ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ «ЗНАК РУКИ»
Итоги выставки
С 19 января по 14 февраля в залах Дома художника работала выставка живописи «Знак руки», включавшая более 50 полотен разных жанров - тематических картин, пейзажей, натюрмортов, портретов, абстрактных композиций, выполненных художниками в 2014-2022 гг..
Экспозиция включает более 50 полотен разных жанров - тематических картин, пейзажей, натюрмортов, портретов, абстрактных композиций, выполненных членами Свердловского регионального отделения Союза художников России в последние годы. Экспозиция открывает юбилейный год и является своего рода творческим отчётом секции живописи.
Выставочное пространство включает работы известных уральских живописцев - А. Алексеева, В. Анциферова, Л. Анциферовой, И. Бурлакова, С. Григорьева, А. Ефремова, М. Житникова, А. Ремезова, С. Тарасовой, В. Тютюева, Р.Хабибуллина и др., а также изобразительные опусы молодых авторов - К. Бородина, Е. Веселовой, М. Кузнецова, Е. Нетреба, А. Прохорова, Р. Саржанова и др.
Уже не одно столетие различные школы живописи развивают понятие сюжетно-тематической картины. Каждый культурно-исторический период фокусирует внимание на определённых её аспектах, но одно остаётся неизменным: картина - это законченное, выполненное красками изображение на твёрдой поверхности: доске, холсте, картоне и др. Тематическая картина не замыкается в узких рамках какого-либо одного или нескольких жанров и позволяет высказываться на любую тему. Мастерство создания большой тематической картины всегда опирается на умение автора воплотить идею, продемонстрировать ясность и цельность замысла, найти для него наиболее подходящее сюжетное, композиционное и пластическое решение, проявить богатство фантазии, способность выявить глубину психологической характеристики образов людей, продемонстрировать качества живописного письма и т.д. Достижение этих взаимосвязанных целей направляет усилия художников на овладение всем богатством форм и средств живописи. Непосредственные впечатления современника и художественное обобщение, выразительные психологические характеристики и умелая сюжетно-композиционная драматургия, эмоциональная палитра колорита и социально-общественная заостренность замысла - всё это может найти воплощение в картине. Однако на сегодняшний день можно констатировать, что без какой-либо специальной поддержки создавать масштабные произведения может далеко не каждый автор. Снятие идеологических, цензурных рамок государства, ранее являвшегося главным заказчиком картин, повлекло за собой естественное следствие - она стала нужной либо частным лицам, либо организациям, преследующим самые разнообразные цели. Наиважнейший критерий - художественный - вообще часто оказывается невостребованным, преобладающим становится коммерческий интерес, чаще всего попросту убивающий произведение. В этих условиях особенно значимыми становится пространство Союза художников, поскольку именно здесь ориентированные на некоммерческие цели авторы ведут разговор в профессиональной среде и решают, в первую очередь, творческие задачи.
Хаотичная калейдоскопичность современной жизни, с её стремительными скоростями, быстрыми ритмами, карусельным мельканием лиц, событий, впечатлений, которые психика Homo sapiens просто не в состоянии адаптировать, интериоризировать, сделать частью глубинного «Я», порождает серьёзные проблемы существования человека, усугубляемые наличием технических устройств, порою полностью подавляющих личность. Отсутствие в социуме общих целей и ценностей, непримиримые противоречия между разными слоями и классами, непонимание того, что происходит, зачастую лишает людей XXI в. смысла существования, но именно художники, улавливающие глубинные закономерности бытия и вибрации текущего времени, могут помочь современникам разобраться в окружающем мире и найти себя. Однако в условиях информационной перегруженности важно сначала эмоционально затронуть зрителя, а затем заставить его задуматься, включиться в серьёзный, порой мучительный духовно-интеллектуальный процесс - выявить смыслы, осознать идеи, обозначить ценности, сформировать отношение, сделать нравственный выбор.
Многоголосие тем и творческих почерков участников выставки, образуя сложное полифоническое звучание, даёт возможность проявления уникальной авторской интонации - через особенности композиционного построения, пластический язык, характер мазка, колористический строй. Каждый художник находит свой ключ к исполнению замысла картины, выбирая вариант пафосного публичного выступления или карнавальной шутки, лирического разговора или обостренно-эмоциональной исповеди. Картины становятся выразителем тех скрытых знаков руки художника, которые он адресует миру. Разные по языку и смыслам полотна, существующие в едином пространстве, становятся собеседниками, наставниками, оппонентами, судьями.
Темы, к которым обращаются авторы, весьма разнообразны - библейские сюжеты, мифологические и исторические события и персонажи, патриотическое воспитание, литературные произведения, философское размышление, художественное призвание, социальные проблемы современности, при этом преобладает всё же прямое или косвенное обращение к историко-культурному наследию, переосмысленному в контексте современности. Таковы картины А. Азёрной, А. Алексеева, В. Анциферова, А. Анциферовой, С. Григорьева, М. Житникова, А. Метелёвой, Ю. Непокрытой, А. Ремезова, В. Тютюева, Р. Хабибуллина, А. Харасова и др.
Значительная часть выставки – это пейзажи, что, разумеется, не является случайностью - природа всегда волновала и волнует художников, особенно остро ощущающих, что в ней, за материальной субстанцией скрыты таинственные силы, которые они улавливают и воплощают, открывая тончайшие реакции души. Помимо попытки выразить метафизическое начало мира, есть ещё один аспект в обращении авторов к данной теме - динамика мегаполиса, безостановочная череда событий, обилие лиц становится для современного человека хаосом, в котором столь легко потеряться, а неизменная красота и гармония природы оказывается организующим космос внутренним камертоном. Драматические полотна В. Абрамова, И. Бурлакова, лирические пейзажи А. Ефремова, С. Тарасовой, отражая восприятие авторами видов разных уголков мира, дают зрителям возможность пережить гамму эмоций - почувствовать свежесть речной влаги, ощутить суровую мощь горных хребтов, погрузиться в таинственные заросли лесной чащи, проникнуться трепетностью первой зелени, восхититься золотым буйством осеннего леса…
Наблюдая окружающий мир, художники открывают в мгновениях повседневности таинственные значения, выявляют в сценах быта скрытые смыслы бытия. Особенно убедительно это выглядит в образах, уловленных и открытых О. Бадировым, А. Бушуевым, И. Бушуевым, Е.Веселовой, Г. Ремезовой и др.
Присутствуют в экспозиции и натюрморты, в которых участники выставки стремятся передать многоцветие окружающих его предметов, отразить биение растительной жизни, выразить свое настроение, выявить сущность и почувствовать форму предметов. Натюрморты (празднично-нарядные, условно-символические, лирико-интимные, монументально-обобщённые) Т. Ковалёвой, А. Метелёвой, С. Тарасовой, Р. Хабибуллина и др. не только позволяют прикоснуться через красоту вещного мира к миру красоты вечной, но и затрагивают проблемы быстротечности жизни, философии творчества, ценности каждого мгновения бытия.
Интересными являются изобразительные поиски В. Анциферова, Л. Анциферовой, К. Бородина, Ю. Волкова, Н. Ворожцовой и др., идущих далее отражения натурного материала, ставящих в своих картинах сложные вопросы формообразования, выработки пластического языка, соотношения изобразительного и выразительного начала, особенностей метафорического высказывания.
Галина Шарко, искусствовед