ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО ОКРУГА
Итоги выставки
С 28 августа по 28 сентября в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России в программе Четвёртого Всероссийского открытого биеннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» прошла выставка художников Ямало-Ненецкого автономного округа.Экспозиция включает 17 работ 11 художников из 5 городов и посёлков ЯНАО (Губкинский, Муравленко, Ноябрьск, Салехард, Уренгой). Камерная выставка в рамках «Урал-Графо-IV» представляет некий срез художественной культуры Ямало-Ненецкого автономного округа, демонстрирующий способность современного искусства наполняться «соками», памятью земли, на которой создано. Некоторые из участников выставки пришли в графику через декоративно-прикладное творчество, народные промыслы. Родившиеся в Украине, Казахстане, Сибири и на Урале, обосновавшись на крайнем Севере графики Ямала создают произведения с очень личным ощущением места, которое стало им родным, а вовсе не «краем земли», как переводится «я мал» с ненецкого.
Так, в работах А. Вахрушева действуют духи-покровители окружающей природы: хранитель оленьих стад Илибя Пэртя («Хозяин всех оленей», 2020), хозяин глубин («Камлание», 2020), гигантская птица Минлей с семью парами железных крыльев, которыми она порождает ветер («Минлей», 2020). Художественные поиски А. Вахрушева направлены на формирование нового восприятия древних традиций, он остро чувствует современную красоту и неповторимость северного мира природы и человека. Неудивительно, что художник параллельно ведет активную общественную деятельность по сохранению и актуализации этнического искусства Севера.
Древние мифологические образы закономерно возникают и у других ямальских художников, бережно относящихся к древней культуре коренных народов Крайнего Севера. Так, мотив мирового древа в акварели Михаила Канева «Медный гусь» (2020) явно восходит к образцам местного этнического декоративно-прикладного искусства (резьбе по дереву и кости, которыми и сам художник владеет). В работах ямальских графиков находит отражение не только мифологическое прошлое, но и современная повседневная жизнь северного края - вгуашевых композициях Екатерины Орловой («Движение жизни», 2019) и Елены Зориной (серия «Северные мотивы», 2019) визуальные знаки национального духа облечены в традиционную форму натюрморта, где фактурность мазка (хотя речь идет о графике!) передает стихию движения, внутреннюю эмоцию женского домашнего мира. В работах Светланы Пташкиной авторская техника печати порождает сложное сочетание фактур и тонкие переходы мягких охристо-голубовато-серых оттенков. Двухцветные линогравюры Светланы Кругловой с их четкой ритмикой линий и декоративными контрастами пятен тонко и деликатно интерпретируют северные орнаментальные мотивы, символически обозначающие традиционные семейные ценности («Ямальский уют», 2020). Художники Ямала часто используют сугубо реалистическую трактовку мотивов и образов, в которой опираются на натурные впечатления. В пастелях В. Чалого («Ямальский натюрморт», «Род Айваседа - ненцы») узнаваемые предметные формы и явно портретный образ сближены и обобщены в границах о теплого охристо-коричневого колорита. Василий Краснобородкин поэтически передает «уютный простор» уральских деревянных ансамблей, превратившихся в музейные комплексы («Хохловка. Осенний денёк», 2019). Андрей Сахненко воссоздает виды старинных посадов Севера, сочетающих городское деревянное зодчество и традиционное жилище кочевых народов - чумы («Давным-давно», 2020). Масляная пастель, обладающая сочным цветом и возможностями создания выразительной фактуры, раскрывает свои эффекты в работах Ирины Падалкиной («В ожидании лета», 2019) и Александра Матвеева («Осенний вечер», 2020).
Выставка оставляет впечатления неспешного, но уверенного движения, развития новой художественной традиции, вырастающей из соприкосновения этнического мироощущения народов Севера и современных форм и технологий графики.
Тамара Галеева, Любовь Копосова