ВЫСТАВКА НОМИНАНТОВ НА ПРЕМИЮ ГУБЕРНАТОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2020 г.
Итоги выставки
С 19 января по 1 февраля в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России прошла выставка номинантов на премию Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» за 2020 г.
В экспозицию вошли работы четырёх художников и авторского коллектива, внесших наиболее заметный вклад в развитие современного изобразительного искусства Урала. Свои проекты номинанты заявляют от общественных организаций и фондов. Александр Алексеев представлен Свердловским региональным отделением Международного фонда славянской письменности и культуры. Владимир Лузин, Алексей Попов, Владимир Тютюев выдвинуты Свердловским региональным отделением Союза художников России. Авторскому коллективу из Нижнего Тагила (Геннадий Бабин, Лилия Новикова, Светлана Попова, Алевтина Сидорова) предоставлена возможность заявить о себе от имени Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна (филиала) ФГБУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова».
Главная идея проекта Александра Алексеева «Русское поле», представляющего собой серию монументальных живописных работ, - выявить суть так называемой «русской идеи» и попытаться интерпретировать ее в образах, отражающих наиболее важные и яркие стороны жизни «русского мира». Картины проекта, вырастая из отдельных экспозиций («Русский мир», «Русский лад», «Славянский ковчег»), являются творческой лабораторией художника, где проявляется индивидуальность живописного стиля художника, граничащая со знаковостью, определяемой сложным колоритом и подчеркнутым символизмом образов.
Характерные для творческой манеры А. Алексеева яркость персонажей, виртуозность исполнения, оригинальность стиля, концептуальность замысла помогают ему воплощать глубоко архетипические образы и сюжеты русской культуры. Художнику удалось создать яркую, грандиозную картину «русского поля», на котором горе часто сменяется радостью, труд становится подвигом, любовь преодолевает немыслимые препятствия. Но этот мир прекрасен, а в образах «небесных покровителей России» ощущается надежда на торжество добра и справедливости. Мастер улавливает философию повседневности, грани событийности в сложных явлениях современной жизни.
Сложный, концептуальный, многосоставный проект повествует о прошлом и будущем России, о ее горестях и радостях, о светлых и темных сторонах ее натуры. Картины А. Алексеева глубоко патриотичны и призваны вызывать чувство, гордости за страну и ее народ. Полотна задуманы художником в сложнейшей обстановке обострения экономического кризиса, межнациональных конфликтов и политической конфронтации, которые тяжело сказываются на общественных настроениях, царящих в России. Чуткий художник улавливает потребность социума в формировании позитивного образа страны, в создании оптимистической концепции развития отечественного общества. Наполненные оптимистическим задором и красочной мощью, поэтичностью и философским откровением картины А. Алексеева своей жизнеутверждающей силой и мощью внушают надежду, оптимизм и веру в будущее России, в силу и мудрость ее народа.
Одной из основных целей проекта «Русское поле» является сохранение творческого потенциала народа и его цивилизационного кода.
Художественный проект Владимира Тютюева «ПОБЕДЕ 75!» представляет собой серию из 12 живописных картин на тему 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая навсегда останется в исторической памяти нашей страны страшной и незабываемой страницей. Время стирает остроту эмоционального восприятия трагедии военных действий, но художник, воспринимающий их особенно болезненно (поскольку его предназначение - созидание и жизнеутверждение), помогает оценить масштаб и катастрофичность, осознать недопустимость повторения подобного, утвердить идеалы красоты и гуманизма.
Особенно важно это для подрастающего поколения, воспринимающего войну как далёкое прошлое, а её события как эпизоды фантастического фильма или компьютерной игры. Пропуская через призму субъективного переживания, воплощённого силами искусства, автор помогает прочувствовать зрителям отдельные события войны как личную трагедию.
Живописец с индивидуальным творческим почерком и собственным отношением к натуре, посредством художественных образов Владимир Тютюев воплощает свою эмоциональную реакцию на окружающий мир. Воспринимая и осмысляя видимую натуру, художник всегда включает в свои работы мир ценностей, данный его культурой.
Временная дистанция открывает новые грани знакомых событий и фактов, требует нового осмысления и переоценки пережитого. Художник для усиления выразительности своих произведений отказывается от красочной палитры, использует почти монохромную цветовую гамму. Деформация фигур, их жёсткая пластика, преобладание в картинах прямых линий и углов символизируют безжалостную механистичность уничтожения живых людей военной машиной фашистской Германии. Живописные холсты, воплощающие собирательные образы воинов Красной Армии или иных представителей советского народа, вырастают до условно-символического обобщения, отражающего вселенский масштаб военной трагедии.
Владимир Тютюев в интерпретациях событий периода 1941-1945 гг. обращается к эпизодам, раскрывающим бесчеловечную сущность фашизма, обращённую не только к профессиональным военным, но и к мирному населению - детям, женщинам, старикам, что особенно пронзительно выражено в картинах «Ушедшие», «Концлагерь Великой Отечественной войны» и др.
Серия графических произведений Владимира Лузина «По Уралу» посвящена местной природе, где много веков живут люди, приспособившиеся к её неприветливому характеру, обретя из-за её непредсказуемости внутреннюю силу и несгибаемую энергию противостояния всем катаклизмам. В цикле данных работ проявляется высокое призвание художника - созерцать и интерпретировать первозданную красоту мира, претворяя её в совершенные формы искусства. Любое жизненное впечатление автора становится источником интерпретации, в которую вкладывается его душа. В пространстве листа он не фотографически передаёт фрагмент бытия, а, преображая его, наполняет внутренним светом духовной энергии. Неизменно в работах Владимира Лузина всё сотворённое человеком (дома, заборы, улочки, храмы и т.д.) словно органично вырастает из природных форм. Это неразрывное единство, уловленное вибрациями души художника, воплощается благодаря его безукоризненному владению техникой перьевого рисунка тушью.
Особую роль в работах В.М.Лузина играет небо с его интенсивной жизнью: передвижениями облаков в безграничном пространстве, отношениями света и тени, солнечных лучей и мрачных туч, ярких всполохов и тончайших нюансов световоздушной среды. Драматическая взволнованность автора выступает как выражение душевной неуспокоенности, внутреннего восхождения, духовного горения и приводит к осязаемому одухотворению небесного пространства. Отсвет горнего мира - солнечные лучи - особая смысловая и ритмическая доминанта многих листов В. Лузина. Художник прибегает к использованию условно-символических форм: геометрически чёткие линии сияющих лучей заполняют небо, пронзают его, достигают земли и оживляют её; лучи – своего рода медиатор, посредник между мирами, трансформирующий реальность, переводящий в пространство невидимого физическим, земным зрением идеализированного, высшего мира.
Размышляя о себе, о природе, о судьбе родной страны, В. М. Лузин, через созерцание видимого мира и претворение его в эстетическую плоскость, помогает найти ответы на многие вопросы, волнующие его соотечественников. Серия графических листов «По Уралу» - настоящее приношение художника своему краю.
Художественный проект Алексея Попова «Каслинский павильон» состоит из серии ювелирных изделий, выполненных в смешанной технике, сочетающей в себе элементы ювелирного, медальерного и камнерезного искусства. Он посвящён уникальному художественному объекту Урала - Каслинскому павильону, созданному для Всемирной выставки в Париже 1900 года. Это единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, шедевр мирового искусства, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, уже давно воспринимается как знаковый символ столицы Урала и послужил источником вдохновения автора для создания гарнитура. А. Попов с 2016 г. обратился к теме исследования исторических памятников родного города в качестве художественных образов, воплощённых в ювелирных произведениях. На фоне проведения в уральской столице мероприятий мирового уровня возрос интерес к различным объектам родного города, к его истории и культуре. Воплощение архитектурных образов в объектах малой пластики - предметах ювелирного искусства - выглядит особенно неожиданно и самобытно.
Гарнитур «Каслинский павильон» выполнен в направлении ретроспективизма, основанном на исследовании архитектурного наследия, обращённом к историческим формам. Ретроспективизм является продолжением декоративно-художественной линии развития творчества, сохраняя основополагающие признаки стиля-источника как в объёмно-пространственной структуре гарнитура, так и в деталях изделий. В творчестве А.Попова сочетаются традиционные и прогрессивные тенденции, различные способы и приемы формообразования, аллегории, символы, эмблемы, основанные на ретроспекции, но с использованием новых технологий, что приводит к новому, неожиданному результату.
Конструктивную основу гарнитура составляет художественная композиция с элементами медальерного искусства. Сочетание развития пространственной композиции и орнаментального насыщения ее компонентов даёт уникальный эффект, особенно ярко проявляющийся в гарнитуре «Каслинский павильон».
Художественное воплощение идеи автора, в котором тесно переплетаются фантазия и реальность, чётко прослеживается узнаваемость объектов, взятых за исторически-материальную основу проекта Алексея Попова. Проект предполагает дальнейшее развитие.
Художественный проект «Триумф Победы», выполненный творческим коллективом (Геннадий Бабин, Лилия Новикова, Светлана Попова, Алевтина Сидорова), приурочен к 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Поднос-панно продолжает традиции просечных форм подносного производства XIX в.
Живописная композиция, воплощённая в панно, отражает кульминационный момент Парада Победы, состоявшегося в Москве 24 июня 1945 г. Основой сюжета служат факты исторической кинохроники Парада Победы на Красной площади. Перед творческим коллективом стояла задача продумать композиционное решение, сохраняя документальную достоверность кадров фотохроники, совместить несколько сцен: сбрасывание немецко-фашистских знамён к подножию Мавзолея, праздничный салют и народное гуляние на Красной площади, а также найти обобщенный образ Победы.
Поднос-панно размером 130х170 см был выполнен в традициях демидовских мастеров XIX в. - с просечным бортом и коваными ручками. На зеркале подноса расположена живописная композиция, обрамленная широкой полосой золотного орнамента, утверждающего общий победный пафос произведения.
В нижней части подноса-панно золотом начертано «Триумф Победы». Поднос-панно был представлен в Совете Федерации на выставке: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в произведениях мастеров народных художественных промыслов России» и отмечен Благодарностью Комитета Совета Федерации.