Сегодня: 07-03-2021

ВЛАДИМИР ИСТОМИН. ЧУКОТСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА


Информация

С 8 февраля в малом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России работает персональная выставка Владимира Истомина (Нижний Тагил),  входящая в программу Четвёртого открытого Всероссийского  биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО». Экспозиция представляет двадцать листов чукотского периода творчества художника, выполненных различными материалами (уголь, тушь, пастель, акварель, гуашь), а также эстампы, демонстрирующие высокий уровень техники печатной графики (литография, линогравюра).

 

 «Чукотка - необыкновенный край, туда легко приехать, но сложно с ним расстаться. Я вернулся в Нижний Тагил, но моя душа осталась там, и во сне я по-прежнему вижу Чукотку»Это слова залуженного художника России Владимира Алексеевича Истомина (1939-2019), прожившего долгое время в далеком северном крае  и навсегда сроднившегося с ним. Именно графические произведения, посвящённые северному краю и составляющие значительную часть творческого наследия В. Истомина, вошли в программу IV Всероссийского открытого биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО».

 

Чукотский период в жизни художника стал не только обретением навыков и становлением профессионального мастерства, но  временем творческого  расцвета, вернее сказать, своеобразным Ренессансом. Именно там открылись лучшие стороны дарования мастера¸ его яркая творческая индивидуальность. Произведения, созданные на Севере и ставшие сутью творчества Истомина, принесли автору широкую известность и признание. За серию офортов Владимиру Истомину в 1989 году было присвоено звание «Заслуженный художник России». 

Проследить становление В.Истомина как художника довольно несложно. Родом с Урала из патриархальной крестьянской семьи,  Володя Истомин, несмотря на неудовольствие родителей, с раннего детства, отлучаясь надолго из дома, постоянно рисовал, и не только с натуры, но и по воображению, создавая образы литературных героев. В Свердловское художественное училище он не прошел по конкурсу, но в 1969 году сумел поступить на художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института. После прохождения там же двухгодичной педагогической практики, где преподавал рисунок и пластическую анатомию, он переехал в Курган. Там в клинике доктора-ортопеда Г.А. Илизарова он был назначен на должность «художник по науке»: создавал эскизы уникальных операций. Надо отметить, что вначале в своем творческом развитии Истомин шел за поколением художников-шестидсятников, увлекшись произведениями известных графиков Г.Ф. Захарова, И.В. Голицына, А.А. Ушина.

Отъезд на Чукотку в 1973 году определил следующий самый главный в жизни Истомина творческий этап. Откликнувшись на приглашение брата побывать на Чукотке, он, «заболев ею», и остался там на 27 лет. Сделав для себя естественным живое общение с натурой, Истомин неустанно путешествовал: по Иультинской трассе на грузовой машине пересек полуостров с восточных берегов до северных, плыл с караваном судов по Северному морскому пути, пробиваясь за ледоколами, по Лене и дойдя на речнике-танкере до Якутска, побывал на Аляске, стал участником Межконтинентальных гонок на собачьих упряжках. Эти поездки обострили его чутье к национально-характерному, самобытному. Испытав на первых порах некоторое влияние классика американской графики Р. Кента, художник все же сумел «избрать свой путь и найти собственное видение Севера».

Истомин – автор произведений, лишенных красивости и затейливости, последовательный сторонник ясности мысли, простоты ее изложения. Культура его пластического высказывания основана на системе, где основным критерием выступает непосредственное отражение реальности, не противоречащее поэтическому взгляду художника, но придающее ему жизненную достоверность. Тонко чувствуя и понимая эстетическую природу «северных людей», автор сам творческий процесс очищает от суеты и случайности, рождая в композициях особый эмоциональный строй. Он стремится постичь феномен «первозданная природа» и найти «модель со-бытия» природы и человека.  

Индивидуальность авторского восприятия, состоит в способности поэтического осмысления самых обычных жизненных ситуаций. Истомин «лирик по натуре видел во всем что-то необыкновенное». Он стремился связать конкретные события с философскими размышлениями, в которых бы отразились представления местных жителей о круговороте жизни, о вечном обновлении природы, раздумья о человеке и человеческих ценностях, о бережном отношении к духовным истокам и национальной культуре. Особенность поэтики его произведений отмечена ощущением миропонимания коренных жителей со свойственным им осознанием неразделимости существования природы и человека.

 В графических листах можно наблюдать этнические типы лиц и сложения фигур, традиционные одежды чукчей, судить об их занятиях, дающих представление о подробностях быта и отдыха… Жители Севера, увиденные острым взглядом художника, показаны в момент разговора, важных праздников, традиционных игр и танцев. В одних листах художник, визуализируя романтическую потребность людей в общении с природой, лишь где-то далеко в глубине намечает их фигуры, делая лишь частицей мироздания, неким знаком. Но есть произведения, в которых автор выдвигает человека на первый план, укрупняя его и наделяя способностью постигать глубинные тайны бытия посредством общения с природой, что позволяло ему выделить среди них «избранных», отмеченных способностью «прислушаться к миру».

Художник в своих работах представляет Север разнопланово и разножанрово, стремясь «проявить» сам «стиль его жизни», имеющий глубинные корни. Насыщая произведения этнографическим и фольклорным материалом, автор подробно рассказывает об отличающихся особой поэтикой обычаях, совершаемых ритуальных действах и праздниках, отсылающих к далеким временам языческих обрядов. Так обычное течение повседневного бытия приобретает особую значимость.

В 1988 году Истомин создает цикл автолитографий «Чукотско-эскимосские праздники», отмеченных единым стилистическим решением: зимой / «Тиркык» - праздник встречи солнца; весной / «Кильвей» - праздники первого теленка в честь  прибавления в стаде, спуска байдары - начала весенней охоты, спортивных состязаний; поздним летом -  праздник молодого оленя с обрядом благодарения духов; осенью – праздник кита-прародителя человеческого рода, дарующего пищу.

    Достоверность сюжетных композиций с их романическим началом стали характерными чертами изображений В. Истомина. В жанровые сцены он, как чуткий наблюдатель, вводит предметы из подлинного окружения северян, расширяя контекст таким образом, чтобы предположить привычки, насущные дела и заботы, отношения между людьми, духовные ценности своих персонажей. Жанровые листы Истомина полны то сосредоточенности, то обостренного лиризма, то романтического мироощущения, всегда побеждающего бытописательство.

Пейзаж как отдельный жанр получил развитие в творчестве Истомина только в середине 1980-х гг. и нашел воплощение, прежде всего, в рисовальной технике. В соответствии с авторской концепцией природа Севера для Истомина есть нечто живое, существующее по собственным законам.

В пейзажах, создаваемых мастером не только во время путешествий, но и по зарисовкам и впечатлению в мастерской, существует своя особая жизнь, исполненная то покоя и гармонии, то мощи и движения. Северные виды с необозримыми просторами тундры, особой пластикой гор, дыханием далеких горизонтов приполярной земли втягивают зрителя в свое пространство. В них Истомин открылся как мастер, прекрасно владеющий техникой гуаши и пастели. Во время творческой поездки от Анадыря до Тикси художник, находясь под магическим обаянием природы, создает цикл северных марин с панорамным построением композиций, в которых явлены могучая водная стихия, уходящие за горизонт величественные горные хребты и сопки. Насыщенные, но строгие по цвету, выстроенные на точно взятых тональных отношениях листы, отличает строгость и торжественная величавость. Истомин навсегда полюбил этот край, признаваясь, что «северные мотивы ему снятся и после отъезда с Чукотки…».

Общение с коренным населением и его мировоззрением открыло В.Истомину особый мир человеческого духа и простоты, мудрости народного эпоса, глубинных знаний сокровенных тайн природы.  Автор делится: «… я обращаю внимание на одежду, национальные черты людей. Их культура очень интересна, восприятие мира удивительно». Портреты, созданные безо всякой идеализации, отмечены пониманием национального характера и авторской симпатией. В образах Вуквутагина, старейшего резчика по кости или поэтессы, собирателя народного фольклора А.Кымытваль художником представлены всем известные на Чукотке люди. Но большинство его героев – это простые труженики: морзверобои и рыбаки, пастухи и чумработницы, охотники и оленеводы, строители Билибинской атомной станции, геологи, моряки и авиаторы. Они несут в себе чистоту, удивительное целомудрие и осознанное чувство человеческого достоинства. Именно в рисунке, тщательном и «картинном», автором созданы наиболее удачные острохарактерные образы.

Графические работы Истомина выполнены в разных техниках, причем не только в традиционных печатных, таких как линогравюра, офорт, литография, меццо-тинто, мягкий лак, сухая игла, которые художник, как правило, осваивал на творческих дачах, но и «сконструированных» им самим. Автор признается, что «…желание создать новую технику – это как озарение, возникает внезапно, прямо во время работы». Свидетельством высокого мастерства художника, пришедшего к точности формы и легкости линий, к слаженности ритма и той необыкновенной свободе, с которой строятся композиции, становятся цельность найденного образа и артистизм его воплощения. Если говорить о романтических векторах в творчестве В. Истомина, они наиболее ярко просматривается в росписях, выполненных мастером в интерьерах общественных зданий и связанных с идеей поиска/рождения «рая» в далеких почти безлюдных землях. В его работах ощущается желание видеть/сделать мир совершеннее, в том числе, посредством собственных стремлений - и он «конструирует рай на земле». 

Жизнь В. Истомина на Чукотке отличалась поразительной всепоглощающей работоспособностью: наряду со станковыми произведениями (более 1000 графических и 500 живописных) им проиллюстрировано и оформлено 15 книг, выполнено около 400 экслибрисов, более 30 плакатов, 50 монументальных росписей. Так, в экслибрисах, по словам автора, его привлекали «их малая форма, не составляющая труда, и получаемое от работы удовольствие». Надо отметить, что именно экслибрисы, создаваемые автором в разных техниках и отличающиеся тонкостью проработки, принесли ему премии и награды на международных выставках, участником которых он становился многократно.

Владимир Истомин на Чукотке был в зоне активного внимания. В середине 1980-х  благодаря В.А.Истомину столица Чукотки Анадырь стала центром искусства. В автономном округе под его руководством открывалась первая художественная школа. Истомина знали как талантливого педагога и первого председателя Чукотской организации Союза художников СССР. В памяти местного населения художник навсегда останется своими произведениями, которые украшали почти каждый дом, и книгами с его иллюстрациями.

По возвращению в 2004 году в Нижний Тагил и экспонированию в музее изобразительных искусств первой на уральской земле персональной выставки, Владимир Алексеевич передал в дар музею большую графическую коллекцию собственных произведений, а также экслибрисы российских и зарубежных мастеров, тем самым пополнив фонд книжных знаков более чем на полторы тысячи предметов.

Чукотские земли… Так можно назвать все пространства истоминских работ, ставших воплощением этой северной земли. Владимир Истомин никогда не переставал ощущать себя художником Севера. «…есть желание и настроение работать дальше, невозможно забыть северное сияние, гонки на собаках…». Неслучайно его многие работы послечукотского периода - это воспоминания о далеком крае как о земле особого притяжения, оставшейся в его сердце навсегда. «На Севере покоряет все… Закаты, рассветы, пурга, ветер…Суровая природа, особая красота людей... Душа моя принадлежит Северу…»

Чукотка стала для художника вторым домом… До последних дней в его творчестве появляются портреты ее жителей, неповторимые пейзажи, жанровые сцены…

Лариса Смирных,

 искусствовед, Нижний Тагил

 

Выставка открыта с 8 февраля по 10 марта 2021 г.

Вход свободный.

Понедельник-четверг -  12.00 - 17.00.

Суббота – 12.00 -16.00

Пятница, воскресенье  – выходной.

Посещение выставок возможно при соблюдении масочного режима.

 

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97.

 ая в программу Четвёртого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО». Экспозиция представляет двадцать листов чукотского периода творчества художника, выполненных различными материалами (уголь, тушь, пастель, акварель, гуашь), а также эстампы, демонстрирующие высокий уровень техники печатной графики (литография, линогравюра).

 

«Чукотка - необыкновенный край, туда легко приехать, но сложно с ним расстаться. Я вернулся в Нижний Тагил, но моя душа осталась там, и во сне я по-прежнему вижу Чукотку»Это слова залуженного художника России Владимира Алексеевича Истомина (1939-2019), прожившего долгое время в далеком северном крае  и навсегда сроднившегося с ним. Именно графические произведения, посвящённые северному краю и составляющие значительную часть творческого наследия В. Истомина, вошли в программу IV Всероссийского открытого биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО». 

Чукотский период в жизни художника стал не только обретением навыков и становлением профессионального мастерства, но  временем творческого  расцвета, вернее сказать, своеобразным Ренессансом. Именно там открылись лучшие стороны дарования мастера¸ его яркая творческая индивидуальность. Произведения, созданные на Севере и ставшие сутью творчества Истомина, принесли автору широкую известность и признание. За серию офортов Владимиру Истомину в 1989 году было присвоено звание «Заслуженный художник России». 

Проследить становление В.Истомина как художника довольно несложно. Родом с Урала из патриархальной крестьянской семьи,  Володя Истомин, несмотря на неудовольствие родителей, с раннего детства, отлучаясь надолго из дома, постоянно рисовал, и не только с натуры, но и по воображению, создавая образы литературных героев. В Свердловское художественное училище он не прошел по конкурсу, но в 1969 году сумел поступить на художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института. После прохождения там же двухгодичной педагогической практики, где преподавал рисунок и пластическую анатомию, он переехал в Курган. Там в клинике доктора-ортопеда Г.А. Илизарова он был назначен на должность «художник по науке»: создавал эскизы уникальных операций. Надо отметить, что вначале в своем творческом развитии Истомин шел за поколением художников-шестидсятников, увлекшись произведениями известных графиков Г.Ф. Захарова, И.В. Голицына, А.А. Ушина.

Отъезд на Чукотку в 1973 году определил следующий самый главный в жизни Истомина творческий этап. Откликнувшись на приглашение брата побывать на Чукотке, он, «заболев ею», и остался там на 27 лет. Сделав для себя естественным живое общение с натурой, Истомин неустанно путешествовал: по Иультинской трассе на грузовой машине пересек полуостров с восточных берегов до северных, плыл с караваном судов по Северному морскому пути, пробиваясь за ледоколами, по Лене и дойдя на речнике-танкере до Якутска, побывал на Аляске, стал участником Межконтинентальных гонок на собачьих упряжках. Эти поездки обострили его чутье к национально-характерному, самобытному. Испытав на первых порах некоторое влияние классика американской графики Р. Кента, художник все же сумел «избрать свой путь и найти собственное видение Севера».

Истомин – автор произведений, лишенных красивости и затейливости, последовательный сторонник ясности мысли, простоты ее изложения. Культура его пластического высказывания основана на системе, где основным критерием выступает непосредственное отражение реальности, не противоречащее поэтическому взгляду художника, но придающее ему жизненную достоверность. Тонко чувствуя и понимая эстетическую природу «северных людей», автор сам творческий процесс очищает от суеты и случайности, рождая в композициях особый эмоциональный строй. Он стремится постичь феномен «первозданная природа» и найти «модель со-бытия» природы и человека.  

Индивидуальность авторского восприятия, состоит в способности поэтического осмысления самых обычных жизненных ситуаций. Истомин «лирик по натуре видел во всем что-то необыкновенное». Он стремился связать конкретные события с философскими размышлениями, в которых бы отразились представления местных жителей о круговороте жизни, о вечном обновлении природы, раздумья о человеке и человеческих ценностях, о бережном отношении к духовным истокам и национальной культуре. Особенность поэтики его произведений отмечена ощущением миропонимания коренных жителей со свойственным им осознанием неразделимости существования природы и человека.

 В графических листах можно наблюдать этнические типы лиц и сложения фигур, традиционные одежды чукчей, судить об их занятиях, дающих представление о подробностях быта и отдыха… Жители Севера, увиденные острым взглядом художника, показаны в момент разговора, важных праздников, традиционных игр и танцев. В одних листах художник, визуализируя романтическую потребность людей в общении с природой, лишь где-то далеко в глубине намечает их фигуры, делая лишь частицей мироздания, неким знаком. Но есть произведения, в которых автор выдвигает человека на первый план, укрупняя его и наделяя способностью постигать глубинные тайны бытия посредством общения с природой, что позволяло ему выделить среди них «избранных», отмеченных способностью «прислушаться к миру».

Художник в своих работах представляет Север разнопланово и разножанрово, стремясь «проявить» сам «стиль его жизни», имеющий глубинные корни. Насыщая произведения этнографическим и фольклорным материалом, автор подробно рассказывает об отличающихся особой поэтикой обычаях, совершаемых ритуальных действах и праздниках, отсылающих к далеким временам языческих обрядов. Так обычное течение повседневного бытия приобретает особую значимость.

В 1988 году Истомин создает цикл автолитографий «Чукотско-эскимосские праздники», отмеченных единым стилистическим решением: зимой / «Тиркык» - праздник встречи солнца; весной / «Кильвей» - праздники первого теленка в честь  прибавления в стаде, спуска байдары - начала весенней охоты, спортивных состязаний; поздним летом -  праздник молодого оленя с обрядом благодарения духов; осенью – праздник кита-прародителя человеческого рода, дарующего пищу.

    Достоверность сюжетных композиций с их романическим началом стали характерными чертами изображений В. Истомина. В жанровые сцены он, как чуткий наблюдатель, вводит предметы из подлинного окружения северян, расширяя контекст таким образом, чтобы предположить привычки, насущные дела и заботы, отношения между людьми, духовные ценности своих персонажей. Жанровые листы Истомина полны то сосредоточенности, то обостренного лиризма, то романтического мироощущения, всегда побеждающего бытописательство.

Пейзаж как отдельный жанр получил развитие в творчестве Истомина только в середине 1980-х гг. и нашел воплощение, прежде всего, в рисовальной технике. В соответствии с авторской концепцией природа Севера для Истомина есть нечто живое, существующее по собственным законам.

В пейзажах, создаваемых мастером не только во время путешествий, но и по зарисовкам и впечатлению в мастерской, существует своя особая жизнь, исполненная то покоя и гармонии, то мощи и движения. Северные виды с необозримыми просторами тундры, особой пластикой гор, дыханием далеких горизонтов приполярной земли втягивают зрителя в свое пространство. В них Истомин открылся как мастер, прекрасно владеющий техникой гуаши и пастели. Во время творческой поездки от Анадыря до Тикси художник, находясь под магическим обаянием природы, создает цикл северных марин с панорамным построением композиций, в которых явлены могучая водная стихия, уходящие за горизонт величественные горные хребты и сопки. Насыщенные, но строгие по цвету, выстроенные на точно взятых тональных отношениях листы, отличает строгость и торжественная величавость. Истомин навсегда полюбил этот край, признаваясь, что «северные мотивы ему снятся и после отъезда с Чукотки…».

Общение с коренным населением и его мировоззрением открыло В.Истомину особый мир человеческого духа и простоты, мудрости народного эпоса, глубинных знаний сокровенных тайн природы.  Автор делится: «… я обращаю внимание на одежду, национальные черты людей. Их культура очень интересна, восприятие мира удивительно». Портреты, созданные безо всякой идеализации, отмечены пониманием национального характера и авторской симпатией. В образах Вуквутагина, старейшего резчика по кости или поэтессы, собирателя народного фольклора А.Кымытваль художником представлены всем известные на Чукотке люди. Но большинство его героев – это простые труженики: морзверобои и рыбаки, пастухи и чумработницы, охотники и оленеводы, строители Билибинской атомной станции, геологи, моряки и авиаторы. Они несут в себе чистоту, удивительное целомудрие и осознанное чувство человеческого достоинства. Именно в рисунке, тщательном и «картинном», автором созданы наиболее удачные острохарактерные образы.

Графические работы Истомина выполнены в разных техниках, причем не только в традиционных печатных, таких как линогравюра, офорт, литография, меццо-тинто, мягкий лак, сухая игла, которые художник, как правило, осваивал на творческих дачах, но и «сконструированных» им самим. Автор признается, что «…желание создать новую технику – это как озарение, возникает внезапно, прямо во время работы». Свидетельством высокого мастерства художника, пришедшего к точности формы и легкости линий, к слаженности ритма и той необыкновенной свободе, с которой строятся композиции, становятся цельность найденного образа и артистизм его воплощения. Если говорить о романтических векторах в творчестве В. Истомина, они наиболее ярко просматривается в росписях, выполненных мастером в интерьерах общественных зданий и связанных с идеей поиска/рождения «рая» в далеких почти безлюдных землях. В его работах ощущается желание видеть/сделать мир совершеннее, в том числе, посредством собственных стремлений - и он «конструирует рай на земле». 

Жизнь В. Истомина на Чукотке отличалась поразительной всепоглощающей работоспособностью: наряду со станковыми произведениями (более 1000 графических и 500 живописных) им проиллюстрировано и оформлено 15 книг, выполнено около 400 экслибрисов, более 30 плакатов, 50 монументальных росписей. Так, в экслибрисах, по словам автора, его привлекали «их малая форма, не составляющая труда, и получаемое от работы удовольствие». Надо отметить, что именно экслибрисы, создаваемые автором в разных техниках и отличающиеся тонкостью проработки, принесли ему премии и награды на международных выставках, участником которых он становился многократно.

Владимир Истомин на Чукотке был в зоне активного внимания. В середине 1980-х  благодаря В.А.Истомину столица Чукотки Анадырь стала центром искусства. В автономном округе под его руководством открывалась первая художественная школа. Истомина знали как талантливого педагога и первого председателя Чукотской организации Союза художников СССР. В памяти местного населения художник навсегда останется своими произведениями, которые украшали почти каждый дом, и книгами с его иллюстрациями.

По возвращению в 2004 году в Нижний Тагил и экспонированию в музее изобразительных искусств первой на уральской земле персональной выставки, Владимир Алексеевич передал в дар музею большую графическую коллекцию собственных произведений, а также экслибрисы российских и зарубежных мастеров, тем самым пополнив фонд книжных знаков более чем на полторы тысячи предметов.

Чукотские земли… Так можно назвать все пространства истоминских работ, ставших воплощением этой северной земли. Владимир Истомин никогда не переставал ощущать себя художником Севера. «…есть желание и настроение работать дальше, невозможно забыть северное сияние, гонки на собаках…». Неслучайно его многие работы послечукотского периода - это воспоминания о далеком крае как о земле особого притяжения, оставшейся в его сердце навсегда. «На Севере покоряет все… Закаты, рассветы, пурга, ветер…Суровая природа, особая красота людей... Душа моя принадлежит Северу…»

Чукотка стала для художника вторым домом… До последних дней в его творчестве появляются портреты ее жителей, неповторимые пейзажи, жанровые сцены…

Лариса Смирных,

 искусствовед, Нижний Тагил

 

Выставка открыта с 8 февраля по 10 марта 2021 г.

Вход свободный.

Понедельник-четверг -  12.00 - 17.00.

Суббота – 12.00 -16.00

Пятница, воскресенье  – выходной.

Посещение выставок возможно при соблюдении масочного режима.

 

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97.