ВЫСТАВКА НОМИНАНТОВ НА ПРЕМИЮ ГУБЕРНАТОРА за 2019 г.
Итоги выставки
С 13 по 25 февраля 2020 г. в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России прошла выставка номинантов на премию Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» за 2019 г.
В экспозицию вошли работы пяти художников, внесших наиболее заметный вклад в развитие современного изобразительного искусства Урала. Проекты выдвигают общественные организации и учреждения: Владимир Зуев, Алексей Попов, Виктор Солдатов, Виктор Сысоев представлены Свердловским региональным отделением Союза художников России», Леонард Гусев - Свердловским региональным отделением общественного Международного фонда славянской письменности и культуры, авторский коллектив – Нижнетагильским музеем изобразительных искусств.
Владимир Зуев номинируется как автор серии гравюр на металле «Архитектурный альбом. Провинция Шанси. Китай», состоящей из десяти печатных листов и представляющей графическую интерпретацию современным российским художником архитектурных памятников китайской провинции Шанси, имеющей многотысячелетнюю историю.
Основная идея серии - пластическими средствами гравюры на металле воплотить впечатления автора от путешествия по древней китайской провинции Шанси.
Бережно и деликатно интерпретируя реальные исторические памятники, шедевры архитектуры и их убранство, автор, благодаря сложному графическому языку, придаёт изображениям малого формата впечатление монументальности, усиливающее особый статус объектов китайской культуры, находящихся в провинции Шанси. Высочайшее техническое исполнение серии в сложной комбинации печатных техник: травление, мягкий лак, резцовая гравюра, акватинта, цветная «высокая» печать, даёт зрителям возможность познакомиться с подлинными памятниками Древнего Китая, ощутить дыхание времени, почувствовать глубокое уважение автора к мастерам гравюры прошедших столетий.
В любом графическом листе выявление сущности у В. Зуева идёт через конструктивные ходы и пластические интонации. В каждой работе математически выверенная форма, умноженная на блистательную виртуозность технического мастерства, впечатляет зрителя оркестровым звучанием, позволяющим постичь глубину философского осмысления вечных тем и уникальностью их интерпретаций.
Проект также включает планшеты, объясняющие этапы создания эстампов - от подготовки металлической доски до печати на офортном станке.
«За значительный вклад в развитие культуры и искусства» представлен в экспозиции Леонард Александрович Гусев - выдающийся художник-монументалист, внесший неоценимый вклад в развитие культуры и искусства Свердловской области. Л. Гусев - член Правления Свердловского регионального отделения общественного Международного фонда славянской письменности и культуры, член ВТОО «Союз художников России», член Международной ассоциации изобразительного искусства – «АИАП ЮНЕСКО», «Ветеран труда РФ».
Лаонард Гусев родился в 1929 г. в Ревде, окончил Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра и Государственный художественный институт Эстонской ССР (Тарту).
Художник-монументалист Л. Гусев выполнил ряд работ в общественно значимых пространствах, наиболее значительными из которых являются: мозаики во дворце культуры Каменск-Уральского; мозаичное панно «Чаепитие в космосе» в банкетном зале ККТ «Космос»; мозаика фасада и роспись интерьеров Дворца культуры Высокогорского машиностроительного завода; эскиз гобелена «Музы» в Доме культуры «Эльмаш»; монументально-декоративное оформление (по инициативе компании ОАО «Российские Железные дороги») железнодорожного вокзала Екатеринбурга. Эскизные проекты по оформлению залов ожидания, (12 живописных панно, рельефы, витражи, и т.д.) авторского коллектива под руководством Леонарда Гусева (1999-2002 г.) принесло автору широкую популярность в среде профессиональных художников. Л. Гусев принимал активное участие в реконструкции и реставрации альфрейных росписей Свердловской государственной академической филармонии.
Мастером создана целая галерея знаменитых людей Урала: портрет Генерального конструктора УЗТМ Г.Л. Химича (1975 г.), портрет «Хозяйка цеха горячей сушки» (1990 г.), портрет танкиста героя СССР Л.С. Пазукова и др.
Леонард Александрович занимался общественной работой – в течение более сорока лет являлся членом художественно – экспертных Советов (в комбинате Художественного фонда РСФСР), Урало-Сибирского художественного Совета, возглавлял деятельность профсоюзной организации Екатеринбургского отделения «Союза художников РСФСР».
Авторский коллектив Нижнетагильского музеея изобразительных искусств (Марина Агеева, Надежда Гундырева, Елена Ильина, Сергей Лазарев, Лариса Смирных) представляет научно-исследовательский альбом-монографию «Алексей Константинов. Постоянство поиска. 1927-1998). Проект включает исследование жизни и творчества нижнетагильского художника Алексея Семеновича Константинова, яркого представителя неофициального искусства 1960-80-х гг.., каталог, полный библиографический список, перечень выставок. Монография построена на основе научной стратегии систематизации творчества А.Константинова, выраженная в трех ключевых линиях - хронологически-биографическая, концептуально-пластическая и социально-образная.
В рамках хронологически-биографической линии исследован и систематизирован архивный материал, расшифрованы аутентичные записи жены художника, интервью с женой художника, проработаны материалы НТМИИ и Городского архивов, проведены встречи с художниками, которые работали с А.Константиновым, актуализирован архивный фотоматериал.
Концептуально-пластическая линия представлена исследованиями художественного метода автора, который менялся в процессе творческого пути А.Константинова и особенностям разработки художником образа, сюжета, идеи.
В рамках концептуально-пластического исследования возникли блоки, представленные в монографии-альбоме как отдельные разделы, характеризующие и личность самого художника, и его мировоззрение, и способы его выражения: «О человеке», «XX век / Время / События», «Пространство», «Движение».
Социально - образная линия представлена статьями авторов монографии-альбома и приглашенных исследователей и художников, которые предложили ассоциативную интерпретацию социокультурной роли творчества А.Константинова для Нижнего Тагила, его адекватного встраивания в общероссийскую систему понимания неофициального искусства.
Кроме того, выполнен оригинальный дизайн монографии-альбома, соответствующий образу творчества и жизни А.Константинова.
Художественный проект «Город славный, город дивный» Алексея Попова посвящён архитектурному наследию Екатеринбурга и Свердловской области. Название проекта навеяно строкой из популярной песни уральского автора-исполнителя А.В.Новикова.
Работу над данной темой автор начал в 2016 г., в преддверии 300-летнего юбилея Екатеринбурга. Художника вдохновила идея обратиться к историческим памятникам родного города для создания художественного образа ювелирного изделия. Итогом работы стала серия ювелирных изделий, выполненных в смешанной технике, сочетающей в себе элементы ювелирного, медальерного и камнерезного искусства.
В качестве объектов художественного исследования были избраны известные городские сооружения: Водонапорная башня, Дом обороны (ДОСААФ), Гостиница «Исеть», гостиница «Мадрид», Окружной дом офицеров, Парк культуры и отдыха им. В.В.Маяковского, во многом определившие историческую индивидуальность города и давно воспринимаемые как знаковые символы столицы Урала.
Актуальность выбранной темы определяется возросшим интересом к истории города на фоне проведения в уральской столице мероприятий мирового уровня и возможностью использования темы архитектурных образов в объектах малой пластики – предметах ювелирного искусства.
Конструктивную основу составляет архитектурно-художественная композиция с элементами медальерного искусства. Сочетание точных деталей конкретных памятников в основе архитектурной композиции и орнаментального насыщения ее компонентов, тесное переплетение фантазии и реальности даёт уникальный эффект, особенно ярко проявляющийся в проектируемых работах.
В процессе выполнения проекта применялся метод 3D-моделирования, включающий создание образа объекта в программе трехмерного конструирования, изготовление по нему восковой модели на гравировально-фрезерном оборудовании. Метод является этапом технологии литья по выплавляемым моделям.
Художественное воплощение идеи автора, в котором тесно переплетаются фантазия и реальность, чётко прослеживается узнаваемость объектов, взятых за исторически-материальную основу проекта А.Б. Попова.
Проект предполагает развитие с последующим представлением на выставочных площадках города Екатеринбурга и других городов России.
Авторский альбом «Виктор Солдатов. Отражения. Живопись. Графика. Книга» отражает творчество уральского художника Виктора Солдатова, книжного дизайнера и художественного редактора. Его достижения нашли воплощение в оригинальных конструктивных решениях книжных переплетов, макетов книг, книжных иллюстраций и альбомов в творческой, художественной и издательской практике.
Авторский альбом Виктора Солдатова соединяет в единую композиционную структуру разделы «Живопись. Графика. Книга» с иллюстрациями, в которых он является автором-художником, дизайнером макета внешних и внутренних элементов оформления. Художник стремится к созданию ритмического звучания целостности книжного ансамбля, прорабатывая в макете масштабные, цветовые, изобразительные ряды: композиции наборных шрифтов, декоративных элементов, размерные пропорции иллюстраций в общем композиционном строе, добиваясь современной и лаконичной выразительности.
Графическая акцидентная сигнализация в макете альбома (декоративные линейки, фоновые серые плашки, отточия в верхнем колонтитуле всех разворотов) соединяет функциональное и образное моделирование, определяя единство типографского и оформительского начал. Ритмическое повторение этих элементов создает устойчивую и декоративную целостность по всему макету книжных страниц.
Особой выразительностью и изобретательностью обладают переплет альбома и титульный разворот. В композиции переплета органично соединены шрифтовая декоративная композиция с графическим автопортретом автора.
Ритмичное чередование цветных и черно-белых иллюстраций на страницах альбома в трех разделах создает визуальное композиционное единство, представленных на книжных разворотах иллюстраций.
В макете альбома разделы - живопись, графика и книжный дизайн объединены единой оригинальной графической системой, обладают четкой структурой соподчинения частей книги как единого книжного организма.
Художественный проект Виктора Сысоева «Счастливое детство» состоит из 11 живописных работ, выполненных в технике живописи маслом на холсте за 2018 – 2019 года. Названию каждого из полотен соответствует пластическое решение, выражающее воспоминания автора о своём детстве, представления о сегодняшних детях, о том, какие они, о чем мечтают, чем интересуются и увлекаются.
Детство – неповторимая и самая светлая пора в воспоминаниях почти каждого человека, и у каждого детство своё – своё время, свои друзья, свои любимые уголки. Мир детства очень важен для художника. Чувство радости при наблюдении за ним вдохновляет на создание эмоционально наполненных образов. В поисках новых выразительных средств выбирается детская тема как попытка заглянуть за пелену времени и всмотреться в будущее, ожидание которого так напряженно и нетерпеливо.
Сюжеты вырастают из натурного материала, основу которого составляет природа родного края, сцены из жизни детей уральских сел, переплавленные в авторские композиции. Непременные главные герои – дети разных возрастов, пребывающие в состоянии счастья. Шумными ватагами или тихими одинокими фигурками они наполняют сюжетные ряды живописных полотен. Их образная трактовка почти лишена многоплановых прочтений, чиста и бесспорна, как само понятие детства.
Каникулы – основной мотив этих картин. В серии представлены колоритные жанровые сценки, трактованные как яркие вспышки воспоминания, перманентно длящегося во времени и пространстве детства. Нельзя сказать точно, в какое время это происходит, но можно быть уверенным лишь в том, что это та самая золотая пора озорных мальчишек и любознательных девчонок.
Дети находятся в природной среде, в естественной для них обстановке. Широкие панорамные пейзажи можно трактовать как символ открытости миру. Существующие вне времени и пространства юные персонажи порой буквально «повисают» между небом и землей. Часто повторяющийся мотив качелей, раскачивающихся подобно маятнику, установленному на высоком косогоре или в чистом поле, становится атрибутом времени. Сцены с присутствием мистических фигур в облаках образуют связь времен и миров.
Участие «маленьких взрослых» в величественной пейзажной симфонии звучит символично – это обращение к теме малой родины и особое чувство понимания своего места на этой земле. «Сегодня это дети, а завтра – народ», в этой крылатой фразе заключено главное – серьезное и внимательное отношение к маленькому человеку с его настоящими чувствами.