ФЕСТИВАЛЬ «УРАЛ-ГРАФО-V». ВЫСТАВКА ГРУППЫ «ТЕРНОВЫЙ КУСТ»: ВАЛЕРИЙ ГОШКО, НИКОЛАЙ КОМАРОВ, АНДРЕЙ ЛОПАТИН (МОСКВА)
Итоги выставки
С 29 октября по 25 ноября 2024 г. в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России в рамках Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО-V» работала выставка группы «Терновый куст»: Валерий Гошко, Николай Комаров, Андрей Лопатин (Москва).
В разные годы (с 1993 г.) выставки под данным названием объединяли авторов, творческий путь которых начался ещё в 1970-е гг. Активные участники выставок разного уровня, общих пленэров, рабочих групп, в том числе, в Домах творчества «Челюскинская» и «Сенеж», хорошо знающие друг друга, художники в 1990-е решили провести выставку, позволяющую расцвести разным побегам на едином древе («кусте») искусства. Их сблизили высокий профессионализм, тяготение к сплавлению в творчестве академической основы, экспериментов XX в., оригинального авторского языка, взаимное притяжение и уважение. Название первой выставки закрепилось за свободным объединением, как выяснилось, совершенно не случайно.
В мировую культуру образ тернового куста приходит из Ветхого завета - именно в нём на горе Хорив пророк Моисей видит огонь и слышит голос Бога. В христианстве тёрн - символ страданий Христа, в дальнейшем он указывает на испытания и трудности, которые нужно пройти для достижения цели. Однако «Терновый куст» - это и сборник американского журналиста и писателя Джоэля Чандлера Харриса «Сказки дядюшки Римуса» (1870-1890-е), главный персонаж которого - Братец Кролик, попавшись однажды в лапы Лису, умоляет последнего не бросать в терновый куст. Попав же туда, он несказанно счастлив, ведь это его жизненное пространство. Собственно, на сложных ассоциациях о терновнике, несущем страдания, но при этом родном доме, и основано название группы. Ведь художник, годами обретая самостоятельность видения мира, авторский голос, инструментарий выражения, проходит множество испытаний, порою сопряжённых с болью и разочарованием, но без них не может состояться. Пространство мастерской для него становится терновником, где он творит, именно там осуществляется его подлинная жизнь, там он дома, может спрятаться от перипетий окружающего мира.
Каждый художник группы «Терновый куст», представленный в экспозиции, - самостоятельный автор, вобравший созвучную внутреннему камертону часть наследия мирового и отечественного искусства, мастер-демиург, построивший своё мироздание.
Валерий Гошко в графических листах проводит траекторию от чувственной Эллады до одухотворенных пейзажей Переславля-Залесского, напрямую связанных с российской историей, культурой и художественностью. Он легко перемещается в воображаемых историко-культурных путешествиях - из современности в античность, из дохристианских времен - во времена европейского Ренессанса, русского Средневековья, оставаясь при этом художником современным. Художник переосмысливает в своих ландшафтных натюрмортах безграничный словарь искусства, его изобразительный язык, извлекая из холста бесценные для звуки иных культур и цивилизаций, создавая свое, созвучное времени художественное пространство.
Николай Комаров соединяет в листах различные смысловые, стилистические, технические идеи, жанры. Излюбленная техника мастера - малотиражная авторская печать, дополненная коллажными вставками, где каждый оттиск отличен от предыдущего и последующего и обладает своей неповторимой индивидуальностью. Взаимопроникновение и наложение друг на друга размытых пятен, фигуративного изображения, полустертых букв утраченного языка, росчерков карандаша и мазков кисти, обрывков бумаг с рваными краями создают притягательный и манящий мир.
Андрей Лопатин - многогранный художник, автор большого количества графических произведений. И в каком бы жанре он не работал, всегда остается самим собой. Его художественный почерк легко узнаваем и неповторим. Его литографические пейзажи живописны. Художник ювелирно передает легкую едва уловимую дымку летнего утра, тонко струящуюся по водной речной глади, и почти осязаемые лесные заросли. Здесь отчетливо читаются классические традиции русского пейзажа. Лопатин использует широкий арсенал изобразительных средств: светотеневые контрасты, ритмы, линии, штрихи, сочетание разных планов, способствующих созданию глубины художественного пространства.