Сегодня: 21-11-2019

ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ АЛЕКСЕЯ ЛОПАТО "БЛИЗКОЕ И ДАЛЁКОЕ"


Информация

7 ноября  в большом зале Дома художника открылась персональная выставка Алексея Лопато «Близкое и далёкое», приуроченная  к 60-летию художника. Экспозиция включает живописные полотна, созданные автором в разные годы.

Алексей Борисович Лопато – известный уральский живописец и график, член Союза художников России (с 1996 года), профессор кафедры рисунка УрГАХУ, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Дипломант ВТОО «Союза художников России» (2012, 2013, 2014), Российской Академии художеств (2011). Произведения мастера находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Томском областном художественном музее, Курганском областном художественном музее, Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике, Ирбитском музее изобразительных искусств, Орском краеведческом музее, Accademia d' arte di Pisa, International Roerich Memorial Trust (India), Музейном комплексе УГМК (Верхняя Пышма), Музее архитектуры и дизайна УрГАХУ, в частных собраниях в России и за рубежом.

Для художника, умудренного и проницательного, персональная выставка всегда становится размышлением о творческом пути, воспоминанием о примечательных событиях, о странствиях и встречах с замечательными людьми. Воспоминания стирают временные границы и соединяют разнообразные пространства, так рождается ощущение цельности мира и художественной системы мастера. В пейзажах Алексея Лопато есть притягательная достоверность, академическая выстроенность композиций, живописная мощь и романтичность образов. Индивидуальное восприятие природы, любование земной красотой и старинной культурой делают живописные полотна то философскими размышлениями, то патетическими симфониями. Любовью к старинным русским городам с их особой одухотворенностью пространства проникнуты полотна «Торжок. В Борисоглебском монастыре», «Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь» (2017), «Село Михайловское. Полдень» (2018), «Солигалич» (2018). Пустынны и таинственны уголки старого Екатеринбурга, милые сердцу  камерные заповедники большого города: «Майский вечер на Уктусе» (2010), «Парк. Ночь» (2011), «Теплый октябрь» (2012), «Яблоневый цвет» (2013). Разнообразен и неповторим Каменный Пояс, порой суровый и монументальный, порой лиричный и поэтично-живописный, но всегда притягательный: «Зимний день в Быньгах» (2011), «Хмурое утро в Долматово» (2012), «Старый Орск» (2015), «Апрель на реке Ляля» (2017), «Верхотурье. Гроза надвигается» (2017), «Тюлюк. Пейзаж с лошадью» (2018), «Ирбитский завод. Ночь» (2019). Мастеру по силам передать историческую ткань городской застройки, ощущение уходящей старины и былинную силу древних архитектурных ансамблей: «Тобольск. Вечер на Панином бугре» (2012), «Солнечный день. Старый Тобольск», «Вид на Тобольский кремль из сада Ермака».

Близкий и родной художнику мир соседствует с заморскими экзотическими видами. Зрителя завораживают пронизанные светом города солнечной Лигурии, монастыри, улочки, виллы, сады. Внимательный к повседневной жизни художник каждый раз находит особое композиционное решение, выстраивает новое колористическое состояние:  «Piazza IV Novembre», «Монастырский сад», «Бордигера. Утро», «Taggia. Уголок старого города», «Taggia. Вид с виллой Курло», «Triora. Вечер» (все 2018).

 

Впечатляет и далекая Индия, горный штат Химачал-Прадеш  с грандиозными хребтами Гималаев, некогда воспетыми на картинах Николая Рериха. Многочисленные пленэрные этюды переплавились в картины, в которых эпические пространства соседствуют с камерными поэтическими образами: «Улочка в Наггаре» (2019), «В высокогорной деревне Румсу» (2019), «Высокогорная деревня Джана» (2019), «Гималаи. Горная гряда «Семь сестер»» (2019), «Гималаи. Утро в деревне Джана» (2019), «Наггар. Пасмурный день» (2019).

Как и в пейзажном жанре, при создании портретных образов мастер исходит из личных установок и субъективных оценок, дорожа индивидуальностью восприятия человеческого мира. Осознанный выбор моделей продиктован живым участием художника, искренним уважением или любовью. Портреты обретают роль своеобразного связующего звена, продолжающегося откровенного диалога. В них академическая точность и строгость рисунка, рождающие ощущение натуралистичности, порой соседствуют с романтической идеализацией или тонкой символикой, что придает характеристикам героев особую многогранность и выразительность. Внутренней силой и спокойствием веет от портретов поэта Сергея Токарева (2003), архитектора Евгения Золотова (2002), панк-скомороха и «почетного дворника России» Евгения  Малахина (2005), музыканта Бориса Камбарова (2005), художника Ивана Мосина (2007), реставратора и борца за сохранение культурных ценностей Савелия Ямщикова (2016). Выразительно, через сдержанную монументальность и строгость живописного решения, представлен образ певца Урала Дмитрия Мамина-Сибиряка.

Выставка художника – обращение к неравнодушному умному зрителю, желание поделиться сокровенным, рассказать о том, что, и по прошествии многих лет, остается дорогим и близким. Без лишней экстравагантности и нарочитости, сохраняя классическую основу и совершенствуя приемы художественного языка, мастер ведет свою линию в искусстве. При всем разнообразии пейзажных сюжетов и портретных образов, живописных решений и композиционных приемов чувствуется единая осмысленная программа художника, его установка на создание картины как выражение личного взгляда на мир и творчество.

Искусствовед Евгений Алексеев

 

Выставка продлится до 29 ноября

Вход свободный

Понедельник-пятница -  10.00 - 18.00.

Суббота - 11.00 - 16.00.

Воскресенье – выходной.

 

Свердловское региональное отделение ВТОО «Союз художников России.

Екатеринбург, ул. Куйбышева, 97

www.shr-ekb.ru, тел. 261-63-19, 261-70-97.