Сегодня: 05-12-2024

ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ АНИМАЦИОННОГО КИНО «РОЛЬ ЭСКИЗА В МУЛЬТИПЛИКАЦИИ»


Итоги выставки

С 5 по 28 ноября  в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России прошла  выставка художников анимационного кино  «Роль эскиза в мультипликации»,входящая в программу Четвёртого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО».

Экспозиция объединила аторов из нескольких регионов. Она была посвящена памяти Сергея Александровича Алимова (1938—2019), где присутствуют его произведения, работы учеников и коллег из Ярославля и Екатеринбурга. Художники представили эскизы к анимационным фильмам; среди них как признанные мастера, так и молодые авторы. Среди работ есть узнаваемые образы к уже вышедшим мультфильмам. Некоторые эскизы созданы как творческие работы и не будут иметь дальнейшего продолжения в законченной анимационной ленте.

Искусство анимационного эскиза - специфический жанр. Эти произведения, по большей части, графические, не являются разбивкой на кадры, однако содержат в себе и композицию кадра, и характеристику персонажей, и авторское прочтение стилистики всего фильма. Эскизы словно имеют развитие во времени: глядя на лист, зрители узнают момент и одновременно с этим понимают зарождение и развитие сюжета. Отчасти поэтому выставка художников-мультипликаторов — напряженное информационное поле, когда для более полного понимания от зрителя требуется знание сюжета произведений, некой предыстории кадра и при этом допущение возможности новой образной и пластической трактовки персонажей.

В память о Сергее Александровиче Алимове необходимо отметить, что его творческая судьба была успешной и счастливой. В первую очередь зрителям он известен как художник-мультипликатор, который создал всеми любимые и узнаваемые образы,  среди них - Лев Бонифаций, Топтыжка и другие. На выставке представлены его эскизы к анимационному фильму по мотивам романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»  - авторское прочтение темы к фильму, который не выходил на экраны. Роман «Мастер и Маргарита» полон глубоких смыслов, апеллирующих и к истории нашей страны, и к фантастичной катастрофичности. В эскизе С.А. Алимова «Полет над городом» к роману ощущается стихийное приближение неминуемой беды: крупные складки плащей, развевающихся и заслоняющих твердь и спокойный, торжествующий кот Бегемот в очках олицетворяют несопоставимость динамики и статики и вызывают чувства опасности и тревоги.

Особое место в деятельности С.А. Алимова занимала его педагогическая работа во ВГИКе, где он на протяжении двадцати пяти лет готовил художников анимационного кино. Среди участников выставки  - его ученики, состоявшиеся мастера, которые, отталкиваясь от среды педагога, вышли в свое творческое пространство.

       Одна из участниц выставки, Александра Павлова, вошла в группу аниматоров, создавших под руководством А. Хржановского полнометражный мультипликационный фильм «Нос, или Заговор «не таких» по опере Д. Шостаковича, мировая премьера которого прошла в 2020 году на Международном Роттердамском кинофестивале. Международные фестивали являются важными площадками, формирующими новую профессиональную среду и выявляющими основные тенденции и поиски современных авторов. На выставке в Екатеринбурге А. Павлова представляет эскизы 2013 года к «Евгению Онегину».

Присутствуют в экспозиции  работы Ирины Гавриловой «Мэри Поппинс» и эскизы Сергея Гаврилова «Посмертные записки Пиквикского клуба». Повествовательное описание с яркими характерными персонажами делают образы узнаваемыми и понятными. Елизавета Новикова представляет эскизы, где она иллюстрирует Хармса: тени перекраивают пространство, выхватывая крупные фрагменты. Сопоставления фона  и фигуры в пространственной бездне характерно для работ Екатерины Гавриловой в эскизе к фильму «Ностальгия Улисса». Наполненность смыслами, внутреннее напряжение персонажей на грани деформации обнажает сущностный скелет образов в ее эскизах к анимационному фильму «Легенды о докторе Фаусте».

Пространство становится частью художественного решения в произведениях Олеси Габрильян по мотивам книги Л. Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине», где она словно впускает восточное настроение в работу, а цветовые решения усиливают особенности освещения южного солнца. Олег Добровольский в эскизах к мультфильму «Моби Дик или Кит» создает целые сцены, напряженные, апеллирующие к мощи манускриптов. Соотношение графичности силуэтов и плоскости водной глади создают почти ощутимое противостояние.

Валерий Кожин не боится быть парадоксальным, усиливать смысловые акценты. На выставке представлены эскизы к мультфильму «Сон Садовника» по произведениям Л. Кэрролла. Полина Новикова обратилась к сказке «Маленький принц» А. Экзюпери. Это очень непростой образ, потому как всем известны иллюстрации самого автора. Она не отказывается от них, а скорее усиливает динамику всего кадра, вносит смысловые акценты за счет открытого пространства, соотношения величин. Валерия Султанмуратова представила монохромное решение в эскизах к произведению М. Булгакова «Роковые яйца», которые отличаются некой повествовательной эпичностью. Деликатная работа с цветом в эскизах Руслана Гаврилова, мягкость тональных решений утверждает демонические образы Э. Гофмана, усиливая напряжение искажением форм и пространства.

 Сергей Айнутдинов представляет на выставке эскизы к мультфильму «Городок на бугре», выполненные в технике шелкографии. Авторский штрих, соотношение более темных и светлых линий формируют калейдоскоп проявленных форм. С 1993 по 2012 год мастер вел курс художников анимационного кино в Свердловском художественном училище им. И.Д. Шадра. На выставке присутсвуют работы художников, прошедших обучение в училище под его руководством: Е. Лапшиной, М. Цукерман. Елена Лапшина в эскизах смело экспериментирует с формами, деформирует предметы, персонажей и само пространство. Марина Цукерман в эскизах к роману М. Булгакова «Роковые яйца» передает ощущение времени, дух эпохи.

Из Екатеринбурга на выставке и Людмила Скотникова, которая представила лаконичное решение эскизов к анимационному фильму «Свинг»: в произведениях ощущается интенсивная работа цвета, несколько упрощенная форма.

Кроме того, в экспозиции представлены работы Александра Константиновича Петрова, удивительного и тонкого художника анимационного кино, получившего премию Оскар в 2000 году за мультипликационный фильм «Старик и море». Александр Константинович показывает эскизы к фильму «Алые паруса», выполненные маслом по целлулоиду. Техника исполнения диктует фактуру, выявляет образные акценты. Он подходит к кадру как к большой картине со сложными тональными переходами, деликатными колористическими нюансами. Композиция кадра выхватывает фрагменты, словно зритель пристально что-то рассматривает или, находясь вместе с героем в штормовой стихии, не может ничего разглядеть.

В экспозиции представлены работы двух учениц Александра Константиновича: эскизы Натальи Лобановой к мультфильму «Уроки плавания» мягкие, немного ироничные,  в работе Екатерины Овчинниковой много воздуха, перснаж имеет острую индивидуальную характеристику, ясный образ.

Выставка дает зрителям возможность погрузиться в захватывающий мир анимации на стадии формирования художественных образов героев, когда выявляются стилистика всего анимационного фильма, сюжетные доминанты и композиционные находки. Экспозиция продемонстрировала  традиционную рисованную мультипликацию, значение рукотворного эскиза и сущность подхода старой школы анимационных фильмов.

                  Ольга Прошкина, искусствовед,  Москва