ВЫСТАВКА «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО КОШКА»
Итоги выставки
C 20 июня по 15 июля в малом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России работала выставка «Её величество Кошка», представляющая художественные воплощения своих представлений о котах более 20 уральских художников. Они удивляются грации, ловкости, красоте Мурок и Барсиков, запечатлевая их образы в быстрых зарисовках и этюдах; поют им торжественные гимны, воспевающие самодостаточность, мудрость, таинственность и совершенство; открывают разные стороны кошачьей натуры, в которой кроются вкрадчивость, безмятежность, праздность, независимость, сдержанность, самоуважение, непокорность, яркая индивидуальность. Работы С. Айнутдинова, А. Баландина, А. Бартова, В. Воинковой, Т. Ковалёвой, Г. Козловой, В. Костина, И. Лемоновой, Ю. Непокрытой, О. Орешко, Б. Рыжкова, А. Сивкова, Н. Старцевой и др., выполненные в технике живописи, оригинальной и печатной графики, гобелена, горячей эмали, бронзового литья, думается, вызовут несомненный интерес и станут настоящим подарком для зрителей.
Точное время приручения кошек неизвестно, но эти животные сопровождают человека всю историю цивилизации. Это грациозное, пушистое, необыкновенно ловкое, выносливое, сверхчувствительное животное никого не оставляет равнодушным. Трепетное отношение к кошкам сохраняется на протяжении всей истории цивилизации, практически во всех культурах их чрезвычайно ценили и любили. Как воплощение Сехмет (богини войны и любви), Тефнут и Баст (богини плодородия, радости и веселья) высоко почитали кошек египтяне, они оплакивали и держали траур после смерти этих животных, мумифицировали их; зооантропоморфные изображения, а также сцены с участием кошек часто встречаются в египетском искусстве. Кроме того, кот в Древнем Египте - воплощение солнечного божества Ра, борющегося со змеем Апопом и
В древней Греции связывали кошку с Артемидой, богиней охоты, а в Малой Азии - с Кибелой, великой матерью всех богов. Римляне видели в кошке богиню охоты Диану, ассоциировавшуюся с Луной, кот даже фигурировал на значках римских легионов как символ ловкости и храбрости, а также был знаком рабов и гладиаторов, восставших под предводительством Спартака. В древнем Китае кошка воплощала часть принципа мироздания инь, олицетворяющего текучесть, мягкость, женское начало, темноту. В Средние века отношение к кошкам было противоречивым: с одной стороны, их любили и почитали, разрешали жить в монастырях, позволяли им входить даже в церкви (в арабском мире кошка - единственное животное, которому разрешается входить в мечеть), с другой, признавая их слугами дьявола, топили и сжигали. В Новое время кошек полностью реабилитировали и уже несколько столетий это животное постоянно находится рядом с человеком, никогда при этом полностью ему не подчиняясь, сохраняя гордый и независимый нрав, являясь воплощением абсолютной свободы, столь вожделенной и столь недостижимой для человека.
Кошка - животное мистическое, обладающее рядом таких качеств, которые делают её загадочной: они предчувствуют природные катаклизмы, легко перемещаются в пространстве, предупреждают людей об опасности, лечат их; кошки живут почти в каждом доме, но при этом ни один хозяин этих хвостатых пушистых животных не сможет сказать, что до конца открыл тайны своего питомца. Кошки - символ загадочности, мистики, тайны, непредсказуемости, интуиции, женственности, свободы, притягательности. Неслучайно им посвятили или сделали героями своих произведений писатели и поэты: Д.К.Джером, Э.Т. Гофман, О. де Бальзак, Т. Готье, Э. По, Ш. Бодлер, Р. Суинберн, Р. Киплинг, А. Куприн, Г. Колет, Г.Ф. Лавкрафт и др.
Образ кота/кошки не менее часто привлекал и художников, которые часто помещали их в свои творения, обретавшие благодаря этому особое звучание: стоит вспомнить картины Ф. Снейдерса, Ф.Гойи, Л. Ленена, Ж.-Б. Грёза, Л. Уэйна, П.-О. Ренуара, П. Пикассо, О. Бердслея и др., где кошки вносят то настроение домашнего тепла и уюта, то элемент мистики, вмешательства потусторонних сил, то просто заставляют замереть в восхищении и любоваться ими.
По словам английского писателя Г.Ф. Лафкрафта, «нигде в животном мире мы не находим такого поистине эллинского совершенства формы при такой практичной анатомии, как у семейства кошачьих. Кошечка - это дорический храм, это ионическая колоннада, классически безупречная в сочетании своих структурных и декоративных элементов. Ее красота столь же кинетична, как и статична, ибо в искусстве нет параллелей грациозности малейшего движения кота. Абсолютная, безупречная эстетика любого ленивого потягивания, прилежного умывания мордочки, игривого катания по полу или невольного подергивания во сне - нечто не менее пронзительное и жизненное, чем наилучшая пасторальная поэзия и жанровая живопись».
Галина Шарко, искусствовед