УРАЛ-ТЕКСТИЛЬ
Итоги выставки
Выставка батика и керамики, представленная в Доме Художника, проходит в рамках межрегионального художественного проекта «Уралтекстиль: лето 2012», собрав в единое экспозиционное пространство работы разных художников, которых объединяет одно начало - любовь к особой технике росписи по ткани. Считается, что древнее искусство батика пришло к нам из Юго-Восточной Азии. Индонезийское слово «ambatik» дословно означает «покрывать каплями, наносить капли на ткань». Сейчас трудно разобраться, где впервые стали применять эту своеобразную технику, суть которой, согласно словарю Брокгауза и Эфрона, состоит в том, «что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воском, затем, после погружения ткани в красильный чан и восприятия ею краски, воск снимается». Однако хорошо известно: во всех древних культурах отмечается особая символическая роль тех рисунков, которые люди наносили на одежду и бытовые предметы. Вероятно, с острова Ява, где окрашенная в сине-коричневые цвета ткань (с изображением традиционного яванского оружия криса) символизировала единство Космоса и человека, применялась в ритуальных церемониях, будучи доступной лишь немногим, и перекочевала в соседние регионы: Индию, Китай, Японию, обретя особенности и своеобразие местного мировоззрения и бытового уклада.
Когда с XVII века началась активная колонизация этого региона европейцами, наряду с другими колониальными товарами в Европу рекой потекли разнообразные ткани, причём техники их украшения варьировались и взаимообогащались не только жителями Юго-Восточной Азии, но и европейцами. К XX веку батик прочно обосновался в декоративно-прикладном искусстве Европы, а потом и России. В России батик активно проявил себя после революции 1917 года, выступая не только как декоративный элемент (одежда, шторы, панно), но и как элемент идеологической пропаганды (вымпелы, плакаты, флаги с советской символикой). Благодаря театральным художникам Е. Лансере, А. Тышлеру и др. технику батика применяли и для изготовления сценических декораций. Хотя в советское время батик использовался чаще всего как «платочная» техника, интерес к нему никогда не пропадал, будучи, правда, локализованным в основном в Москве. С 70-х годов в СССР в технике батика оформляли общественные интерьеры, эстрадные площадки, театральные сцены; проводились, пускай и редкие, авторские выставки. С 90-х годов работы в технике батика стали неотъемлемой частью художественной жизни страны, давно перешагнув границы декоративно-прикладного искусства. Сейчас батик - это обобщенное название нескольких способов ручной росписи различных тканей (шёлк, хлопок, лён, шерсть и др.), в основе которых - принцип покрытия ткани составом, не пропускающим краску, тех участков основы, которые должны остаться неокрашенными. В основном применяют технику горячего и холодного батика, а также свободной росписи по ткани. Следует отметить, что искусство батика почти исключительно женское, очевидно, страсть женщин к украшению себя и окружающего пространства нашла здесь наиболее полное воплощение.
В выставочном зале находятся работы мастеров батика и керамики из Екатеринбурга, Москвы, Нижневартовска, Омска, Пензы, Перми. Не будучи ограниченными в выборе содержания изображений, авторы всё же тяготеют к определённым темам, например, мифологически-религиозным - здесь, очевидно, сказывается связь батика с магическими ритуалами. Керамика, используя природные материалы, также с глубокой древности связана с первобытной магией; овладевая глиной, мастер вступал во взаимодействие со стихиями и выстраивал мир в соответствии с мировоззрением. Серия Чагоровой Татьяны «На Купалу», «Лесной бог», «Дикий мир» Матияш Анны, «Духи» Екатерины Ивановой, «Большое гнездо» Алёны Горан, «Почитаемые северными народами», «Люди-сосуды» Кристины Тарариной, «Узел» Татьяны Колточихиной, «Чаша мира» Натальи Чухловиной, «Золотой ангел» Евгении Кузнецовой, «Легенды Скандинавии» Марии Песчанской, «Колесо времени» Ильи Кузьминых, «Лунные рыбы» Дарьи Давыденко, «Крылатка» Алины Ландау, - все работы имеют глубокий знаково-символический смысл, вырастая из мифологической или религиозной картины мира, обретая почти безграничное содержательное наполнение, и авторы, отталкиваясь от идеи, умело выстраивают пространство полотен, применяя графические изображения и цветовые соотношения или выстраивая форму в пространстве. Женское видение мира - с любовью к деталям и атрибутам повседневности, имеющим не только лежащий на поверхности, но и сокрытый первому взгляду смысл, трепетным вниманием к отношениям между людьми, восторгом от простых радостей жизни, - отражено в работах «Прогулка» Юлии Крашенинниковой, «За-игрывание» Натальи Кайзер, «Встреча» Софьи Хабибуллиной, «Гурман» Ольги Шумиловой, «Ночь подкралась», «Прогулка» Олеси Базуевой, «Лето» Людмилы Кузнецовой, «Играем в кошки-мышки» Марии Семёнкиной, «Городок», «Пути-дороги» Кристины Карклиной, «Детские игры» Галины Храмцовой и др., где каждый автор приоткрывает завесу тайны своего внутреннего «Я».
Многие работы на выставке затрагивают тему спорта и здорового образа жизни; это связано, очевидно, и с внутренними посылами авторов, и с вниманием общества к данной проблеме; вполне вероятно, что триптих «Скорость» Елизаветы Манеровой, серия «Здоровый образ жизни» Софьи Прохоренко, «Хоккей» Алексея Казакова, «Бобслей» Ирины Трисантович смогут украсить общественные пространства. Активные диагональные, волнообразные, вертикальные ритмы, их столкновения, напряженный контрастный колорит, яркие образы придают этим работам внутреннюю динамичность, передавая восторг движения и радость бытия.
Как любого художника авторов представленных работ интересует культурно-историческое наследие человечества (литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец), к которому они обращаются. Разные ритмы, страсть, томность, напряжение, динамику, кипучую энергию, экспрессию через разложение пространства на плоскости, характерные позы и движения, соответствующий колорит передают работы «Различные ритмы» известного мастера батика Ирины Трофимовой (г. Москва), «Ритмы танго» Яны Деменьевой, «Рок-н-ролл» Веры Терентьевой, «Танцовщица» Александры Пискулиной, «Песня» Анастасии Марченко. В самобытность японского театра, очарование Голландии, своеобразие жизненного пути поэта-футуриста, магическую игру слов, особый мир фильма»Кин-дза-дза» погружают: «Театр кабуки» Марии Песчанской, «Прогулки по Голландии» Людмилы Кузнецовой, «Весна Володи» Эльмиры Дементьевой, «Алиса в стране чудес» Анны Зориной, «Пепелац» Златы Кошелевой, и везде художники находят соответствующую содержанию художественную форму.
Получая яркие впечатления, заряд положительных эмоций, темы для размышлений от посещения выставки, зритель ожидает от авторов новых интересных открытий, новых художественных форм для воплощения творческих замыслов.
Галина Шарко