ВЫСТАВКА «300 ЛЕТ ЕКАТЕРИНБУРГУ»
Итоги выставки
С 14 августа по 2 октября в большом зале Дома художника работала выставка «300 лет Екатеринбургу», приуроченная к юбилею города. Экспозиция включает работы, представляющие историю и современность столицы Среднего Урала в интерпретации художников, работающих в разных техниках и материалах – масляная живопись, акварель, гуашь, сепия, пастель, офорт, монотипия, керамика, батик.
В 2023 году Екатеринбург отмечает 300-летний юбилей. Столице Среднего Урала есть чем гордиться – город активно развивается в сфере политики, экономики и культуры, что доказывают многочисленные рейтинги отечественных и зарубежных изданий различного уровня, определяющие его как один из наиболее привлекательных российских городов по социально-экономическим показателям и удобству для жизни, особенно в плане ведения бизнеса.
Екатеринбург исторически складывался и долгое время был промышленным центром, но за два последних десятилетия окончательно утвердился в статусе современного мегаполиса, где стремительно происходят изменения всех сфер жизни, сходятся множественные культурные потоки, появляются новые возможности для реализации самых смелых дерзновений. Город как пространство, пульсирующее токами высокой активности, насыщенное разнообразием вариантов социальной деятельности, притягивает многомерностью форм самовыражения индивидов. Екатеринбург претендует и на звание очага интенсивного художественного развития, где искусство, фокусируя культурно-историческую практику, через образный строй выражает то явное или зримое, что происходит в обществе - множество концертов, фестивалей, выставок, конференций, других культурных мероприятий, проходящих в уральской столице, позволяют утвердить его особый статус в данной сфере.
Вносит свою лепту в развитие родного города и Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России», даря Екатеринбургу приуроченную к юбилею выставку. Художники, работающие в разных техниках и стилях, щедро делятся своим видением истории и культуры Среднего Урала, представляя зрителям самим пережить исторические события, ощутить дух времени, почувствовать изменения в жизни, представить будущее уральской столицы.
Представленные в экспозиции работы - это не только эстетическое воплощение урбанистической действительности, но и важные исторические документы эпохи. Для жанра городского пейзажа характерно выражение идеальных смыслов и эмоционально-чувственных настроений художника через состояния природно-городской среды, позволяющей, таким образом, включить образы окружающего мира как символы бытия в пространство картины. Вообще пейзаж едва ли не лучше всех остальных жанров отражает настроение, передаваемое автором, поскольку абстрагируется от сюжетных деталей, наполненных самостоятельным смыслом, и тем более это касается городского пейзажа, где зритель, вглядываясь в знакомые виды, непременно находит для себя какую-то новую грань реальности, увиденную прежде пытливым взглядом художника и выраженную в визуальной форме. Создаваемые художниками образы Екатеринбурга позволяют увидеть его через призму эстетического восприятия, словно предлагая остановиться среди стремительных ритмов современного мегаполиса, осознать свою историю, самих себя. Каждая работа, будь она экспрессивно-эмоциональна, лирически-проникновенна или отстранённо-возвышенна, - всегда наполнена огромной любовью к родному городу.
Основанный 300 лет назад Екатеринбург возник в особой природной среде, где доминируют горный ландшафт и лесные массивы. Поэтому органично вписывается в экспозицию картина А. Прохорова «Песнь Уралу», смысловым и композиционным узлом которой является растущая на скале сосна – неотъемлемый и приметный элемент флоры Среднего Урала. Максимально приблизив к переднему плану противостоящее стихиям дерево (на это указывают искривляющиеся, неровные ствол и ветви), художник разворачивает в глубине полотна захватывающую дух панораму уральского пейзажа, передавая своё восхищение и преклонение перед величием природы. Особого эмоционального напряжения автор достигает через многоплановость композиции, необычный ракурс, колористический и тепло-холодный контрасты. Специфике уральской природы и бытованию в ней людей посвящена работа К. Агафоновой «Уральское лето», серия Е. Липихина «Живые свидетели», «Фарфоросплавщики в обеденный перерыв» Ю. Сердитова. Ступенчатое композиционное построение от переднего плана до верхней точки холста, синкопические ритмы, пластические изыски, сдержанный цветовой строй узнаваемый ландшафт, тонкая живописная нюансировка картины «Уктус» Р. Фатхисламова демонстрирует знакомое горожанам пространство, заставляя звучать полотно с особой трепетной интонацией, выражающей свежесть восприятия, поэтичность и глубокий психологизм переживаний автора.
Полотно Н. Костиной «Большому заводу - быть! Выбор места» апеллирует к истории Екатеринбурга и его признанному основателю В. Татищеву, к далёкому XVIII веку. Холодный зимний пейзаж становится сценой, где разворачивается знаковое действие – определение пространства будущего завода и города. Благодаря интерпретации художника можно увидеть сословное общество, осознать насаждаемую Петром I идею служения государству, почувствовать характеры главных действующих лиц, уловить эмоциональное состояние типажей. К историческому жанру относится и картина В. Костина «Прибытие поезда. Уральская горнозаводская железная дорога. Екатеринбург», отражающая событие XIX века, когда на Урале появились первые железные дороги. Точное воспроизведение узнаваемого здания вокзала, особенностей техники, характерные персонажи превращает картину в занимательный рассказ о прошлом. В едином керамическом панно «Образы былого» выстраивает трёхвековую летопись Екатеринбурга А. Ландау, выражая через знаковые архитектурные формы наиболее характерные черты города в определённые исторические периоды.
Екатеринбург, как и все уральские горнозаводские города, стоит на реке Исети, часто становящейся источником вдохновения для художников. М.А. Житников, авторский язык которого отличается тяготением к большим масштабам, мастерским владением композицией, стремлением к обобщённости формы, своеобразием пластических решений, сознательным колористическим аскетизмом, в работе «Рассвет над Исетью-рекой» предъявляет философское размышление об истории России и её внутреннем осмыслении отдельной личностью. Соединение элементов поминального натюрморта и условного городского пейзажа, ограниченная цветовая гамма, построенная на сочетаниях ядовито-жёлтого и чёрного, делает звучание живописного полотна обострённо-напряжённым и тревожным. «Голубое утро на Исети» Л. Лаврухиной - это праздничное приношение, радостный гимн бытию на Урале.
А. Ремезов часто пишет родной город сверху, давая возможность внимательно всмотреться в детали передних планов, а также оценить многосложную панораму мегаполиса. Живописное полотно «Оттепель» запечатлевает вид на улицу Ленина из мастерской художника в осенний день, когда выпавший на ещё не опавшую листву снег внезапно начинает таять. Узнаваемый выразительный силуэт здания оперного театра, скрытого деревом, проявлен акцентами желто-золотого света, падающего из окон. Раскидисто-свободные кроны деревьев, вписанных в городское пространство, сложные ритмы зданий, звучные аккорды контрастных цветов и тонкая нюансировка световоздушной среды позволяют почувствовать природное состояние и ощутить волнующее переживание сопричастности с миром.
Графические листы В. Абрамова («Далёкая гроза»., «Виражи на Московской», «Сити строится») наполнены экспрессией и динамикой. Отказываясь от передачи мельчайших деталей, он подчёркивает лишь обобщенно-типические черты, умело расставляет акценты, формируя своё измерение реальности. Ограниченная цветовая палитра позволяет сфокусировать внимание на линиях улиц, конструктивных особенностях зданий, индивидуальных характеристиках деревьев. Перед зрителем возникает знакомый и, вместе с тем, незнакомый Екатеринбург, в котором практически нет людей; это город, где обитают деревья и здания (скупо пуская в себя очень немногих людей), где пространство слегка искривляется, пропорции искажаются, настолько меняя при этом облик хорошо знакомых зданий, улиц, скверов и т.д., что процесс трансформации вызывает удивление и восторг.
Ряд художников предъявляют свои эмоциональные впечатления, играя с формами и цветом. Так, А. Сивков в графической серии «Во дворе» через столкновение синего, зелёного, бежево-охристого, белого цветов, разнообразие плоскостей, линий и штрихов, складывающихся в прихотливые ритмы, вызывает у зрителя ассоциации безоблачного летнего дня, когда трепетание листвы деревьев создаёт движение воздушных потоков, а вибрация света и тени позволяет ощутить единство мироздания. Акварельные опусы О. Белохоновой-Гайдук («Окраины. Первый снег», «Проспект. Осень», «Вечерний вид»), главным выразительным средством которых является ритмическая пульсация цветовых плоскостей, позволяют уловить внутреннее состояние автора и его соотнесённость с городской средой в зависимости от времени года, места, освещения. Живописные полотна Ю. Волкова («Осень в городе. На Белинского», «Листопад на Красноармейской», «Губернаторский сад») отражают захваченность автора колористическими эффектами, возникающими благодаря активности световой среды в мегаполисе, где сливаются свет фонарей, транспортных огней, рекламных щитов, информационных экранов и т.д., благодаря чему город превращается в наполненное чудесами волшебное пространство. Звучные полотна К. Косьянковской («Воспоминание», «Заводская лиственница») сплавляют атрибуты города и абстрактные цветовые экспрессии, выражающие эмоции автора.
Графический лист С. Зверович «До встречи»построен на принципе ассоциативных связей и приглашает к активному диалогу. Артистичная композиция, ядром которой является силуэт женской фигуры, - это сплав натурных впечатлений и фантазийных образов, создающий впечатление ускользающего видения. Подвижные вибрации аккордов сине-голубого и золотисто-жёлтого, многомерная фактура мазков и линий образуют сложную полифонию чувств и смыслов, открывающуюся по мере погружения в работу. Динамичные графические листы Т. Ковалёвой («Екатеринбург. Времена года. Май», «Екатеринбург. Времена года. Июль», «Низкое небо») позволяют ощутить многообразие и изменчивость городской среды, из которой художник выхватывает отдельные локусы или объекты и открывает в них ликующе-праздничные, загадочно-таинственные или тревожные настроения.
Строй работ В. Кошелева (Ночная парковка», «Город. Ночь») предопределён характером техники акварели: форма, колорит, фактура возникают в исполненном энергии движении широкой кисти, рождающем систему характерных элементов городского пространства - двор, дорога, парковка. Работы мастера обнаруживают подлинность не столько внешнего видения, сколько духовного и интеллектуального понимания натурного вида. Драматически сопрягая передний и дальний планы, дополняя контрастную цветовую ткань акцентами белого поля бумажной основы, соединяя природную и техногенную среду, В. Кошелев формирует образ города как живого, сложного, многослойного организма, наполненного скрытыми токами жизни.
В серии произведений, сочетающих элементы ювелирного, медальерного и камнерезного искусства (в экспозиции представлены эскизы и фото готовых работ) «Архитектурные памятники Екатеринбурга» А. Попов запечатлевает наиболее знаковые строения города: Водонапорная башня, Дом обороны (ДОСААФ), Гостиница «Исеть», гостиница «Мадрид», Окружной дом офицеров, Парк культуры и отдыха им. В.В.Маяковского и др. Конструктивную основу каждого произведения составляет архитектурная компонента с элементами медальерного искусства. Сочетание чёткой архитектоники памятников с орнаментальным насыщением, тесное переплетение фантазии и реальности создают неповторимые образы, выраженные в уникальной форме.
Отдельным локусам Екатеринбурга посвящены работы Г. Аксёновой («Из детства»), Ю. Искорцевой («Перекрёсток улиц Ленина-Луначарского. Гостиница «Исеть», «Из окна мастерской. Улица Сакко и Ванцетти»), Н. Моргунова («На Мира»), Т. Степановой («Неповторимый образец. Особняк Е.А. Семёновой»), В. Сысоева («Утро Екатеринбурга. Аллея у оперного театра»), М. Чинцовой («Утро на городском пруду») и др., при этом авторы наполняют работы лирическим или торжественным настроением, превращают их в репортаж, а иногда они становятся декорациями для сцен из уличной жизни. Зимний Екатеринбург представлен в живописных пейзажах Г.Аксеновой («Зимняя колыбельная»), Е. Нетребы («Начало зимы»), Г. Ремезовой («Полуденное Солнце»).
Хочется верить, что представленные в экспозиции работы позволят зрителям увидеть Екатеринбург словно через магический кристалл, поворачивающий знакомые виды неожиданными разнообразными гранями, предлагая остановиться среди стремительных ритмов мегаполиса, осознать свою историю и задуматься о будущем города и страны.
Галина Шарко, искусствовед