ВЫСТАВКА АКВАРЕЛИ «ОТ ЦВЕТА К СВЕТУ»
Итоги выставки
C 16 марта по 12 апреля в малом зале Дома художника работала выставка «От цвета к свету», включившая более 30 пейзажей, натюрмортов, тематических картин 12 авторов, продемонстрировавших мастерское владение техникой акварели. Содержательное, композиционное, пластическое и колористическое разнообразие работ, узнаваемые авторские манеры, стремление к максимальному выявлению особенностей техники - вот что объединило произведения, включённые в единое выставочное пространство.
Акварель – увлекательная и, вместе с тем, невероятно трудная техника, соединяющая в себе черты живописи (разнообразие цвета и тона, лепка формы и построение пространства цветом) и графики (активная роль бумаги в изображении, отсутствие рельефности мазка). Водорастворимые краски, представляющие собой прозрачную взвесь тонкого пигмента и воды, позволяют создавать эффект лёгкости, воздушности изображения и передавать тонкие цвето-тональные переходы. Наиболее важным для акварели качеством является бумага, служащая источником света, выполняющая роль белой краски. По словам художника А.Н. Остроумовой-Лебедевой, акварель «требует от художника и сосредоточенности, и быстроты. В этой технике нужно быстро схватывать форму и цвет предмета, отбрасывая все случайные и ненужные подробности. Красота и привлекательность акварельной живописи заключается в лёгкости и стремительности мазка, в быстром беге кисти, в прозрачности и яркости красок». Здесь очень важны натурные наброски, которые помогают впоследствии художникам создавать самые разнообразные сюжеты или предавать любые эмоциональные состояния.
Как и много лет назад, природа акварели так и не обрела безупречные дефиниции, оставаясь точкой схода живописи и графики. При должном владении инструментарием она дарит бесконечное разнообразие возможностей для высказывания художника, соединяя спонтанность и свободу, раскованность и артистизм, порыв и страсть с конструктивной ясностью, точностью в рисунке, энергией и пластичностью линии, выразительностью и богатством цветовых силуэтов, наблюдённостью в деталях.
Владимир Абрамов свободно и раскованно владеет техникой акварели. Манера письма у него экспрессивно-динамичная, активная; отказываясь от передачи мельчайших деталей, он подчёркивает лишь обобщенно-типические черты, умело расставляет акценты, создавая своё измерение реальности. Четкая архитектоника построения, отражающая панораму лесного пространства, звучный полихромный строй, воплощающие природные виды, становятся возможными вариантами прикосновения к миру природы для современных городских жителей.
Андрей Баландин выработал оригинальный авторский язык, соединяющий неистощимую фантазию и четко продуманную конструктивную основу. Плотные тексты пластических образов позволяют погружаться в причудливые потоки сотворённых художником многомерных пространств, наполненных удивительными персонажами, имеющими фрактальную структуру, обладающую способность передавать мельчайшую детализацию. Яркие, темпераментные цветовые аккорды, которые обретают особые эффекты при воздействии определённых световых спектров, делают художественное воплощение мироздания А. Баландина чарующе-волшебным и даже мистическим.
Ольга Белохонова-Гайдук уходит от изобразительности в полуабстрактные формы, выражая в полифоническом голосоведении пятен и линий, цвето-композиционной инструментовке, варьировании ритмических тем, перекличке мотивов музыкальную сторону звучания акварельных листов.
Александр Вохменцев идёт от репортажности, но ведёт свой цветовой рассказ, создавая чёткое видение пространства и своеобразный пластический строй, в котором ярко выражена лирическая интерпретация натурного материала.
Сергей Корьякин стремится через конкретные состояния видимой реальности передать сущностные черты каждого явления, выявлять обобщенные характеристики изображаемых объектов, улавливая метафизическую связь между всеми элементами окружающего мира - это особенно характерно для его натюрмортов. Обращаясь к теме персонажей итальянского театра Дель арте, он через контрастные пластические и колористические взаимодействия создаёт эффектные, эмоционально насыщенные композиции.
Строй акварельных листов Владимира Кошелева предопределён характером материала: форма, колорит, фактура возникают в исполненном энергии движении широкой кисти, рождающем систему пространств, перетекающих друг в друга или расходящихся так, что в просветах открывается их сверхматериальная, сущность. Убедительно их архитектоническое строение - оставляя свободное дыхание на переднем плане, художник, как правило, открывает часть верхней плоскости листа, драматически сопрягая небо и землю, соединяя их, творя, пространство, кипящее жизнью. Время у него конденсируется в единственное мгновение, выражающее вечность; каждый лист - квинтэссенция реальности, обнаруживающая подлинность не столько видения, сколько духовного и интеллектуального понимания вида. Отталкиваясь от непосредственности первого впечатления, схваченного в этюде, художник трансформирует его в замысел цельной картины, организуя каждый лист в эстетически устроенный миропорядок.
Работы Татьяны Кулешовой вырастают из натурных впечатлений, служащих импульсом для создания видимых образов, становящихся выражением её эмоциональных состояний. Взвешенные ясные композиции, тонкая нюансировка богатой цветовой палитры, легкость и воздушность касания кисти придают особую лирическую интонацию акварелям, выражающим возвышенное и трепетное звучание музыки поэтической души автора.
Сергей Малышев, отталкиваясь от конкретных видов реальности, проявляет в листах чёткое видение конструктивного начала, богатство цветового силуэта, тщательное внимание к деталям.
Александр Сивков - мастер широкого творческого диапазона. В акварельных листах в полной мере ему удаётся проявить узнаваемый авторский почерк, позволяющий отражать многообразие субъективных переживаний и мыслей от соприкосновения с действительностью через плоскости, пятна, линии.
Точное конструктивное мышление и сдержанная эмоциональность присущи творчеству Анны Метелёвой. Её жизнеутверждающие акварели, где образным ядром являются представители мира флоры, передают энергию стеблей и гибкость листьев, эффектно звучащие на близком по колориту фоне. Растения, явленные в момент максимального расцвета их самобытных форм, наполняют листы ощущением ликующей и радостной витальной силы.
Выставка «От цвета к свету» демонстрирует, насколько ярко акварель позволяет выразить темперамент и индивидуальные особенности пластического языка и цветового строя каждому художнику. Именно эти различия и превращают выставочное пространство в увлекательное приключение для зрителей.
Галина Шарко, искусствовед