МОЛОДЁЖНАЯ ВЫСТАВКА
Итоги выставки
C 17 мая по 15 июля в большом зале (до 18 июня также в малом зале) Дома художника была представлена «Молодежка» - традиционная экспозиция, ежегодно демонстрируемая в залах Дома художника в конце весны и знаменующая юность, энергию, рост и развитие молодых авторов.
Выставка 2022 г. отличалась рядом особенностей: первый этап отбора работ проводился в электронном формате (в результате серьёзно расширилась география участников); членами выставкома и экспозиционной комиссии стали сами молодые художники; в пространстве Доме художника был предпринят диалог между представителями различных эстетических платформ.
Куратор выставки - председатель молодёжной секции Свердловского регионального отделения Союза художников России Елизавета Нетреба, члены выставкома: Кирилл Бородин, Асмик Манукян, Николай Моргунов, Андрей Прохоров, Руслан Саржанов, Руслан Фатхисламов. Члены Союза художников России, они также являются участниками всероссийских и международных выставок, различных проектов (в том числе, стажировок на творческих дачах СХР), лауреатами стипендиальных государственных программ Свердловской области и российской Федерации.
В экспозиции были представлены живописные и графические работы почти 50 авторов, среди которых присутствуют как члены СХР, для которых данная «Молодёжка» станет итоговой, поскольку они перейдут в разряд мастеров, так и те, кто, находясь в процессе начального обретения художественного инструментария, впервые показывают опусы на профессиональной площадке.
В ведущих трендах интернационального арт-комьюнити принято доверять организовывать и проводить выставку искусства молодых самим авторам, именно это является ключевым новшеством «Молодежки-2022». Данный эксперимент позволил получить срез самоощущения поколения художников, видящих свое развитие в профессиональном творческом сообществе. Выставка является своего рода самодиагностикой, осознанием себя в текущий момент времени. Задачи выставки - не только посмотреть и проанализировать развитие творческого поколения, но и создать диалог между «классическими» и «новыми формами» в понимании искусства, преодолении разобщенности разного рода направлений, видов и форм современного искусства, осуществить сопряжение между представителями различных эстетических платформ. Именно это определило концепцию выстраивания экспозиционного пространства.
Экспоненты, в разной степени владея художественным ремеслом, предлагают довольно многообразную тематическую палитру и широкий диапазон почерков и манер - от натуралистических, порой почти школьных зарисовок окружающей действительности до изощрённых фантазийных поисков, воплощённых в абстрактных композициях. Особенностью данной вставки является преобладание представительниц женского пола, что не может не отражаться на тематике, языке, форматах произведений.
Темп расположения работ отсылает к оперированию в графических редакторах, когда сменяемость визуального ряда определятся сплошной лентой, из которой укрупняется центральная картинка, на которую зритель смотрит в конкретный момент. Присутствует и приём обращения к социальным лентам - единому потоку информации, в котором наблюдается смешение разных авторов, стилей, сюжетов (чем обосновано вольное расположение диптихов и триптихов, соединение в одних блоках живописи и графики, традиционных (фигуративных) и «новых» форм).
Жанр натюрморта в экспозиции воплощает разнообразные технические и стилистические подходы, где присутствуют философские размышления авторов, выраженные через предметы вещественного мира (тонально богатые работы А. Тунгусовой, сложные по цветомоделировке и богатые фактурами - Е. Фурса, лирические - С. Запарий, П.Митрошкиной, С.Чеповой и др.; звонкие, радостные - К.Агафоновой).
К жанру пейзажа, демонстрируя свой взгляд на город, находя особый пластический язык, обращаются Д. Округина, Е. Богдашева, Г.Воронков и др.; к образам уральской природы - А.Прохоров.
Фигуративно-сюжетная линия также присутствует в выставочном пространстве: это и традиционные, выраженные средствами классического языка картины («К звёздам» Е. Нетреба и Р. Саржанова «К звездам»; «Шесть вечера», «Двое» или М. Нурматовой), и работы, выполненные в авторской стилистике («Брак с инопланетянкой» Е. Веселовой).
Портрет выступает как зеркало молодых авторов, их мыслей, переживания жизненных ситуаций, размышлений о бытии (автопортреты А. Ефремовой, Ю. Антоновой, портретфы современников Д. Заитовой, Е. Ивлевой, А.Манукян и др.).
Для молодых авторов присущи высказывания и о современных реалиях, без выжидания временного зазора, обращения к практике актуального реализма. М. Кузнецов, М. Корень в своих работах пытаются осмыслить эпидемию, затронувшую весь мир и навсегда изменившую его. Также ставятся вопросы социализации человека, его места и поведения, роли в социуме (Е.Червонных, О.Шакирова, Т.Боброва, И.Задорина и др.).
Интересна это выставка и смешением поиском нестандартных технических решений, экспериментом с материалом: Ю.Бондаренко тестирует традиционно строительные материалы, создавая из них уникальные художественные вещи, обладающие самобытным пластическим языком и стилистикой; Е. Поединщикова применяет рекламные, баннерные технологии и неспецифическую основу, превращая сложные и глубокие по метафизическому наполнению холсты в графические произведения; Л. Иванова, совмещая нерадиационную основу (натянутую на подрамник сшитую из отдельных кусков джинсовую ткань, швы которой выступают как композиционный элемент), через пластику и рефлексию модернисткой стилистики своё переосмысление русской деревни и народных традиций.
Молодёжная выставка - это не только демонстрация и анализ результатов творческого труда поколения, но и попытка создания диалога между «классической» и «актуальной» тенденциями, преодоления разобщенности отдельных авторов, поиска общего эстетического знаменателя среди разного рода направлений, видов и форм современного искусства. Думается, она особенно будет интересна тем зрителям, для которых искусство является инструментом познания мира и отражения наиболее значительных тенденций социальной реальности.
Елизавета Нетреба,
куратор выставки «Молодёжка-2022»