V ВСЕРОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЬ ГРАФИКИ «УРАЛ-ГРАФО»: ВЫСТАВКА ВАЛЕРИЯ АРХИПОВА (МОСКВА)
Итоги выставки
С 29 августа по 25 сентября 2024 г. в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России в рамках V ВСЕРОССИЙСКИЙ ОТКРЫТОГО БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЯ ГРАФИКИ «УРАЛ-ГРАФО» работала персональная выставка заслуженного художника Российской Федерации Валерия Архипова (Москва).
Экспозиция включила более 90 работ: станковую графику из серии «Провинциальные истории» (2000-2024), эскизы к кинофильмам: «Изображая жертву» (2006), «20:17» (2016), «Мира» (2016), «Сирийская соната» (2022), «Жизнь и смерть Фёдора Сатина и его коровы Мамки» (2023) и др.
Валерий Валентинович Архипов - заслуженный художник Российской Федерации, член Московского союза художников, действительный член Российской академии художеств, декан художественного факультета Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (профессор), член Союза кинематографистов Российской Федерации, участник более чем 100 выставок различного уровня, художник-постановщик более чем 40 фильмов.
Творчество Валерия Архипова охватывает самые разные грани художественной деятельности - работу в кино и в театре, создание станковых живописных произведений и графических серий, оформление книг, роспись фарфора ... Во всех этих произведениях можно увидеть следование отечественным национальным традициям как в выборе ценностных ориентиров, так и в использование структур художественного языка прошлого, служащих образной передаче содержания, связывающих современность с историей и культурой нашего народа.
Конечно, прежде всего, Валерий Архипов - художник кино. После окончания ВГИКа он работает на к/к «Мосфильм» как художник-постановщик и как художник по костюмам - с его участием создано более четырёх десятков фильмов, действие которых разворачивается в разные исторические периоды - от эпохи Древней Руси до современности.
Например, действие чёрной комедии режиссера К. Серебренникова «Изображая жертву» (2006) развертывается в «весёлые» 1990-е годы, атмосфера которых прочитывается уже в выборе для эскизов к фильму серого фона пастельной бумаги «Энгр». Эта «серость» во многом определяет эмоциональное звучание изобразительного решения фильма, отражая внутреннюю примитивность существования персонажей. Той же задаче отвечает четкое структурирование планов места действия - линии пастельных мелков то подчеркивают странную «застылость» отдельных мизансцен, движение в которых разворачивается на первом плане («Следственный эксперимент», «В кафе»), то «взрываются» резкими диагоналями («Рыба фугу»), передавая абсурдную логику развития жизни героев, образы которых выполнены с присущей художнику выразительностью.
Внимание и чуткость к материалу (одна из граней «отзывчивости» души русского художника, о которой говорил Ф.М. Достоевский), умение не просто воспроизвести атрибуты того или иного исторического периода, но и почувствовать формирующий события жизни героев дух времени, а также найти изобразительные приёмы, наиболее точно передающие художественный образ и атмосферу каждого драматургического текста - эти черты свойственны лучшим произведениям работавших с литературным материалом русских художников - от мастеров начала XIX в. и художников «Мира искусства» до отечественных сценографов и иллюстраторов-графиков советского периода.
Выразительны графические работы художника, мастерски выполненные карандашом и пастелью, акварелью и тушью. Острая наблюдательность и точно фиксирующая мимолетные впечатления динамичная линия позволяют говорить о непрерывающейся линии развития отечественной школы графики от П. Боклевского, П. Шмелькова, В. Серова, Е. Лансере до наших дней. Это можно видеть в серии рисунков, показывающих жизнь современной «русской глубинки» (они объединены художником в серию «Провинциальные истории»), которые являются своеобразным изобразительным дневником художника. Листы этого дневника создаются им во время поездок со съёмочными группами – как художник–постановщик фильма В. Архипов в поисках кинолокаций исколесил страну от древнерусских городов Золотого кольца и Поволжья до Крыма, Мурманска и Магадана. Во время съёмок художник не расстается с блокнотом, на страницах которого в свойственной ему остро-гротесковой манере фиксирует характерные сцены и эпизоды нашей сегодняшней жизни, используя самые разные техники - от акварели и карандаша до оказавшихся в нужный момент под рукой шариковой ручки или фломастера.
Обладая тонким чувством природы и архитектурного стиля, в «провинциальных историях» Валерий Архипов сосредоточен не на воссоздании места действия – оно намечено отдельными деталями, а на изображении людей с их ежедневными делами, заботами и радостями: они едут по своим делам в метро или, привольно раскинувшись, загорают на пляже, парятся в бане или стоят в очереди за продуктами в сельском магазине, сплетничают, торгуются на рынке, доят коров, ловят рыбу, эту рыбу едят… Разворачивающийся перед нами от страницы к странице калейдоскоп этих разных сцен и событий складывается в единую картину подлинной в своей естественности и простоте реальной жизни, каждый момент которой важен и наполнен для художника своим сокровенным смыслом.
Энергичная стремительная линия, свойственная всем графическим работам мастера, передаёт острую характерность каждого персонажа, и, сочетаясь с присущей художнику иронией, рождает почти сатирические образы: продавец шаурмы, размахивающий кухонным ножом как кинжалом; собиратель мухоморов, превратившийся в огромный трухлявый гриб; сидящая перед зеркалом и любующаяся собою красотка, облепленная дольками лимона. Точно схваченные поза и мимика каждого из этих героев отнюдь не превращают картины провинциальной жизни в фоторепортаж с места событий – мастерски соединяя отдельные черты, присущие определенному характеру, гиперболизируя масштабные и пространственные соотношения для достижения выразительности своих персонажей, художник выходит на уровень обобщения, позволяющий создавать не просто портреты конкретных людей, а хорошо узнаваемые типажи. Такое умение увидеть и раскрыть в человеке основу, определяющую значимость и знаковость его жизни, традиционно для русского искусства, всегда стремящегося «дойти до самой сути». Видение «самой сути» жизни нашего времени художник представил в графической серии провинциальных историй, образы героев которых образуют пеструю мозаику современной изобразительной «человеческой комедии» Валерия Архипова.
Как декан художественного факультета ВГИКа профессор Валерий Архипов много времени уделяет педагогической работе. Обладая неистощимым зарядом энергии и искрометным темпераментом, он ведет занятия по живописи, ежегодно организует десятки выставок педагогов и студентов, выезжает на летнюю практику со своими учениками, участвует в конференциях и «круглых столах» в институте, в Российской академии художеств, в Союзе художников России, готовит к изданию альбомы, посвященные истории художественного факультета и его творческим мастерским и, конечно, создает новые произведения, которые становятся критерием оценки студентами современных явлений искусства и культуры, «точкой отсчета» понимания искусства живописи будущими художниками – студентами художественного факультета ВГИКа, деканом которого является Валерий Валентинович Архипов.
Ольга Клейменова, Москва