность его стремлений. Каждая встреча с ним обещает открытие. Еще в молодости избравший своим учителем все мировое искусство, но никому прямо не подражавший, Райшев достиг свободы самовыражения, овладел различными художественными приемами и средствами. Трудно не согласиться с самооценкой мастера как «инженера живописи», которому «открыты все состояния изображения». Рядом с полотнами, основанными на, кажется, предельном обобщении, возникают работы, восхищающие непосредственностью, трепетностью восприятия натуры. В цветовые симфонии, приближающиеся к беспредметности, неожиданно входят тональная живопись или острые графические силуэты. Продолжая неустанно экспериментировать, Райшев утверждает новые возможности изобразительного искусства, как сама жизнь до конца непостижимого.

Галина Голынец

Выставка продлится до 5 июня.




"Выставочный зал Свердловского регионального отделения "Союз художников России": ул.Куйбышева 97. тел. 261-70-97.
Свободный доступ: с 10-00 до 18-00. Выходной воскресенье.