ВЫСТАВКА АЛЕКСАНДРА САМОХВАЛОВА «ПРИРОДА В СЕРДЦЕ»
Итоги выставки
С 27 февраля по 17 марта в большом зале Свердловского регионального отделения прошла персональная выставка живописи Александра Самохвалова «Природа в сердце». Экспозиция, включающая более 50 пейзажей, позволяет зрителю погрузиться в лицезрение бесконечного в своих проявлениях мира природы в интерпретации автора.
Александр Самохвалов родился в г. Дегтярске Свердловской области, окончил Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле (1979). Член Союза художников России (с 2008).
Значительную часть творческого пути Александр Самохвалов посвятил монументально-декоративному искусству, активно работая в области дизайна интерьеров. В молодости в изобразительном искусстве его прежде всего привлекали произведения авангардистов, творчество С. Дали, интересовали поиски в области формы и цвета. Однако вот уже более 20 лет главный фокус художника - традиционная пейзажная живопись, где его высказывание в наибольшей степени совпадает с внутренним посылом. Работы корифеев уральской живописи А. Бурака, Н. Чеснокова и др. повлияли на пробуждение внимания к пейзажу, но главным учителем для художника стала сама природа, бесконечно разнообразная в своих проявлениях, столь волнующая и обманчиво-близкая, но, вместе с тем, отстранённая и неприступная.
Александр Самохвалов всегда начинает работу, отталкиваясь от натурного импульса, продиктованного конкретным природным видом. Пленэр (от фр. «enpleninair» - на открытом воздухе), требующий погружённости в естественное освещение и ландшафт, - важное условие становления профессионального живописца. Работа на открытом воздухе учит видеть рельеф, различные формы и объекты живой и неживой природы, делать отбор, выстраивать композицию, воспринимать тоновое и цветовое состояния среды, передавать настроение, эмоции от собственных впечатлений, создавать общее образное решение этюда. Необходимость передать изменчивое состояние освещённости объектов и их расположения в пространстве воспитывает определённые навыки и даёт тот необходимый инструментарий, который позволяет в дальнейшем воплощать значительные творческие замыслы. Плеэрные этюды – начало работы над картиной, которая вызревает у Александра позднее, в мастерской, но именно первое впечатление, внутренний настрой диктует затем окончательное решение холста.
Пейзажи А. Самохвалова, лирическое высказывание авторов о родной природе, зафиксированной в разное время года и разное время суток, впечатляют цельностью формы и идейного выражения, прозрачной ясностью высказывания, гармоничной уравновешенностью. Природные виды становятся для него разворачивающимся свитком, на котором запечатлены, помимо видимых красот, незримые ценности и смыслы, наполняющие его сердце и душу. Натурный материал перерастает в живописные полотна, радующие разнообразием настроений и многокрасочностью палитры.
Несмотря на различие вдохновляющих художника топосов – Урал, центральная Россия, Китай, Киргизия, Казахстан, Греция, Турция и др. – неизменными остаются восторг и эмоциональное отношение автора, выраженные через некоторые приёмы, каждый раз образующие неповторимый вид. Горизонтальная ориентация картин, позволяющая раскинуть широкую панораму ландшафта, верхний ракурс, когда взгляд зрителя скользит через активный передний план к центру холста, где завязывается главный смысловой узел изображения (река, лодка, фигура человека, группа деревьев, камень, дом и т.д.), помноженные на многоплановость изображения, создают эффект цельности и всеохватности мироздания, эпического масштаба картины. Картина предстаёт перед зрителем подобно сфере, как некий самодостаточный и равновесный космос. Прихотливые ритмы различных объектов, интенсивная освещённость в сопряжении с тяжёлыми густыми тенями, активная цветовая палитра, внятные тепло-холодные и светотеневые контрасты придают звучанию холстов внутреннюю экспрессию даже при отсутствии внешней динамики, позволяя зрителю воспринимать огромные, формально отстранённые от него пространства близко и эмоционально горячо.
Вдохновляет художника, прежде всего, природа Урала, особенно реки – Реж, Исеть, Чусовая и др., неровные суровые берега которых, создавая впечатление суровой неприступности, уравновешиваются яркими аккордами жизнерадостной цветовой палитры. Река у художника всегда течёт мимо зрителя, стремится слиться с далью и воспринимается как центральная ось Уральской земли, нанизывающая на себя каменные кулисы, поросшие лесами. Природа щедро открывает свои виды, но суровый край всё равно остаётся таинственным и неподвластным человеку, что особенно заметно в работах «Золотая пора», «Колорит сентября», «Благодатный мир» и др.
В картине «Цветущий мир природы» художник для передачи захватывающего вида воссоздаёт движение через резкую, активную, обрывающуюся вниз диагональ переднего плана, через уходящие синкопами группы берёз, разворачивая взгляд зрителя к раскинувшейся вдалеке деревне. Линия горизонта, упругой тяжестью ограничивая водное пространство, позволяет проявиться эффектным всполохам предвечернего освещения, а детально прописанный травяной ковер на косогоре – восхититься полным раскрытием цветущих сил природы.
Художественная интерпретация природы в исполнении А. Самохвалова становится выражением метафизической сущности невидимого мира, воплощением культуры, которая формирует мировоззрение человека, времени, в котором он живёт, это увиденная, пережитая, осмысленная, преображённая художником и переданная зрителю реальность. Рождаясь внутри человеческой души, она является частью ментальной сущности не только художника, но и его народа, его страны.
Галина Шарко, искусствовед