Сегодня: 05-12-2024

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ОЛЬГИ СЕВОСТЬЯНОВОЙ «РОЖДЕНИЕ РАДОСТИ»


Итоги выставки

С 21 февраля по 13 марта в малом зале Доме художника работала выставка Ольги Севостьяновой «Рождение радости», отражазтвшая разные грани таланта автора -  художника-графика и мастера декоративного искусства. Её работы наполнены светом тихой радости, которая рождается в творческом созидательном процессе художника.

Ольга Севостьянова родилась в Ставропольском крае, окончила Челябинское художественное училище (живописно-педагогическое отделение, 2000), где большую роль в её профессиональном становлении сыграли В.Н. Питиримов и В.А. Питиримова. Владимир Николаевич привил любовь к рисунку как основному инструменту художественного творчества, а Виктория Ахметовна сумела показать, насколько множественными могут быть средства выразительности, необходимые, прежде всего, для того, чтобы воплотить внутренние переживания, чувства, идеи, без которых внешняя техническая изощрённость пуста и бессмысленна.

В 2000 г. Ольга поступила в Уральский архитектурно-художественный университет, где мастера декоративного искусства Г.Б. Храмцова, Н. В. Лупанова, Е.Ю. Манерова и др. открыли мир художественного текстиля (ручное ткачество, горячий и холодный батик, вышивка, валяние, вязание, стегание, пэчворк, квилт и др.). Одна из техник - ручное валяние из войлока - стала для становления художника определяющей.

После окончания УрГАХУ (2005) Ольга Севостьянова преподаёт рисунок в родном ВУЗе и продолжает творческую детельность. Член Союза художников России (2007), активный участник  выставок различного уровня - от городских и областных до региональных и всероссийских, - она мастерски владеет разнообразным художественным инструментарием (рисунок, живопись, текстильные техники и др.). 

Графический раздел экспозиции представляет впечатления многолетних путешествий художника по центральной России (Суздаль, Казань, Сивяжск), Башкирии, Крыму (Гурзуф, Судак, Артек). Увлечение работой на открытом воздухе родилось из пленэрных студенческих практик. Пленэр (от фр. «en pleninair» - на открытом воздухе) - работа при естественном освещении, в естественных условиях, обязательный компонент становления каждого художника. Имено пленэр научил О. Севостьянову  видеть ландшафт, различные формы и фактуры природы, делать отбор, выстраивать композицию, воспринимать тоновое и цветовое состояния среды. Материалы (пастель, соус, уголь), отличающиеся особой мягкостью и бархатистостью фактуры, дают возможность воплотить природные состояния и передать эмоции от собственных впечатлений, создать общее образное решение.

Графика О. Севостьяновой, вырастая из натурного материала, передаёт настроение, атмосферу каждой улицы, дома, храма, позволяет почувствовать красоту и поэзию  в каждом виде - через композицию, ритмы, цветовой настрой. Любой её пейзаж окрашен осознаваемой  палитрой смыслов, он динамичен, изменчив в развитии и отражает её внутренний мир, спектр душевных переживаний и устремлений. Ряд представленных в экспозиции пейзажей - виды Суздаля, расположенного на реке Каменке во Владимирской области. Суздаль сохранил целый комплекс древних  церквей и монастырей (их в Суздале было 15), это памятник под открытым небом, но, вместе с тем, постепенно разрушающийся маленький провинциальный городок, которых так много ныне в России. Сочетание новодельных строений и благородной изысканности руин рождает при посещении Суздаля противоречивые чувства, проступающие в схваченных художником конкретных локусах и объектах.

Богатство эмоций, охватывающих от соприкосновения к живой истории, О. Севостьянова запечатлевает в работе «Покровский монастырь» (2005), передав их через динамичную композицию, где большую роль играет ракурс: центр (Надвратная церковь) смещён влево, он выделяется на фоне сходящихся в единую точку строений (вертикалью и горизонталью). Многочисленные ритмы арочных проёмов, килевидных кокошников, узких окон, умноженные рифмами игры света и тени, тепло-холодными контрастами освещённых солнцем участков, остроугольными пятнами ложащихся на темный грунт, усиливают общее впечатление душевного волнения. Акценты белого цвета на церкви  находят отклик в подвижной вибрации облаков и словно устанавливают связь горнего и дольнего миров.

  Вдохновляет художника и «Ризоположенский монастырь» (2005); автор здесь фокусирует внимание на воротах, увенчанных  пестроцветными шатровыми надвратными башнями, которые, кажется, вырастают до самого неба. Формат листа, низкие постройки, обрамляющие ворота, линии дорог образуют плотную ткань горизонталей, которые, в столкновении с вертикальной ориентацией архитектурного центра, создают внутреннее натяжение, умноженное игрой ритмов и цветовыми аккордами зелёного, охристого, жёлтого, белого.

Храмы вообще часто становятся доминантами графических листов О. Севостьяновой. Они осознаются  как духовное ядро, место притяжения высших сил, надмирного обетования; сакральные пространства, в которых может происходить молитвенное бдение, покаяние, духовное очищение, просветление («Храм на горе», «Храм в Абхазии», «Закат в Казани», «Свияжск» - все 2015 г.). Натурный материал становится основой, из которой вырастает образ гармоничного, органично связывающего человека и природу мироздания, наполненного множеством конкретных деталей, но всегда  работы с храмами выражают стремление к новым высотам, преодоление земного притяжения, возвышенность устремлений.

Ряд графических листов воплощают впечатления от пейзажей Башкирии (серия «Перед грозой», 2015). Обобщение пластических форм продиктовано стремлением передать мягкие волнистые перекаты или резкие обрывы ландшафта. Проходящая почти посередине листа текучая линия горизонта не только задаёт пространственные ориентиры, но и словно устанавливает сложноорганизованное  единство всех стихий -  земли, неба, воздуха, воды, готовой пролиться из набухших грозовыми раскатами туч. Рифмование больших округлых пластических масс земли,  деревьев, облачных сгустков и их взаимодействие с прямыми и угловатыми линиями  придают дополнительное эмоциональное волнение, охватывающего каждого приблизившегося к первобытной мощи природы.  

Южные пейзажи часто запечатлевают  конкретные строения, например, «Дом Туполева» (2017) в Крыму. Художник вдохновляется белокаменной архитектурой  в стиле классицизма (памятник XIX в.) на фоне роскошных проявлений южной природы. Идущие из левого нижнего угла косые ритмы участков света и тени словно разворачивают перед зрителем экспозицию главных действующих лиц  - деревья справа, в центре и на дальнем плане вступают в диалог с изысканными формами здания, сияние стен которого подчёркнуто холодными голубыми тенями, создающими ощущение прохлады и усиливающими пафос возвышенного настроения. Игра светотеневыми контрастами продолжается в «Кипарисовой алее» (2017), пластические ритмы которой порождают вибрацию и душевное волнение.

Виды «Судакской крепости» (2015) или «Горного дома» (2015) в Абхазии, кажется, наполнены токами горячего южного воздуха; специфику строительных материалов и ландшафта художнику помогает передать многоцветная палитра, в которой плотные аккорды кирпично-красного, зелёного, желтого, голубого и их оттенков звучат темпераментно и ярко.

  Работы из войлока, выполненные в технике ручного валяния – равновесный раздел выставки. Освоив эту технику в рамках учебного процесса, О. Севастьянова открывает в ней новые возможности для воплощения своих замыслов. Принцип войлоковаляния основан на способности волосков овечьей шерсти (из-за наличия множества кутикул)  сцепляться друг с другом в процессе прессовки, трения и скатывания. Процесс валяния предполагает обработку шерсти горячей водой или паром. Самые древние войлочные изделия были обнаружены в III т. до н.э. в Шумере, Анатолии и других регионах. Основа технологии осталась прежней, но сейчас используются также приёмы сшивания и стёжки; изделия могут украшаться различными способами (вкатывание узора; аппликация; инкрустация; вышивка и др.). Художник владеет всем арсеналом технических средств, но предпочитает вкатывание - это самый «живописный» прием,  требующий высоких профессиональных навыков исполнения, особенно при создании сложных многочастных композиций.

Войлоки художника наполнены отголосками традиций первобытных и древних народов, самобытными интерпретациями христианского мировоззрения, индивидуальным видением предметной реальности. Именно здесь проявляется наиболее оригинальные качества художника, ориентированного на созидание светлого и гармонического образа окружающего мира, имеющего высшие смыслы и ориентации. Часть текстильных работ («Мелодия степей», «Единство целей»), отражающих первобытную картину мира, выраженную в символах. Круги, полосы, элементы растительных и геометрических орнаментов переплетаются здесь, составляя сложное взаимодействие, в котором из первичного впечатления хаотического нагромождения постепенно вырастает упорядоченность космоса. Раннехристианской символикой наполнен «Крест процветший», в котором причудливо соединяются виноградные грозди, колосья, листья, гранаты, птицы, образуя внутри и вокруг креста равновесное узорное изобилие, указующее на новое - христианское - качество жизни.

Многие войлоки  - интерпретации сюжета Рождества, одного из самых загадочных и даже мистических событий христианского мира - вочеловечеванию Спасителя. Со времен первых христиан и наскальной живописи катакомб до современных полотен художники находят в этой теме неиссякаемый источник вдохновения. Праздник имеет свои давние и глубокие традиции: с одной стороны, религиозные, связанные с Рождением в Вифлееме Богочеловека Иисуса Христа; с другой стороны, здесь проявляется и непостижимая  тайна  появления  жизни; наконец, существует и бытовой аспект празднования Рождества, когда родные и близкие  объединяются общечеловеческой идеей сострадания и любви.

 Всегда в типе данной композиции присутствуют фигуры Богоматери и младенца Христа, которые находятся в пещере (вертепе), где, согласно Евангелию, родился Господь. Обычно Иисуса изображают лежащим в яслях (кормушке для скота), окружённым  животными, по преданию присутствовавшие при рождении Спасителя. Обязательные герои и атрибуты сюжета -  волхвы, пришедшие по знаку Вифлеемской звезды, символизирующей новый мир, поклониться Мессии и принести Ему свои дары (золото, ладан и смирну); ангелы, славословящие рождение Христа; пастухи, получившие весть о рождении Спасителя от ангелов; цари.

Каким бы ни был технократическим XXI в., рождение новой жизни - это всегда  чудо. О. Севостьянова интерпретирует этот сюжет по-разному, на образный строй войлоков, несомненно, оказывает  влияние иконопись, традиции раннего христианства (коптской, эфиопской, византийской церквей). В работе «Рождество» (2015) важно было совместить все вышеуказанные аспекты, привнести в интимную сцену общения матери с ребёнком элемент таинственности, подчеркнуть пафос возвышенного и торжественного настроения, передать чувство пантеистического единства человека и мироздания. Вертикальный формат, большую часть которого занимает абрис фигуры Богоматери (как символ пещеры, женского лона, уединения, особой близости), наполняет войлок ощущением устремлённости к высшим сферам. Растительные орнаменты, пронизывающие композицию снизу доверху, сливаясь с птичьей фигурой и получая встречное движение от лучей Вифлеемской звезды, создают  ощущение гармонического единства  мироздания. Цветовая насыщенность темного лика Богоматери в бордовом мафории на фоне светлого ореола и личика младенца в крещатом нимбе, фокусируют внимание именно на этих персонажах и их отношениях.

 «Рождение радости» (2022)  - это свиток, разворачивающийся годичным природным циклом (изначально войлок назывался «Времена года») – от весеннего праздника Благовещения до зимнего Рождества. Движение слева направо приводит к женской  фигуре, силуэт которой становится основой формообразования композиции: круглые формы повторяются в земных холмах, купах деревьев, яблочных шарах, дуговых линиях радужных, водных и световых потоков... Состояние полнокровной жизни передано и множественной цветовой гаммой, в которой доминируют природные цвета: зелёный, голубой, жёлтый, красный...

Особенной возвышенностью настроения проникнута «Лестница в небо» (2015), где два темноликих ангела в нежно-голубых одеяниях и полупрозрачными крыльями парят рядом с лестницей -  символом  связи Бога и человека. Вертикальная ориентация формата, фигур, крыльев, посохов, лестницы вкупе с повторяющимися  круговыми ритмами узорных одежд и элементов земного пространства, световые и цветовые контрасты делают звучание работы симфоническим - многомерным и гармоничным.

Работы О. Севостьяновой, которым присущи чёткая архитектоника композиционных построений, вибрирующая пластика, тонко нюансированный колорит, рождают особую лирическую интонацию авторского языка, столь востребованную в современном мире.

Галина Шарко, искусствовед