ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ГРАФИКИ ИГОРЯ РЕПНИКОВА (СТРЕЖЕВОЙ)
Итоги выставки
ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ГРАФИКИ ИГОРЯ РЕПНИКОВА(СТРЕЖЕВОЙ)
С 5 по 27 ноября в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России прошла персональная выставка графики Игоря Репникова, входящая в программу Четвёртого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО».
Игорь Анатольевич Репников родился в 28 сентября 1969 года в с. Грачевка Оренбургской области. В 1980 году вместе с родителями переехал на в г. Стрежевой (Томская обл.), где и проживает в настоящее время. В 1988 году окончил отделение театрально-декорационного искусства Красноярского художественного училища им. В. И. Сурикова, в 2007 году - художественно-графический факультет Нижневартовского государственного гуманитарного университета.
Работал в типографии художником-дизайнером. Участник областных (с 1991 г.), региональных (с 1991 г.), международных (с 2003 г.) выставок, всего более 55. Персональные выставки состоялись в 1993 г. (Томск), 2000г. (Томск), 2001 г. (Когалым), 2002 г. (Красноярск, Енисейск), 2016 г. (Томск), 2019 г. (Томск).
С 2015 г. – член Союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО. В 2019 г. стал лауреатом премии Томской области в сфере науки, образования и культуры.
Работы находятся в отечественных музеях и галереях: Томский областной художественный музей, Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Историко-краеведческий музей г. Стрежевого, Магнитогорская картинная галерея, Сибирский центр современного искусства (Новокузнецк), а также в частных собраниях России и Германии.
Интерес к графическому искусству у Игоря Репникова проявился еще в годы учебы в Красноярском художественном училище. Постижение профессии на театрально-декорационном отделении во многом повлияло на формирование образного мышления и авторской художественной манеры, а увлечение сценографическими приемами в дальнейшем обогатило творческие поиски художника. Именно из искусства сценографии, когда на театральной сцене одновременно даются две или более декорации, изображающие среду разных действий, протекающих одновременно, но в разных местах, И. Репников заимствовал прием симультанного или одновременного показа разных сюжетов.
Симультанность, распространенную в средневековом театре, а затем надолго исчезнувшую из театрального искусства, возродили футуристы в начале XX века, прочно же закрепили её в художественной практике современные художники. Симультанность читается и в сложных композициях Репникова, соединяя прошлое, настоящее и будущее. Подобное видение пространства и времени позволило автору построить собственную философскую и художественную системы, которые вырабатывались через попытки соединения в произведениях принципиально несовместимых деталей и элементов.
Своеобычные и неповторимые сюжеты графических листов потребовали от художника изобретения сложносоставного художественного языка, особой подготовки бумаги и использования всех известных графических и типографских материалов. В работах совмещаются разные моменты движения, раздробленные на фрагменты формы зигзага, спирали, эллипса, воронки, скошенного конуса, которые притягивают внимание, завораживают и восхищают своей замысловатостью и неповторимостью.
Увлечение сложными композиционными построениями художник удивительно тонко сочетает с традиционными сибирскими сюжетами – горы, лес, река и рыбалка. Состоянием спокойствия и созерцательности наполнены пейзажи, запечатлевшие суровую красоту Томского севера. В творчестве И. Репникова большое место занимает великая сибирская река Обь, которая предстает в разное время суток и в разное время года. Художник часто использует прием зеркальности, горизонтального членения пространства, где отражение изображения в водной глади настраивает на мифологическое восприятие авторских композиций. «Зеркальное мышление» помогает ему осуществить переход от конкретных образов к абстрактному содержанию и декоративным фонам, искусно оплетающим предметные формы.
В своих работах Репников использует и обратный «эффект присутствия» вещей, явлений, персонажей картин. Так, словно бы из небытия, появляются портреты друзей и современников (серия «Память на лица»). Экспрессивные и лаконичные портреты создают определенную напряженность, присущую психологическому типу портрета. Художник направляет внимание зрителя на проницательный взгляд портретируемых, наполненный необычайной внутренней силой. Именно во взгляде проявляется индивидуальность человека, его неповторимое своеобразие. Портреты Репникова несут в себе чувственное выражение мысли автора, в котором художник и зритель вступают в диалог и взаимодействие, преодолевая символические границы, соединяясь в одном времени и пространстве.
Татьяна Михайлова,искусствовед, Екатеринбург