ВЫСТАВКА «ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ ФАКУЛЬТЕТА ГРАФИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ИМЕНИ ИЛЬИ РЕПИНА»
Информация
С 2 декабря в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России в рамках V ВСЕРОССИЙСКОГО ОТКРЫТОГО БИЕННАЛЕ-ФЕСТИВАЛЯ ГРАФИКИ «УРАЛ-ГРАФО» открыта выставка «Избранные работы факультета графики Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина». Экспозиция представляет работы студентов факультета, выполненные молодыми художниками в мастерских офорта, линогравюры, литографии, ксилографии. Работы преподавателей тоже присутствуют в выставочном пространстве.
Официальное открытие выставки состоится 4 декабря в 17 ч., в 15.30 пройдет встреча с преподавателями Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина Ю.В. Башкирцевым и М.А. Раздобурдиным.
Высшая школа мастеров русского искусства и центр художественной жизни страны – «Академия трех знатнейших художеств» - была основана по инициативе И.И.Шувалова и М.В.Ломоносова указом Сената в 1757 г. За свою историю Академия художеств ни разу не меняла своего назначения - воспитание молодых художников. С самого начала основой образования являлась стройная методическая система, она изменялась и совершенствовалась, отражая новые растущие потребности времени. И сегодня основой учебного процесса Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина является принцип преемственности лучших традиций отечественного и мирового искусства, включая воспитание традиционного сознания высокой общественной роли художника и долга служения его Отечеству.
Факультет графики деятельно развивает общую для академии концепцию воспитания молодых художников на основе высоких традиций академической школы. Известные российские живописцы и графики ведут курсы рисунка, живописи, композиции, литографии, шелкографии, офорта, гравюры, искусства шрифта и искусства книги. Основная особенность графического факультета - обучение студентов творческому мышлению и техническому мастерству в использовании печатных техник: офорта, литографии, ксилографии, линогравюры, шелкографии, гравюры на пластике, на картоне. По этим дисциплинам выполняются специальные длительные задания. В избранных техниках печати исполняются также многие композиционные задания (книжные иллюстрации и станковые листы). Принципы обучения рисунку, живописи и композиции совпадают с теми, что существуют на факультете живописи, однако дополнительно изучаются техники и традиции акварельной живописи, гуаши, темперы, пастели.
Последовательное практическое ознакомление с печатными графическими техниками происходит во время первых двух лет обучения. После окончания второго курса происходит распределение студентов по персональным мастерским. В мастерской станковой графики задания по композиции предусматривают выполнение серий графических работ в выбранных техниках, а задания в книжной мастерской - выполнение макетов книги и всех книжных элементов на заданную руководителем мастерской тему. Выполнение этих семестровых работ близко и обстоятельно знакомит студентов с закономерностями построения композиции и помогает использовать всевозможные композиционные приемы в создании книги или графического листа. Шестой год обучения предназначен для выполнения дипломной работы на выбранную тему.
Курс офорта на факультете графики ведет Роман Сергеевич Оленич, старший преподаватель кафедры графики, старший преподаватель кафедры живописи и композиции. Из печатных техник на 2 курсе изучаются линогравюра и ксилография, а также шелкография, которую преподаёт Иван Александрович Лебедев.
Технологию печати торцовой гравюры в Академии художеств имени Ильи Репина преподаёт заведующий кафедрой графики Юрий Владимирович Башкирцев. «С данной техникой студенты знакомятся на II курсе в рамках освоения техники высокой печати, включающей в себя и продольную (обрезную) гравюру, и линогравюру, и гравюру на пластике. Гравюра на продольной доске известна с незапамятных времён, неизвестно, кто первым её освоил и применил. А гравёр, одним из первых освоивших работу на торце дерева, - это Томас Бьюик, живший в Англии в XVIII в. Именно он сделал данный вид гравюры заметным событием в искусстве печатной графики. XIX век стал «звёздным» веком для торцовой гравюры. Её возможности в многотиражной графике и совмещение с шрифтовым набором позволили ввести её в книгу, журнал, газету, афишу и т. д. Большое распространение получила репродукционная гравюра. Е. Е. Бернардский, Л. А. Серяков, В. В. Матэ - далеко не полный перечень выдающихся российских гравёров XIX в. Изобретённая в конце этого века офсетная печать потеснила торцовую гравюру, но техника осталась в активе художников, и в XX в. вновь стала важным элементом художественной жизни. В. А. Фаворский, А. Д. Гончаров, Н. Н. Купреянов, А. П. Остроумова-Лебедева, А. И. Кравченко, П. А. Шиллинговский, Г. Д. Епифанов и многие другие художники, работая в этой технике, раскрыли её новые грани и возможности. Из роли репродукционной торцовая гравюра перешла в разряд исключительно авторских техник. XXI в. не забыл эти достижения, и возможно, скоро мы узнаем новые имена художников, открывших новые возможности этой интересной и вполне доступной печатной техники» (Ю.В. Башкирцев).
Курс литографии ведет Александр Николаевич Федоров, старший преподаватель кафедры графики, заслуженный художник Чувашской Республики. По словам педагога, «основной целью дисциплины «Литография» является подготовка квалифицированного художника-графика, способного воплотить свои творческие идеи в печатной графической технике черно-белой и цветной литографии. Главной задачей литографии является формирование у студентов знаний и практических навыков, необходимых в профессиональной деятельности художника-графика».
Выставка из собрания факультета графики Санкт-Петербургской академии художеств им. Ильи Репина - редкая возможность увидеть разнообразие печатных техник, индивидуальных манер пластического языка, особенностей мышления множества молодых авторов.
Выставка открыта до 28 декабря 2024 г.
ЧАСЫ РАБОТЫ ВЫСТАВОЧНЫХ ЗАЛОВ ДОМА ХУДОЖНИКА
Понедельник - 12.00 -18.00
Вторник - 12.00 -18.00
Среда - 12.00 -18.00
Четверг - 12.00 -18.00