Выставка-номинация "Абстракция"
Итоги выставки
…Целесообразно обратиться также и к некоторому научному анализу понятия «абстракция». Здесь следует иметь ввиду, что научно-теоретические смыслы его постоянно обновляются. Если ранее абстракция понималась как процесс отвлечения от каких-либо свойств и связей объекта с целью выделения его общих, специфических и универсальных свойств, а также рассмотрения их в т.н. «чистом виде», то сейчас с понятием абстракция больше связывают человеческую способность анализирования и синтезирования объектов в разных формах деятельности – теоретической, практической духовной. То есть абстракция – это непременный атрибут любой человеческой деятельности, в том числе и творческой. Безусловно, есть логический смысл далее проанализировать подходы художников к созданию произведений, включенных в данную графическую экспозицию, рассмотреть как они понимают содержательные смыслы абстракции.
В рамках обобщения можно выделить следующие абстрактные подходы, отраженнее в экспозиции:
- иконический – характеризующий тем, что в основе графического текста различается знакомый объект или предмет окружающего мира;
- знаково-символический – когда основой графического изображения становится тот или иной известный или сочиненный художником знак, символ;
- индексированный – отличающийся тем, что в графическом произведении присутствуют легкие признаки какого-нибудь объекта, позволяющие «прочитать» его в результате определенных поисковых усилий;
- экспрессивно-лирический – в котором главную роль играют внутренние эмоциональные творческие порывы, импульсы и чувства авторов;
- логико-геометрический – отражающие логические характеристики и связи процесса выстраивания графических структур на основе геометризированных форм;
- эксцентрический – характеризующийся желанием автора «выделиться», подчеркнуть некое своеобразие самовыражения;
- фактурный – в котором художники акцентируют и разрабатывают фактурные векторы, как основу образной пластики;
- орфеический – использующий музыкальные содержательные средства и приемы (ритм, метр, контрапункт, полифонию и др.) в их изобразительной интерпретации;
- аналогово-стилизаторский – ассоциативно отсылающий к образным решениям того или иного мастера или образца, неявно использующий уже открытые средства и приемы;
- экспериментальный – ставящий своей целью любой эксперимент: цветовой, фактурный, композиционный и т.д.
Все перечисленные подходы к созданию абстрактного произведения не всегда существуют «в чистом виде», а подаются художниками в различных сочетаниях и комбинациях. Синтез подобной комбинаторики интересен и увлекателен для зрительского прочтения, а также для развития как логического, так и эмоционального интеллекта.
И еще добавим, что абстракция – это не только интересно, умно и полезно, но и просто красиво.
Александр Степанов, Татьяна Степанова