ВЫСТАВКА НОМИНАНТОВ НА СОИСКАНИЕ ПРЕМИИ ГУБЕРНАТОРА «ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА»
Итоги выставки
С 21 февраля по 24марта в Доме художника работала выставка художественных произведений номинантов на премию губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» за 2021 г. Экспозицию составили работы пяти авторов, представленных Свердловским региональным отделением ВТОО «Союз художников России».
Экспоненты выставки:
ГРЕКОВА-ПРОХОРЕНКО СОФИЯ ВЛАДИМИРОВНА
Художественный проект
«САД РАСХОДЯЩИХСЯ ТРОПОК»
Проект включает 43 работы, выполненные в различных материалах и техниках декоративно-прикладного искусства (горячий батик, гобелен, керамика). Серия произведений отражает авторский путь поиска воплощений его внутренних эмоциональных состояний.
В своих работах автор передаёт тонкое и созерцательное отношение к миру, ловя мимолётные состояния и наслаждаясь тихими радостями. Проект - это приглашение во внутренний сад души автора, наблюдателя и мыслителя, который, пропуская через себя созерцание видимого мира и претворяя его в эстетическую плоскость, помогает найти ответы на многие вопросы, волнующие современников.
Концентрация смыслов проекта собирается в понятии «Сад», которое автор понимает как место уединённых размышлений, покоя, грёз и неспешных наблюдений. Это особое пространство, где захваченный суетой городской житель может остановиться и вступить в диалог со временем и самим собой.
Сад С. Грековой-Прохороенко находится на границе вечера и ночи, где реальность словно перетекает в сновидения и даёт возможность по-новому прочувствовать кажущуюся очевидной окружающую действительность. Это подчёркивает колорит - прохладный, вплетающий в себя цвета ночного неба и росы.
Серия «Парадоксальные фрукты» рассматривает модель микрокосма на примере привычных фруктов - яблок, груш, гранатов.
Цикл «Девы» отражает хрупкость и трепетность женского восприятия мира.
Работы «Сад моей души», «Гости ушли в сад», «Сад за белой стеной», «Ловцы насекомых и птиц» и др. апеллируют к образам А. Рублёва, помогают осмыслить совершенство христианского мироздания, устремлённого к светлому и недостижимому небесному граду, позволяют войти в тихий мир художника-созерцателя.
Выставочный проект «Сад расходящихся тропок» - это своеобразный итог философских размышлений автора о скорости жизни, сохранениии своего внутреннего мира и взгляда, о попытке покоя и замедления среди ежедневной городской суеты.
КРУЖАЛОВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Художественный проект
«УЧЁНЫЕ УРАЛА»
Людмила Ивановна Кружалова - мастер психологического портрета. На протяжении творческого пути она стремилась отразить в своих произведениях характер современников и в то же время, восприятие исторических и творческих личностей (художники, поэты, рабочие, инженеры, врачи, ученые и т.д.). Серию скульптурных портретов «Ученые Урала», созданную в 2015-2021 гг., она посвятила известным деятелям отечественной науки: Б.В. Шульгину (2015-2021), Л.В. Кружалову (2020), Б.В. Литвинову (2017-2020), А.Ф. Иоффе (2016-2021), В.П. Елхову (2020), Г.С. Заикину (2021).
Для художественного языка скульптора характерна свободная лепка, цельность обобщений формы, пластичность, размещение объёмов в пространстве. Индивидуальность манеры, творческий почерк мастера позволяет передать и, ярко выраженные индивидуальные черты человека, и его духовное состояние и человеческое достоинство.
Высокохудожественные скульптурные произведения Людмилы Кружаловой вносят значительный вклад в развитие современного изобразительного искусства Урала и России. Работы скульптора находятся в музеях г. Екатеринбурга, Ирбита, Белореченска, Петербурга, Москвы и в частных коллекциях за рубежом.
РЕМЕЗОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ
Художественный проект
«ПО ПУТИ ЖЕЛЕЗНЫХ КАРАВАНОВ»
Созданная художником в 2020-2021 гг. серия включает 20 полотен: жанровых картин («Пушки - царю», «Сплавщики», «Рудознатцы», «Вниз по течению неба» и др.), портретов, пейзажей (видов р. Чусовой). Серия монументальных полотен «По пути железных караванов» отражает наиболее знаковые события истории уральского региона, вписанные в общий контекст отечественной истории. Картины не только знакомят зрителя с этапами становления и развития отечественной промышленности на Урале, но и позволяют выработать к ним эмоционально-образное отношение, формируют целостное видение целой эпохи. Каждая из работ захватывает живым и трепетным чувством, выражает широкий эмоциональный диапазон, сплавляя эпический размах и тонкие переливы субъективного переживания.
Для всех картин А. Ремезова характерна монументальность, свойственная исторической живописи. Это проявляется в художественном языке и образном строе произведений. Он затрагивает переломные этапы русской истории, но даже самые драматичные её страницы ориентированы на идеалы справедливости, гуманизма, правды. Жанровые картины воплощают драму усмирения человеком природных стихий, поставленных ему на службу. Художник часто формирует обобщённые цветовые плоскости, позволяющие ощутить энергию и масштаб пространства, а ритмы заводских конструкций, выполненные, как правило, более темным цветом, пластически контрастируя с большими объёмами, помогают придавать общее напряжённое, даже экспрессионистическое звучание картинам. Образы уральцев, воплощённые живописцем, представляют обобщённые портретные типы суровых и мужественных людей, противостоящих природе и подчиняющих себе её непокорный характер.
Значительная часть серии - пейзажи р. Чусовой. Образам уральской реки отведена особая роль, поскольку она в XVIII-XIX вв. была единственной транспортной артерией из Азии в Европу. Добытые зимой железные заготовки и изделия с Уральских заводов во время сплавов по Чусовой перемещались в центральную Россию. Пейзажи отличает широта и многообразие художественного восприятия, эпический размах, драматичность и, вместе с тем, лиричность, трепетность, проникновенность в изображении уральской природы. Полотна передают пространство, свет и воздух, обобщённую красоту мимолетных состояний.
В серии «По пути железных караванов» А. В. Ремезов воплощает образы, обладающие большой силой мысли, наглядности переживаний. Работы художника передают характерные черты национального своеобразия картины мира и истории Урала.
СИВКОВ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ
Художественный проект
«ПИСАНИЦЫ. КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ УРАЛА»
Художественный проект, посвящённый истории Урала, включает папиробъект и серию графических листов. Это результаты творческих поисков последних лет автора, воплотившиеся в серии «Дыхание земли», «Каменная летопись Урала», «Тайна леса» и др.
Каждый цикл воплощает отношение художика к основам мироздания - труднопостижимым закономерностям природных процессов, некоторым аспектам человеческого бытия, проблемам творческого процесса. Вдохновляясь творческими поисками великих экспериментаторов XX в., Александр Сивков создаёт свой собственный узнаваемый почерк, позволяющий ему отразить многообразие субъективных переживаний и мыслей от соприкосновения с действительностью.
Серия «Дыхание Земли» (начатая в 2009 г.) воспевает энергию, динамику, мощь, производительную силу Земли и её связь с другими стихиями. Основой графических листов являются натурные наблюдения и пленэрные рисунки, трансформировавшиеся в многочисленные вариации, выполненные мягкими материалами (соус, пастель, сангина, уголь).
Над серией «Каменная летопись Урала» автор работает с 2015 г., вдохновляясь образами, запечатлёнными анонимными мастерами тысячи лет назад. Писаницы, или петроглифы, - это древние изображения животных, человека и абстрактных знаков в пещерах или на открытых камнях, встречающиеся в разных регионах мира (Африке, Азии, Европе), от палеолита до средневековья. На Урале наиболее известные писаницы расположены вдоль рек (Чусовая, Белая, Исеть, Ирбит, Нейва и др.).
Художественно-образная сила, эмоциональный заряд наскальных рисунков настолько велики, что они, являясь объектом научного анализа, постоянно привлекают внимание художников - прочтение древних изображений и являют графические листы А. Сивкова - это импровизации на тему первобытного искусства. Чёткой архитектонике композиций соответствует сложный изобразительный язык, звучащий экспрессивно и искренно за счёт активного столкновения контрастных цветов, разнообразных пластических масс, плоскостей и фактур.
СЫСОЕВ ВИКТОР ГЕОРГИЕВИЧ
Художественный проект
«МОТИВЫ ЧУСОВОЙ»
Серия офортов и литографий «Мотивы Чусовой» включает десять эстампов, выполненных в технике офорта и литографии.
Основная идея серии – выразительными средствами графики воплотить впечатления автора от пейзажей Чусовой, полученных в процессе путешествия по реке, а также во время работы на пленэре. Конкретные и непосредственные наблюдения – начало познания окружающего мира сквозь призму личного восприятия.
Серия работ «Мотивы Чусовой» выполнена В. Сысоевым на высоком профессиональном уровне, демонстрирует оригинальный подход к построению композиции и мастерство печатной графики. Все эстампы отличает интерес к изображаемому материалу, разнообразие к настроению родных пейзажей, яркая образность. Изображения проникнуты чувством радости, красоты родного края. Прочной основой работ художника служит его крепкая связь с лучшими реалистическими традициями отечественной графики - по складу характера, взгляду на мир, своим кровным связям с деревней, с исконным народным началом.
Бархатистая мягкость линий, тонкость градаций и разнообразие фактур офорта, тональное богатство литографии дают зрителям возможность почувствовать в графических листах чистый воздух, красивую природу, скалы, похожие на замки, храмы, башни и прочие изваяния, многочисленные перекаты, чередующиеся с плёсами и посёлками.
Пространство природных и сельских видов становится самодостаточным и наполненным со-бытием человека и окружающего мира, душевным разговором, внутренней сосредоточенностью, отстранённым созерцанием предметного мира, размышлением о том, что происходит за пределами видимой реальности.