Сегодня: 07-02-2025

Православный мир


Итоги выставки

C 26 июня по 22 июля 2024 г. в малом зале Дома художника работала выставка «Православный мир». Экспозиция представила произведения членов Свердловского регионального отделения Союза художников России, которые работают в как рамках православной традиции, так и светского искусства. Все работы, так или иначе, связаны с православным храмом, важнейшим компонентом которого является икона, или с его образами, ставшими ядром пейзажа и запечатлёнными художниками. Важно, что храм понимается авторами как Церковь - собрание верующих, сообщество людей, живущих по заповедям Христовым; храм же является символом Церкви, аккумулятором смыслов и выразителем важнейших идеалов и ценностей православия.

Христианство зародилось на Ближнем Востоке, две тысячи лет назад, в основе этой религии - вера в Иисуса Христа, Богочеловека, Спасителя мира. Главный источник христианского вероучения - Священное Писание, или Библия, особенно её вторая часть - Новый Завет, и ряд иных источников (Священные Предания, Писания Отцов Церкви и др.). Христианство утверждает вечную жизнь стремящейся к Богу человеческой души, которую земное бытие подготавливает к вхождению в Царство Божье через Церковь - Царство Божие на земле, «Небесный град…, где истинное и полное счастье, которое есть дар Божий» (Августин Аврелий, раннехристианский отец Церкви IV-V вв.).

Все формы церковной культуры, с начала возникновения, имеют символический характер, поэтому требуют знания сакральных смыслов, которые раскрываются только в процессе длительного погружения в суть религии. Русь обрела христианство в византийском варианте, на который наложила особенности своего мировосприятия. Важно, что по прошествии двух тысяч лет христианские традиции не прерываются, а по-прежнему отвечают на самые важные, смысложизненные вопросы, задают камертоны ценностей, формируют идеалы, и выставка «Православный мир» - убедительное тому доказательство.

 Важная часть экспозиции – иконы, созданные членами секции церковного искусства Свердловского регионального отделения Союза художников России, в том числе, сёстрами Александро-Невского Ново-Тихвинского  женского монастыря. Это «Распятие», «Архангел Гавриил», «Святой праведный Симеон Верхотурский», «Божия Матерь-Услышательница», «Царская семья», «Преподобный Никифор прокажённый», «Ангел-хранитель», «Спас Вседержитель» и др.  ОбразА  написаны монахинями Филицитатой, Евой, Нектарией, Херувимой, мирскими художниками  Ольгой и Марией Водичевыми, Валерией Пискуновой, Олегом Мухачёвым с соблюдением всех правил иконописания: плоскостность и деформированность фигур, устойчивость композиционных решений, цветовая символика, особенности технологии создания. Канон не столько  ограничивает авторов, сколько позволяет им более глубоко выразить личное отношение - через особую проникновенность письма, пластическую выразительность, тонкую колористическую нюансировку. От зрителя лицезрение иконы требует особого настроя для погружения в её символическое содержание. В храме же икона является частью гармонии всего литургического действа, включающего не только визуальный ряд, но и слово священника, хор певчих и прихожан, ароматическую атмосферу, и вносит ноты торжественности, величия, радости или скорби.

Ряд образОв экспозиции дополняют фотоматериал дипломных работ студентов реставрационного отделения Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра, которые с 2005 г. трудятся над восстановлением икон храма Николая Чудотворца из с. Быньги Невьянского района (на сегодняшний момент   более 50 памятников церковного искусства обрели новую жизнь и находятся в родной церкви). Погружению в храмовое пространство помогают и копии: архангела Гавриила фрески Дионисия западного портала собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (XVI в.), выполненная Михаилом Житниковым, и римской мозаики Отца Церкви Григория Нисского (IV в.), воссозданной Еленой Веселовой.

В экспозиции представлено также творчество тех уральских художников, в чьих работах православный мир обретает современное звучание. В каждом живописном или графическом произведении запечатлён экстерьер конкретных церквей или их внутреннее пространство, ещё раз доказывая, что храм - это место, где концентрируются жизненно важные смыслы, аккумулируются ценности горнего мира, сгущается духовная энергия, осуществляется служение высшим идеалам. Образы церквей в интерпретации  Ольги Водичевой, Алексея Ефремова, Валерия Костина, Евгения Липихина - всегда центр композиции, организующий окружающее пространство; пластическая выразительность куполов и колоколен, их вертикальная ориентированность, сияющая белизна или красочность стен усиливают доминирующую роль храма в каждой работе, при этом в каждой работе, сообразно художественному языку автора, выражено его личное отношение. Юлия Непокрытая, отталкиваясь от натурного материала, претворяет средствами живописи физический свет, проникающий во внутреннее пространство церкви, в свет духовный. Особые вибрации храма улавливает гармонией красок Татьяна Степанова, жанровая  композиция Руслана Саржанова помогает погрузиться в  атмосферу литургии, сосредоточенный духовный настрой передаёт тематический натюрморт Елизаветы Нетреба. Работы Инны Лемоновой и Ольги Севостьяновой,  также посвящённые персонажам церковной истории или праздникам, выполненные в техниках эмали и войлоковаляния, вносят особую теплоту и проникновенность в звучание экспозиции. Представляет интерес фотоматериал церковных ювелирных украшений, входящих в часть облачения священнослужителей – служебные и нательные  кресты,  панагии и др., созданные В. Игнаткиным.

Прориси и последующие этапы создания икон XVI в.  (из пророческого ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря) и копии произведений Ю. Шнорра Карольсфельда на библейскую тематику, воплощённые силами студентов СХУ им. И.Д. Шадра, позволяют прикоснуться к живой истории и оценить сложность обретения профессии реставратора, требующей специальных художественных, культурологических, религиоведческих и технологических знаний и мастерства.

Галина Шарко, искусствовед