ВЫСТАВКА "ВЛАДИМИР ЛУЗИН. ГРАФИКА"
Итоги выставки
С 4 июля п о10 августа в большом зале Дома художника работала юбилейная выставка Владимира Михайловича Лузина, которая представляет творчество яркого и самобытного графика, обладающего оригинальным языком, узнаваемым и выразительным. Произведения художника отличает зрелость, взвешенность и точность артикуляции авторского высказывания, сгущённость смыслов, высокое техническое мастерство.
Владимир Михайлович Лузин родился в 1948 г. в г. Реже (Свердловская область). Во время учёбы в Режевской средней школе посещал занятия в изостудии при Дворце культуры механического завода у В. А. Кашкина, работал на заводе художником-оформителем. С 1967 по 1970 гг.. служил в рядах Военно-морского флота СССР в Приморском крае, там же, во Владивостоке, в 1969 г. окончил Школу военных корреспондентов, печатался в газете «Боевая вахта». В 1970-1975 гг.. учился на художественно-графическом факультете Нижнетагильского государственного педагогического института (ныне Нижнетагильская социально-педагогическая академия, филиал РГППУ), после окончания института уехал в Ижевск, там работал инженером-художником, художником-дизайнером в отделе промышленной эстетики Камского института гуманитарных и инженерных технологий, затем - заведующим Галереей искусств и технологий «АРФА».
В 1995 г. Владимир Лузин был принят в Союз художников России. Удмуртия высоко оценила вклад художника в культуру: в 2000 г. он получил звание «Заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики», в 2005 г. стал Лауреатом Государственной премии Удмуртской Республики, а в 2008 г. имя В.М. Лузина было занесено в Большую энциклопедию Удмуртской Республики.
В 2008 г. художник вернулся в родной город Реж, инициировал там создание Муниципальной Режевской художественной галереи, которую возглавил в 2009 г. В 2014 г. стал стипендиатом Министерства культуры Свердловской области, в 2017 - лауреатом общественной премии «Спасибо».
Владимир Лузин с юных лет активно включён в общественную и художественную жизнь: он участник городских, областных, региональных, всесоюзных, всероссийских, международных выставок, которых за его плечами уже более трёхсот, в том числе, пятьдесят персональных; автор множества публикаций, инициатор проведения различных мероприятий, посвящённых родным краям (Удмуртской земле, Режу, Уралу, России). С 2017 г. в газете «Режевская весть» он ведёт рубрику «Из фондов Режевской художественной галереи», проводит встречи со зрителями, где не только открывает страницы своего творчества, но и занимается просветительской работой. Наполненный энергией созидания художник щедро делится результатами своего творческого труда - около трёх тысяч графических листов, созданных за несколько десятилетий, были подарены им музеям и галереям Урала, России, зарубежных стран.
У художника широкий жанровый диапазон (портрет, натюрморт, пейзаж), но в наибольшей степени его привлекает природа, позволяющая высказываться на любые темы, проявлять своё высокое призвание - созерцать и интерпретировать первозданную красоту мира, претворяя её в красоту искусства. Обращаясь к узнаваемым, реальным объектам, он воссоздаёт, прежде всего, ландшафт своей души, передаёт своё личное отношение к окружающему миру, вытекающее из субъективного опыта. Пейзажи Лузина, вырастающие из его внутренней связи с русской землёй, отечественной историей и культурой, передают любовь, радость, боль, тревогу за страну, переживающую в очередной раз смутные времена. При этом
Серии «В глубинке России», «По Уралу», «Улицы родного города» и др., а также отдельные графические листы, запечатлевшие колосящиеся поля, лесные дали, широкие луговые просторы, неприветливые скалистые обрывы, стремительные водные потоки, улочки провинциальных городов, деревенские дома, разрушенные, но восстающие из руин храмы, отражают трепетное чувство автора к этой земле, отличающейся угрюмой сдержанной красотой природы северных широт, где много веков живут люди, приспособившиеся к её неприветливому характеру, обретя благодаря её непредсказуемости внутреннюю силу и несгибаемую энергию противостояния.
Безукоризненного владея широким арсеналом технических средств, всем материалам художник предпочитает тушь и перо, часто используя тонированную (или цветную) бумагу. Графику Лузина характеризует конструктивность пластического мышления, эмоциональная приподнятость, строгость и ясность композиционных решений, выразительность линии и штриха, сочетающих сдержанную энергию, деликатную мягкость, тонкую нюансировку, имеющих широкую шкалу градаций – от длинных и редких линий, создаваемых мощным нажимом, для моделировки более крупных объектов, пространств, теней до разрежённой полупрозрачности световых и воздушных участков, выраженных утончённой штриховкой.
Любое жизненное впечатление художника становится источником интерпретации, в которую вкладывается душа мастера. В пространстве листа он не фотографически передаёт фрагмент бытия, а, преображая его, наполняет внутренним светом духовной энергии. Неизменно в работах Владимира Лузина всё сотворённое человеком (дома, заборы, улочки, храмы и т.д.) словно органично вырастает из природных форм. Это неразрывное единство уловлено вибрациями души художника, и, по словам П. Гогена, «где-то там, за пределами мира, в небе чистой радости и красоты наступает величайшее торжество, когда художник, сам дитя природы, вскормленный ею, живущий ею, поднимается, чтобы свидетельствовать о красоте своей матери, когда Природа допускает, чтобы одно из переменчивых выражений её таинственного лика навечно воплотило разгадку этой тайны в произведении искусства».
В последние годы художник работает над серией «Улицы родного города», где с любовью и трепетом вдохновляется зданиями и улочками, знакомыми с раннего детства, наполненными памятью и смыслами. В центре горизонтального листа «Реж. Родительский дом» художник размещает длинное деревянное строение, заполняющее собой почти всё пространство. Чёткая композиционная структура, заданная прямыми вертикальными и горизонтальными ритмами (окна, заборы, трубы, стойки террасы, бревенчатые пристрои и т.д.), соотношением светлых и темных плоскостей, контрастирует с пластикой деревьев и пятен нерастаявшего снега на переднем плане, образует напряжённое звучание листа, позволяющее почувствовать и дыхание времени, и связь поколений, и обновление жизненных циклов. Точной передачи фактуры т дерева, металла, кирпичей, земли, снега и т.д. автор достигает благодаря виртуозной штриховой нюансировке. А «главный герой» работы «Реж. Минералогический музей» - бывший Господский дом Режевского завода. Это старейший архитектурный комплекс Режа, построенный в середине XIX в., когда Режевским заводом управлял Пётр Китаев, по всей вероятности, инициировавший строительство дома архитектором Степаном Багарядцевым, работавшим с екатеринбургским зодчим Михаилом Малаховым, создавшим на Урале образцы высокого классицизма. Редкое сочетание прямоугольных форм с ротондой сразу сделало Господский дом одной из важных достопримечательностей Режа. Художник заполняет пространство архитектурным строением, в котором подчёркивает его гармоничную цельность и конструктивную ясность, усиленную доминированием светлых плоскостей. Застылости форм он избегает, чуть смещая ракурс вправо, передавая разнонаправленной штриховкой прихотливую игру теней на переднем плане и выразительную пластику дерева, в итоге добиваясь торжественной мажорной звучности листа.
Особую роль в работах В.М.Лузина играет небо с его интенсивной жизнью: передвижениями облаков в безграничном пространстве, отношениями света и тени, солнечных лучей и мрачных туч, ярких всполохов и тончайших градаций световоздушной среды. Вообще, как пишет философ Т. Дьякова: «Обращенность к небу не имеет ограничений у русского и превращает его в существо, оторванное от земли. Здесь, внизу, не обрести ему счастья, не увидеть долгожданного порядка, не предсказать завтрашний земной день. Одна надежда: все, чего не достает на земле, есть на небе». Драматическая взволнованность автора выступает как выражение душевной неуспокоенности, внутреннего восхождения, духовного горения и приводит к осязаемому одухотворению небесного пространства. Отсвет горнего мира - солнечные лучи - особая смысловая и ритмическая доминанта многих листов В. Лузина. Художник прибегает к использованию условно-символических форм: геометрически чёткие линии сияющих лучей заполняют небо, пронзают его, достигают земли и оживляют её; лучи – своего рода медиатор, посредник между мирами, трансформирующий реальность, переводящий в пространство невидимого физическим, земным зрением идеализированного, высшего мира. Контраст между тенью и светом сообщает изображению драматическое напряжение, исходящее из солнечного свечения, а эмоциональный порыв усиливается интенсивным, очень динамичным движением облаков. Особенно хорошо это заметно в работах: «Арамашево. На р. Реж. Церковный камень», «Режевская святыня города - Иоанно-Предтеченский храм», «Нижняя Синячиха. Возрождение» и др.
Особого внимания заслуживает автопортрет художника, созданный в 1998 г., но не потерявший актуальности, прежде всего, интенсивной саморефлексией; по всей вероятности, это творческое кредо автора. Портрет поражает своей глубинной связью с языком иконы: непропорционально крупная голова и правая рука художника, словно светящиеся изнутри, сразу концентрируют на себе внимание зрителя; тонкое лицо с открытым лбом, обрамлённое небольшой бородкой, своей внутренней силой, энергией, сосредоточенностью немедленно притягивает взгляд, а намеренно деформированная, непропорциональная фигура художника, облачённая в костюм, распадающийся на геометрические плоскости, служит лишь материальной оболочкой для извлечения каких-то внутренних смыслов, и, при всём внешнем сходстве, портрет символичен, а «кажущейся физической неподвижностью передаётся необычайное напряжение и мощь неуклонно совершающегося подъёма» (Е. Трубецкой).
Из области сердца художника, из небесно-синего пространства, словно вырываются стайки голубей (в традициях многих религий голубь символизирует чистую душу, мир, целомудрие, в христианстве – Святой Дух и Крещение), их трепетные фигурки с волнообразными крыльями, ритмически усиливающими впечатление интенсивного движения, очевидно, передают сложную, наполненную событиями духовную жизнь художника, его открытость миру, дарение себя другим. Вероятно, без желания отдавать себя людям, вынести на всеобщее обозрение самые тайные движения души художников не бывает, а Владимир Михайлович несколько десятков лет занимается благотворительностью. Острые контрасты белого и чёрного, яркие акценты красных стрелок-указателей на фоне зелёно-жёлто-голубой карты, передающих движение жизненного пути художника, усиливают впечатление духовного горения, неуспокоенности, внутреннего развития.
Именно стремление к внутреннему развитию не позволяет останавливаться художнику ни на мгновение: он в находится в состоянии неизменного поиска, постоянной напряжённой работы. Размышляя о себе, о природе, о судьбе родной страны, Владимир Михайлович, через созерцание видимого мира и претворение его в художественную плоскость, помогает найти ответы на многие вопросы, волнующие его соотечественников. Без сомнения, тонкого и думающего художника ждёт ещё множество творческих открытий, которыми он наверняка щедро поделится со зрителями.
Галина Шарко, искусствовед