Сегодня: 25-10-2020

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА АНДРЕЯ МАШАНОВА "ИСКУССТВО ПОЛЁТА" (ОМСК)


Информация

 1 октября в 14 ч. в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России открывается персональная выставка «Искусство полёта». Графика Андрея Машанова», входящая в программу Четвёртого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО». Омский художник лично представит экспозицию, включающую более 50 цветных офортов.

Андрей Николаевич Машанов - член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник РФ, секретарь Союза художников России по региону «Сибирь», профессор кафедры дизайна Омского государственного технического университета, но, прежде всего, он художник, который вот уже более четверти века занимается офортом, трудоемким и сложным видом печатной графики.

Творческая биография Андрея Машанова отмечена обучением на художественно-графическом факультете Омского государственного института им. А.М. Горького (1993), а позднее в творческих мастерских Российской академии художеств отделения Сибири, Урала и Дальнего Востока в Красноярске, в мастерской под руководством Г.С. Паштова (2005). Кроме того, становление его художественной индивидуальности происходило в соприкосновении с особой творческой средой выставок, смотров и комиссий, работой на графической даче «Челюскинская», где мастер проводил и проводит много времени. Все это помогло сформировать свой особый графический стиль, передающий внутреннюю наполненность образов.

Излюбленным видом творчества для Андрея Машанова становится офорт, в рамках этого вида гравюры художник создает как отдельные листы, так и целые серии. Можно выделить несколько важных формообразующих тем в искусстве Андрея Машанова, прежде всего, его обращение к древнерусской теме, которая охватывает и образы иконописцев («Андрей Рублев» (1993), «Феофан Грек» (1992), «Дионисий» (1993)), и безымянных творцов («Зодчие» (1995), «Звонарь» (1995), «Лубошник» (1998) и др.), и значимые исторические события Руси. К отдельной теме автор относит стилизованные фигуры ангелов, которые музицируют, возвещают, слушают мелодию. Фактически все эти же образы и темы можно встретить на многих выставках художника и сегодня, его творчество имеет планомерное развитие. По словам искусствоведа Л.К. Богомоловой, «выполненные в смешанной технике штрихового офорта, в сочетании с приемами гравирования сухой иглой, акватинтой, меццо-тинто, листы зачастую расцвечиваются от руки акварелью. Другой характерной особенностью машановских гравюр является применение цветных фонов, служащих обобщающим приемом, выделяющим на белом листе бумаги четко очерченный прямоугольник тщательно подобранного цвета  оттиска гравюры. Различные градации охристо-коричневых либо сероватых тонов в фонах придают его гравюрам налет времени, признак старины, напоминая желтоватый фон пергамента или старинной бумаги».

Уникальным является работа Машанова над Авторской книгой художника (Livred’artiste), среди завершенных можно назвать «Книгу Ангелов», которая появилась из серии графических листов с изображением парящих крылатых фигур. Первая книга появилась из серии работ, в ней же произошло уже не первое для творчества Андрея Машанова соприкосновение графики и каллиграфии, еще одного творческого увлечения художника. Сейчас почти ни одна персональная выставка не проходит без участия каллиграфических произведений, иногда в форме графического листа с емкой фразой, иногда в форме огромного раскрытого свитка («Песнь царя Соломона» (2018).

Из альбома-книги «Любимский проспект» (2016), которую художник создавал к 300-летию Омска, на выставках можно увидеть отдельные графические листы, которые были увеличены для различных экспозиций. Многое переплетается в работах графика, однако именно внутренняя целостность позволяет автору быть последовательным в своих высказываниях.

Важно отметить  символизм полетов в работах Андрея Машанова. С древнейших времен в изобразительном искусстве тема полета была связана с миром не земным, а божественным, мифическим, эти изображения отождествлялись с силами природы, иллюстрировали христианские легенды. Серьезный перелом произошел в конце XIX века, когда покорение человеком неба стало реальным. Мотив воздухоплавания расширяется в символическом значении на многие аспекты жизни человека. Тема воздухоплавания органично встраивается в тему полетов и появляется в книге-альбоме Андрея Машанова «Любинский проспект». Воздушные шары в офорте «Саламандра» (2016), самолеты в работе «Летний день» (2016) словно одушевлены, они раздвигают пространство листа. Художник выбирает не современные летательные аппараты, а именно те, что ассоциативно связывают нас с временем начала покорения неба, отсылают к прошлому. Но чаще в офортах встречаются летящие ангелы, парящие в воздухе или словно находящиеся в невесомости.

Метафора «реющей» фигуры - это образ потенциальной возможности перевоплощения, наполнения новыми смыслами; в искусстве летящая в пространстве форма становится знаком, символом, потенциалом. Эта концепция сформировалась в первые десятилетия ХХ века, в период, наполненный крушениями и переменами в мире, и в начале XXI века заставляет задуматься, есть ли определенная цикличность, когда спустя сто лет Андрей Машанов обращается в своем творчестве к полету как к уникальной формообразующей единице.

Полет становится и темой, и формой, и метафорой. Поднимаясь в воздух или безвоздушное пространство, фигура словно теряет вещественность и устойчивость. И вот уже тема полета приобретает дополнительное смысловое значение. В работе «Птица счастья» (2009) на спине мифической птицы, решенной декоративно, как птицы из древних поверий, которая и приносит весну, и переносит души умерших; огромная птица несет на спине ангела, сжавшегося, одинокого и потерянного. Птица раскинула крылья между луной и солнцем, закрыла весь мир. Метафоричная работа, апеллирующая скорее к дохристианским поверьям.

Сложно угадать, кто эти бестелесные существа, зачем они тут, откуда у них крылья? Но реальность, в которую нас втягивает художник, не требует многих разъяснений, ее целостность делает пространство и образы достоверными, прочувствованными. Ведь крылатыми становятся и «Андрей Рублев» (1993), и музицирующие ангелы, возможно, их полет – это полет творчества, полет звуков музыки? Музыка проникает на графический лист и меняет его, добавляет текучести линий и мелодичности переходам. Трансформации в музыкальных фразах возникают легко, находят свое развитие, в то время как трансформация человека происходит куда сложнее; как музыка может преобразовывать пространство, так и фигуры, словно закованные в кокон, готовы к трансформации. И вот тут соприкасается тема полета как трансформации духовной, тогда логичны и крылья, и задумчивость, погруженность в себя.

      На выставках 2020 года впервые Андрей Машанов в экспозиции применяет новые технологии дополненной реальности, которые дают возможность при помощи смартфона посмотреть на офорт и увидеть летящих птиц, летящие корабли, то есть иллюзию реального движения, которое вносит трехмерность полета. Развитие в искусстве возможностей дополненной реальности сближает графику с анимацией. Но самое интересное здесь то, что новая придумка автора дает развитие все той же многослойной теме полета.

Сложно охватить всю многогранность темы полетов в творчестве Андрея Машанова, художник словно предлагает каждому зрителю увидеть в этом мире что-то свое. В офортах омского графика пространство для полета нереальное, но удивительно изысканное, тонкое, наполненное незримыми образами.

 Ольга Прошкина, кандидат искусствоведения, Москва

 

Выставка открыта с 1 по 30 октября.

Вход свободный.

Понедельник-четверг -  12.00 - 17.00.

Суббота - 12.00 - 16.00.

Пятница, воскресенье  – выходной.

 

 

 

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97.