ВЫСТАВКА ЮЛИИ НЕПОКРЫТОЙ «ЦВЕТОСТОЙКОСТЬ»
Итоги выставки
С 11 по 28 февраля в малом зале Свердловского регионального отделения прошла персональная выставка живописи Юлии Непокрытой «Цветостойкость». Это радостный и звучный гимн художника красоте окружающего мира, явленный в красках и формах живописи. Экспозиция, включившая более 40 натюрмортов и портретов позволила зрителям увидеть широкий творческий диапазон автора, создающего картины на основе натурного материала, переплавленного в многоцветные симфонии, удивляющие насыщенностью и разнообразием красочной палитры.
Юлия Непокрытая родилась в Свердловске, окончила физический факультет УрГУ им. А.М. Горького (1993) и живописно-педагогическое отделение Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра (2000). Член Союза художников России (с 2003), преподаватель живописи в СХУ им. И.Д. Шадра (с 2001 г.), Ю. Непокрытая более 15 лет посвятила декоративному искусству, работая в технике горячего батика, и дизайну интерьеров. Вот уже несколько лет её творчество сосредоточено на живописи, а фокус внимания - на жанре натюрморта (от фран. natur morte – «мертвая природа»), который связан с изображением неодушевленных предметов, растений, плодов и т.д. В натюрморте художник стремится передать биение и многоцветие жизни, выразить свое отношение к миру, пытается в красоте вещной найти отблески красоты вечной.
Источником вдохновения для Юлии Непокрытой всегда является натурный импульс. Увиденная в жизненном потоке красота пробуждает в художнике неукротимое желание выявить её сущностные характеристики, осознать скрытые закономерности и отразить их в произведениях искусства.
Цветочная тема, доминирующая в экспозиции, не случайна, ведь спутники богини Флоры никогда не оставляли человека равнодушным – самые древние памятники свидетельствуют, что растения в сознании людей связывались с проявлениями высших сил: изобразительное искусство Древнего Египта, Греции, Рима, Китая изобилуют сценами, где цветы выполняют сакральные функции; строки Гомера, Гесиода, Овидия и др. содержат упоминания о цветах – это и эпитеты богов, и медицинские характеристики, и чувственное восхищение. В Средние века, со времени Карла Великого, стала развиваться и христианская символика растений, которая повлияла на их воплощение в искусстве. Даже образ самого Христа связывался с прекраснейшим из цветов, что позволяло природу воспринимать как творение Господа, явившего миру не только Священное Писание, но и «книгу мироздания» - природу. Форма и красочные характеристики здесь играли не последнюю роль – белые розы и лилии связывали с Богоматерью, её чистотой и непорочностью, красные, особенно розы и гвоздики, - с Христом, его кровью и страданиями. Трёхчастные растения ассоциировались с Троицей, цветы всех оттенков синего и голубого (незабудки, колокольчики, васильки, фиалки) – с трансцедентным миром. Ирис (меченосная лилия) вопринимался как орудие страданий Христа, клематис – как борода Бога, ноготки – как пальчики Марии; этот список можно продолжать бесконечно.
С эпохи Возрождения цветы прочно заняли своё местов искусстве – картины религиозного и светского содержания Г. Мемлинга, М. Шонгауэра, П. Рубенса, Я. Брейгеля Старшего, Дж. Арчимбольдо, К. Моне, Дж. Милле, В. ван Гога, В. Поленова, И. Крамского, И. Репина, М. Врубеля и др. не оставляют равнодушными зрителей уже многие годы, позволяя не только любоваться внешними формами цветов, но и находить скрытые смыслы изоражений, вписанный в культурно-исторический контекст.
Цветы, хрупкие, совершенные и недолговечные создания природы, воплощают её скрытую энергию и силу. Изначальное противостояние между жизнью и тленом разрушения, между скоротечностью отдельного создания и бесконечностью всеобщего потока бытия, заложенное в природе цветов, делает их особенно привлекательными для художника, позволяя состязаться с самим творцом. По словам Э. Делакруа, «изображение цветов - борьба со временем», законы которого непреодолимы для человека в его биологическом проявлении, но подвластным для него в искусстве.
Точное конструктивное мышление и избыточная эмоциональность, рациональная взвешенность и чувственная захваченность позволяют Юлии Непокрытой на одном холсте сочетать аполлоническое и дионисийское начала, воплощать динамическое равновесие между гармонией, мерой, ясностью дня и страстью, волнением, ликованием ночи, выражать диалектическое единство мира. Жизнеутверждающие холсты - зримое подтверждение того, что Красота, по словам автора, присутствует в мире всегда, важно её уловить и прочувствовать её проявления. Тюльпаны и гортензии, розы и пионы, настурции и флоксы, ирисы и яблони, подсолнухи и гладиолусы неизменно вдохновляют художника, умеющего выявить своеобразие и самобытность каждого цветка. Подвижная и трепетная пластика живописного мазка передаёт хрупкую нежность и избыточную томность лепестков, сдержанную силу и прихотливую гибкость листьев, изысканную стройность и энергию стеблей, при этом большую роль в звучании хоста играет фон, вибрирующий тончайшими переливами палитры или насыщенный терпкими цветовыми аккордами, звучащими драматично и возвышенно. Смелые сочетания в композиционном строении простых геометрических форм с упругими графическими структурами, помноженными на контрасты чёрного и белого, передают динамику и сложное многообразие современного мира. Автор часто применяет темный фон, позволяющий не только проявить природные формы, но и заставляющий звучать красочные аккорды то радостно и жизнеутверждающе, то пряно и терпко, то загадочно и возвышенно.
Не оставляют равнодушной Юлию и плоды – перцы, груши, лимоны, мандарины, гранаты, орехи и яблоки, явленные в момент максимального расцвета их самобытных форм, наполняют живописные полотна ощущением ликующей и радостной витальной силы.
Думается, художника ждёт много жизненных впечатлений, которые обязательно воплотятся в живописные полотна.
Галина Шарко, искусствовед