Сегодня: 05-12-2024

ВЫСТАВКА «ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР»


Итоги выставки

Православное богослужение — это синтез искусств. Красота как Слава Божия наполняет храм. Церковная архитектура и фресковая роспись, иконопись и древнерусское шитье, церковное пение … и поэзия церковных песнопений, искусство облачений и пластика движения церковнослужителей… —  все слито в единое служение Богу и Красоте.

Это Искусство не только утешающее, но и действенное, не только символическое, но и преображающее. Преображающее его значение с особой силой осозналось в русской душе, которая дала ему и пророческое выражение в вещем слове Ф. М. Достоевского: "Красота спасет мир". Красота эта есть явление Красоты духовной, которая считается одним из критериев православной церковности

Митрополит Питирим (Нечаев)

 

Выставка «Православный мир», работавшая в Доме художника с 15 июля до 9 августа 2021, была приурочена к ежегодно проводимому на Урале фестивалю «Царские дни». В экспозиции были представлены произведения художников, которые работают в рамках православной традиции  и светского искусства.

Все работы выставки объединяет православный храм - как его образы, запечатлённые художниками и ставшие ядром пейзажей, так и эскизы росписей церковных пространств, иконы, предметы литургии и др. Церковь, выступающая аккумулятором смыслов и выразителем важнейших идеалов и ценностей православия, осознание её роли в жизни верующих, её образы являются объединяющим началом данной  выставки, должной не только продемонстрировать преломление древних традиций храмового искусства современными авторами, но и привлечь внимание широких зрительских кругов к «умозрению в красках».   

Значительная часть экспозиции - работы сестёр Александро-Невского Ново-Тихвинского  женского монастыря, 11 из которых являются членами секции церковного искусства Свердловского регионального отделения Союза художников России. Монастырь ведёт свою историю с конца XVIII века - с момента появления богадельни при кладбищенской Успенской церкви г. Екатеринбурга. В 1809 г. по Высочайшему повелению императора  Александра I община была преобразована в заштатную Ново-Тихвинскую третьеклассную общежительную женскую обитель, впоследствии ставшую штатным монастырём, в котором проживало более 1000 насельниц. До революции 1917 г. в обители действовало несколько мастерских - иконописная, трафаретная, вышивальная, росписей по фарфору и ткани, столярная и др. В 1922 г. монастырь был закрыт, но в 1994 г. началось его возрождение, а в 2013 г. он был освящён в честь святого благоверного князя Александра Невского. Сестрами обители, в которой успешно работают иконописная и вышивальная мастерские, певческий и переводческий классы,  были созданы эскизы росписей собора Александра Невского и церкви «Всех скорбящих Радость», затем силами монахинь, приглашённых мастеров и прихожан, оба храма были возрождены вновь. Кроме того, инокини, украшая Божественными ликами  и образами библейских персонажей, святых  преображают все помещения подворья, а также заботятся о других храмах -  Всемилостивого Спаса в пос. Елизавет и Свято-Симеоновском и Михало-Архангельском в с. Меркушино Верхотурского района.

Иконы «Рождество Пресвятой Богородицы», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово» выражают особую интонацию - через проникновенность прочтения сюжета, пластическую выразительность, тонкую колористическую нюансировку.

Поскольку инокини на протяжении многих лет изучали особенности византийского православного письма (в частности, фресок храмов XIV века - великомученика Георгия в Старо Нагоричино, Македония и святых Иоакима и Анны в монастыре Студеница, Сербия и др.), созданные ими образы греческих святых несут в себе отчётливое драматическое начало, выявленное резкими чертами ликов, усиленных пробелами, напряжённой пластической выразительностью, контрастами тёмных фонов и светлых нимбов и облачений. Пафос художественного высказывания авторов продиктован тем, что все святые имели наполненную трагическими коллизиями земную жизнь, преодолеть которые они смогли благодаря неистовой вере в Бога - и старцы, жившие на Афоне: Пётр Афонский (аскет-отшельник, подвижник VII в.), Симон Мироточивый (чудотворец XIII в., основатель Нововифлеемского монастыря), Максим Капсокаливит (подвижник, чудотворец-молитвенник XIV в.), Паисий Святогорец (схимонах Константинопольской православной церкви XX в.,  известный духовными трудами и пророчествами), и иные подвижники: Савва Сербский (основатель Сербской православной церкви XII-XIII вв.), Каллист Константинопольский (святитель XIV в.).

Вышитые иконы «Благоверный князь Александр Невский» и «Святая великомученица Екатерина», выполненные шелковыми и металлизированными нитями, поражают высочайшим ремесленным мастреством и тонкостью интепретации символического прочтения земных биографий святых.  

Согласно христианской символике, храм - это ковчег спасения, корабль, который несёт верующего под знаком креста в Царство Божье. Часть экспозиции занимают фотокопии внутренних пространств церквей, преображённых замыслами и усилиями художников -  росписи храма во имя Феодоровской иконы Божьей Матери (Мужской монастырь Новомучеников и исповедников Церкви Русской) в Алапаевске, Свято-Троицкого Всецарицынского собора мужского монастыря в с. Тарасково (Свердловская область), Свято-Успенского кафедрального собора в Ташкенте выполнены группой художников под руководством Татьяны Водичевой, автора интерьеров многих храмов России и ближнего зарубежья. Сюжеты росписей весьма разнообразны («Сошествие Святого Духа на апостолов», «Преображение Господне», «Воскресение Христово», «Вознесение Господне» и др.), но все они отличаются особым возвышенно-одухотворённым эмоциональным настроем, выраженным обилием света, прихотливыми линиями, изысканной пластикой и тонкой колористикой.

Иконы, представленные в экспозиции многими авторами, написаны с соблюдением всех правил иконописания (плоскостность и деформированность фигур, устойчивость композиционных решений, цветовая символика, особенности технологии создания), что не мешает выражению внутренних особенностей художественного языка и интонации авторов: торжественный и возвышеный строй характерен для интерпретаций О. Водичевой, М. Водичевой, Т. Водичевой, И. Назаровой,  Е. Симоновой, А. Суханевич; напряжённый -  С. Антонова, Д. Белогурова, О. Мухачёва, С. Полякова, А. Пичурина, О. Соковниной, Шушалыкова; проникновенно-лирический - Л. Вострецовой, О. Вострецова.

В экспозиции также представлено творчество тех уральских художников, в чьих работах которых образы православной картины мира обретают современное звучание. В каждом живописном или графическом произведении запечатлён образ Церкви, ещё раз доказывая, что храм - это место, где концентрируются жизненно важные смыслы, аккумулируются ценности горнего мира, сгущается духовная энергия, осуществляется служение  высшим идеалам. Образы церквей в интерпретации художников - всегда центр композиции, организующий окружающее пространство; пластическая выразительность куполов и колоколен, их вертикальная ориентированность, сияющая белизна или красочность стен усиливают доминирующую роль храма, при этом в любой картине или  графическом листе, сообразно художественному языку автора, выражена его лирическая интонация.

В работах А. Ефремова обязательно присутствует образ церкви, воплощающей важнейшую ценность человеческого бытия, одухотворённого и осмысленного  в соответствии с высшими смыслами горнего мира. Виды уральской провинции или ближневосточного пейзажа, созданные художником, наполнены чувством гармонического единства человека с природой,  окружающим пространством и  другими людьми. Живописные этюды Ю. Непокрытой, запечатлевшие храмы и их служителей на Суздальской земле, наполнены восторгом от восприятия красоты храмовой архитектуры, органично вписанной в природный ландшафт, отличаясь энергичной пульсирующей пластикой  и яркой звучностью колорита.  

Картина Александра Ремезова «Святая Екатерина» представляет интерпретацию художником жития раннехристианской святой IV в. Опираясь на традиции академического искусства, автор создаёт полотно, отличающееся  масштабностью панорамного видения, возвышенным пафосом, эмоциональной убедительностью изображения событий отдельной человеческой жизни на фоне исторических реалий позднеримской эпохи.  

На выставке можно познакомиться с учебными работами студентов реставрационного отделения СХУ им. И.Д. Шадра, которое было открыто в 2005 г. Основная сфера деятельности студентов и выпускников - это спасение, сохранение и введение в научный оборот произведений темперной живописи, поврежденных или разрушенных временем, вредными условиями бытования или другими причинами. С 2005 г. студенты работают над реставрацией икон храма Николая Чудотворца из с. Быньги Невьянского района, на сегодняшний момент году проведена реставрация 40 икон, памятникам возвращена новая жизнь и теперь они украшают интерьер храма.

Иконы «Рождество Богоматери» (к. XVIII в.), «Богоматерь Великая Панагия» (к. XVIII в. – н. XIX в.), «Господь Вседержитель» (XIX в.), «Рождество Христово» (XIX в.) являются выдающимися произведениями невьянского иконописания и характеризуются  выстроенными композициями, мягкой лепкой ликов, благородными  цветовыми сочетаниями, виртуозной техникой работы с золотом (в том числе, золочение по прочеканенному и гравированному левкасу, цировку (проскребку) и цвечение лаками), тонкостью и тщательностью письма (личного, фоновых элементов и золотых разделок). Фотоматериал экспозиции демонстрирует поэтапное восстановление икон: укрепление левкаса и красочного слоя, удаление загрязнений и потемневшей олифы, масляной краски, музейные тонировки и т.д. Молодые реставраторы демострируют владение ремеслом, призванным не только открыть первозданную красоту авторской живописи, но и сохранить ее в дальнейшем в условиях нахождения в храме.

Прориси, иконы и копии произведений на библейскую тематику  немецкого художника XIX в. Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда,  выполненные силами студентов, позволяют прикоснуться к живой истории и оценить сложность обретения профессии реставратора, требующей специальных художественных, культурологических, религиоведческих и технологических знаний и мастерства.

Особый интерес представляют графические эскизы и их воплощение в материале церковных ювелирных украшений, входящих в часть облачения священнослужителей -служебные и нательные  кресты, ладанки, украшения с образами Богоматери, Спасителя, святых, выполненные А. Поповым и В. Игнаткиным. Элементы культа, они дополняют гармоничное звучание всего литургического действа, включающее не только визуальный ряд, но и звучащее слово священника, хора певчих и прихожан, внося ноты торжественности, величия, радости или скорби.

Галина Шарко, искусствовед