Сегодня: 05-12-2024

ВЫСТАВКА ВЛАДИМИРА КОШЕЛЕВА «МАГИЯ АКВАРЕЛИ»


Итоги выставки

С 11 по 31 октября в Доме художника работала выставка Владимира Кошелева «Магия акварели». В юбилейной экспозиции, приуроченной к 90-летию мастера, было представлено более 50  работ, созданных в разные периоды творчества.

Владимир Петрович Кошелев родился в 1933 г. в г. Ардатове (Мордовия), затем его семья переехала в Свердловск. В 1958 г. окончил живописно-педагогическое отделение Свердловского художественного училища (ныне СХУ им. И. Д. Шадра).  С 1959 по 1971 гг.  работал художником-мультипликатором на Свердловской киностудии, с 1970 по 1991 г. - в живописном цехе творческо-производственного комбината Художественного фонда СССР. Тогда же начал  активно участвовать в выставках разного уровня  -  от городских до международных. В 1980 г. стал членом Союза художников СССР (ныне Союз художников России).

С 1977 по 1988 гг. Владимир Кошелев в составе творческих групп объездил едва ли не всю страну -  от Прибалтики до Камчатки, повсюду запечатлевая и эпохальные события в истории страны (строительство заводов в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Качканаре, Тюмени,  на БАМе,в Заполярье и др.), и трудовые будни (лов рыбы на Камчатке, на о-ве Диксон, в Лиепайе, сбор урожая в Молдавии и др.),  и, конечно же, природную  красоту безграничных  просторов СССР.

Именно в поездках с акварелистами, собравшимися  со всех уголков Советского Союза, - Ромасом Бемом, Александром Губаревым, Валерием  Купцовым, Натальей  Богородской, Тиной Мацаберидзе и др. - сформировалась творческая манера и неповторимый художественный язык Владимира Кошелева. В этих путешествиях он  глубоко проникся особыми качествами акварели, соединяющими  в себекак характеристики живописи (разнообразие цвета и  тона, лепка  формы и построение  пространства цветом), так и графики (активная роль бумаги в  изображении, отсутствие рельефности мазка), с учётом того, что эти водорастворимые краски, прозрачная взвесь тонкого пигмента и воды, позволяют создавать эффект лёгкости, воздушности изображения и передавать тонкие цветотональные  переходы. Тогда же художник стал придавать особое значение  бумаге, служащей источником света, выполняющей роль белой краски,а также оценил важность натурных набросков и быстрых эскизов, позволяющих впоследствии воплощать самые разнообразные сюжеты или предавать любые эмоциональные состояния, вырастающие в картину уже в мастерской.

Коллективные поездки и совместная работа, где есть общая устремлённость, атмосфера доброжелательности и товарищеского соревнования, активно содействующие творческому взаимообогащению, постепенно развили у художника умение остро воспринимать современность, быстро отбирать наиболее ценное и типическое в действительности, выработали свободу владения материалом, оперативность в разработке листа, остроту видения.

 Работы В. Кошелева 1970-1980-х, связанные с производственными мотивами, отражали общие тенденции восприятия урбанистической действительности. Тогда,  проникаясь своеобразной красотой мощной индустрии со строгой ритмикой и острыми переплетениями линий и объёмов, художники воспевали величие труда человека и его созидательных  возможностей, улавливали в тяжеловесной пластике промышленных гигантов особую поэзию технического века. Но уже в 1970-1980-е в творчестве В. Кошелева проявится тенденция работать цветом и ритмом – вдохновляясь природой любимого им Севера, Камчатки или Молдавии, движимый натурными импульсами, он всегда стремился идти дальше, часто мысля цветными плоскостями, то накладывая краску густыми плотными мазками, то позволяя ей растекаться до полупрозрачности.

По словам искусствоведа Натальи Горбачёвой, «Кошелев - художник с ярко выраженным не только пристрас­тием к пейзажу, но и с не менее явным даром к этому жанру. Причем дарова­ние его по складу своему сугубо лириче­ское, а восприятие таково, что любой, самый простой мотив (деревенская ли то околица или рыбацкая сеть, скольз­нувшая в ночь по борту старого судна) глаз его тут же превращает в картину поэзии чистой и высокой, где каждый жизненный миг прекрасен и самоценен, а главное - спасен художником от за­бытья. Что же касается довольно частого сме­щения цветных плоскостей в его листах, а порой и подчеркнуто резких компози­ционных сдвигов в них, то надо отме­тить, что это - прием весьма характер­ный для творческой манеры Владимира Кошелева. Пользуется он им давно, но лишь в последние годы это вывело его на качественно новую ступень, на совер­шенно иную художественную задачу, стимулируя к композициям чисто ощущенческим, где сутью становится не вид того или другого пейзажа, а состояние его, настроение или отзвук какой-то, по­разившей художника детали в нем, ост­рохарактерной черты».

Сегодня Владимир Кошелев - признанный мастер акварели. Свободное, виртуозное владение разными техническими её приемами дает невероятные возможности для решения самых смелых творческих задач. Доминирующие в его творчестве пейзажи космологичны по своей внутренней сущности, позволяя зрителю ощутить себя частью пульсирующого живыми токами мира, приобщиться к его несказанным скровенным тайнам, к вечному движению природы. Они объединяют мироздание и человека, давая последнему ощущение космической сопричастности к Абсолюту, тяга к которому присуща и предельно технократическому веку…

Присутствуют в экспозиции и натюрморты, открывающие видение художником красоты  предметного мира.

Творчество В.П. Кошелева отмечено наградами: Золотая медаль ВТОО «Союз художников России» «Традиции. Духовность. Мастерство» (2013); Диплом Союза художников России «За успехи в творчестве и содействие в развитии изобразительного искусства России» (2015, 2018); Премия Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» (2015); Серебряная медаль Межрегиональной выставки «Большой Урал-XII», Челябинск (2018); Премия Главы Екатеринбургской митрополии в области культуры и искусства (2019).

Работы В.П. Кошелева хранятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Ирбитском государственном музее изобразительных искусств, Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО», Пермской государственной художественной галерее, Республиканском музее изобразительных искусств Республики Марий Эл,   Магнитогорской картинной галерее, Оренбургском областном музее изобразительных искусств, Свердловском областном музее истории медицины, Нефтеюганском историко-художественном музейном комплексе, Курганском областном художественном музее им. Г.А. Травникова, Сахалинском областном художественном музее, в частных и государственных  коллекциях в России и за рубежом.

Галина Шарко, искусствовед