Сегодня: 05-12-2024

УРАЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ФОРУМ: ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ ТЕАТРА


Итоги выставки

С 5 июня по 25 июля 2019 г.  в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России (Дом художника) прошла выставка художников театра Уральского федерального округа.

Данная экспозиция входила в программу Уральского культурного форума и была приурочена к проходящему в России Году театра. Художники, работающие в учреждениях культуры Свердловской, Тюменской, Челябинской областей, представили зрителям редкую возможность увидеть оборотную сторону создания спектакля, поиски и вариативность интерпретаций самого разного литературно-драматургического материала глазами художников. 

Театр - синтетический вид искусства, сопрягающий драматургию, литературу, музыку, архитектуру, скульптуру, живопись. Здесь, как в алхимическом тигле,  нечерез механическое смешение первоэлементов, а посредством трансформации, рождается новая субстанция, природа которой лежит в единстве антропного восприятия мира, сочетающего разные каналы связи с действительностью  (зрительный, слуховой, телесно-пластический и т.д.) и способы рационального объяснения мироустройства.

Современный театр не имеет магистральных направлений, однако при всей множественности стилей, школ, манер и почерков природа театрального действа остаётся неизменной -принципы создания спектакля строятся на особенностях человеческого восприятия. Конечно, за воплощение главных смыслов спектакля отвечает режиссёр, но художник является полноценным его соавтором. Самое значительное место здесь занимает сценография как совокупность визуального решения спектакля, вырастающая из отдельных видов изобразительного искусства, но имеющая более сложную природу.

Особая страница выставки -  рабочий материал Эдгара (1885-1951) и Олега (1909-1998) Бернгардов, представителей художественной династии, своими судьбами словно отразившими непростой исторический путь развития России в XX веке. Э. Бернгард, родившийся в Германии, окончивший реальное училище Н.В. Богинского в Санкт-Петербурге, Академию художеств и школу А. Ашбе в Мюнхене, синтезировал европейский и отечественный опыт, традиции и экспериментальные поиски новых путей в искусстве. Бурные политические события  повлияли на личную судьбу художника - будучи женатым на польской пианистке Ванде Тшаске в 1920-е годы он отправил жену и сына на Урал, сам же работал в Ленинграде, был художником-постановщиком академических театров Киева и Казани, ставил спектакли во многих городах Советского Союза: Пятигорске, Николаеве, Грозном, Ростове-на-Дону, Таганроге, Кишинёве, где и ушёл из жизни. Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР, член Союза художников СССР, Эдгар Бернгард, несмотря на кочевой образ жизни, оставил большое наследие  - эскизы декораций и костюмов, форэскизы, наброски, планировки сцены и другой подготовительный сценографический материал, подтверждающий широту диапазона мастера. Артистизм, блестящая эрудиция, умение мыслить пространственными категориями и пластическими массами, тонкое цветовое чутьё, умение передавать светоцветовые эффекты, помноженные на филигранность исполнения и внимание к деталям, делают творческую манеру Э. Бернгарданеподражаемой. Особенно впечатляет формат большинства сценарных поисков – порою совсем крохотные размеры эскизов, тем не менее, производят впечатление большого пространства. И хотя Эдгар Антонович никогда не был на Урале, благодаря встречам и переписке он влиял на сына, также отдавшего дань служению сценическому искусству - Олег Бернгард работал в Свердловском театре оперы и балета, оставив яркие и разнообразные варианты решения пространственных и светоцветовых задач, стоящих перед художником сцены, причём одинаково виртуозно создавал как интерьеры, таки природные виды.

Историко-культурный интерес современного зрителя, несомненно,  вызовут эскизы костюмов работавшего в 1930-1950-е в Свердловском театре оперы и балета художника О. Манькова к спектаклю «Доктор Айболит», демонстрирующие не только интерпретации характеров персонажей, выраженные пластикой и цветовыми аккордами,  но и множество технических  указаний для  костюмеров и реквизиторов.

Современные театральные художники, освоив опыт предшественников, отражают реалии XXIвека. Большая часть работ выполнена традиционными материалами - акварелью, гуашью, темперой, маслом, пастелью, карандашами и др., однако многие авторы предпочитают применять компьютерную графику, позволяющую быстро передать основные пластические и цветовые ключи спектакля. Обращение к культурному наследию человечества, ироничное цитирование, тонкое использование аллюзий, умение придать им современные коннотации – зачастую именно в этом заключается мастерство современного мастера сцены. Зрителю, находящемуся в массивном потоке информации действительно иногда очень важно пережить радость узнавания старого, чтобы почувствовать себя частью единого мира человеческой цивилизации.

Каждый автор в зависимости от поставленных задач находит свои сценографические решения. Так, О. Белов строит оформление спектакля по повести В. Распутина на соединении красно-багрового, наступающего на зрителя обрамления сцены и многослойного пространства, где живописные пятна задника, хаотичное разнообразие элементов, симультанно присутствующие локации происходящего на сцене должны создать иллюзию неоднозначности и запутанности жизненных коллизий героев. Д. Бочкарёва в эскизах костюмов к опере С. Рахманинова «Франческо да Римини» благодаря деталям одежды, имитирующим капли крови, и хлёсткому сочетанию черного, багрового и жёлтого, акцентирует внимание на вечных столкновениях неодолимой страсти и социальном должествовании. Н. Брагина, прибегая к элементам стиля стим-панка и исторического костюма, создаёт иллюзию далёкого прошлого, обыгрывая таким образом сложность отношения героев ко времени. Оригинальная форма «Театра в чемодане» Т. Дидишвили фактически знакомит зрителей с историей театральных постановок на Уралев течение нескольких десятилетий рубежа XX-XXI веков, ненавязчиво напоминая, что многие художники сцены легко перемещаются в пространстве и времени. Н. Ермолаева выявляет выразительность воздействия персонажей через столкновение пластики и мимики персонажей с подчёркнутой интенсивностью  цвета, передающего на бумаге эффекты искусственного освещения. О. Меньщикова создаёт сценические  эффекты размашистой манерой исполнения при передаче водяных струй сильного дождя, а ограниченная цветовая  палитра помогает ей воспроизвести впечатление смешения водной, воздушной и световой стихий.

Эскизы сценографии Ф. Ланиной-Сарычевой передают сложность переживаний человека, находящегося в замкнутом пространстве и испытывающего агрессивное внешнее давление; через множественность ярусов и элементов (жесткие плоскости, лестницы, деревья, прожекторы и т.д.) и ограниченную синей тональностью цветовую гамму, акцентированную резкими вспышками белого, действо приобретает мистический оттенок. Т. Попова, выполняя эскизы персонажей на мятой бумаге, акцентируя внимание на деталях костюмов, воссоздаёт предельно эстетизированную аристократическую среду XVIIIвека, в которой даже естественные человеческие чувства и потребности становятся максимально искусственными, приобретая извращённый характер. Вторит ей и Л. Семячкова, выстраивая мир дона Хуана на обращении к историческому костюму и колориту традиционной испанской одежды.  Н. Рогозина, создавая ткань спектакля к опере И. Стравинского «Соловей», отстраняется от темпоральной и локальной конкретики,  трансформируя простейшие геометрические элементы, передающие не только характеры героев, но и эффекты освещения при плоскостном решения графических листов. Ю. Селаври в эскизах кукол к спектаклю по рассказу Ф.М. Достоевского  «Бобок»  воплощает духовную деградацию замогильных персонажей, последний предел нравственного падения личности, выражение самых отвратительных и циничных сторон человеческой натуры, явленных через фантастическую образность – сине-фиолетовый цвет фона эскизов,  деформированные пропорции фигур, ломаную пластику, выпученные глаза героев. Экзотическую нематериальность фантастического мира в эскизах кукол к спектаклю «Сказка фей» автор передаёт через воздушность пластики и пряную сочность палитры. В. Смелков позволяет бурному проявлению фантазии в интерпретации знакомых текстов - диссонансы аккордов локальных пятен красного, зелёного, сине-голубого и жёлтого на фоне жёсткой геометрии парадоксальных пространственных построений подчёркивают сложность поставленных проблем и динамику современного к ним отношения. О. Трофимова, художник очень широкого театрального диапазона, демонстрирует не только блестящее владение фактурами в создании кукольных героев, но и мастерство композиции в соединении на одном графическом листе эскизов персонажей к спектаклю «Вечера на хуторе близ Диканьки», где объёмная выпуклость и энергичная импульсивность характеров, сочность языка и национальный колорит украинской культуры выражены в активной пластике и ярких цветовых аккордах. А. Унесихин для сгущения  атмосферы фантасмагории и ирреальности происходящего помещает эскизы костюмов  к пьесе К. Стешика «Ловушка для птиц» на чёрную бумагу, выявляя характеры и общее настроение спектакля при помощи активной линии и монохромной цветовой палитры.

Не обходят вниманием художники и театральный макет, используя зачастую возможности компьютерной графики. В. Кравцев соединяет в едином пространстве тонкую вертикаль трёх переплетённых берёз (как знак трёх сестёр), придавленную неустойчивой горизонталью, с массивной конструкцией, состоящей из сундуков и чемоданов, перевязанных верёвкой, между которыми и мечутся героини, заведомо обречённые на неудачу. В. Моор, помещая на задник сцены огромную стилизованную маску греческого актёра, дополняет пространство репликами полуразрушенных греческих строений (колонны, обломки колонн, капители, фрагменты портиков и т.д.), обозначая таким образом двойное кодирование  Античности и пьесы Ануя «Антигона», ставшей классикой XXвека. О. Петров для создания атмосферы переусложнённого чувствами и психологическими переливами феминного мира апеллирует к эстетике модерна (в том числе, к графике О. Бердслея), прихотливые, капризные линии и пластические формы которого не только усиливают общий эмоциональный настрой спектакля, но и вносят отчётливые эротические ноты. 

Особая страница выставки - театральные плакаты А. Шубина, которые выполняют роль уловителей потенциального зрительского интереса, привлекая активное внимание, порой шокируя и удивляя. Художник подбирает к каждому спектаклю визуальный ключ, помогающий открыть замысел режиссёра и погружающий в неповторимый мир конкретного действа.

Для человека XXI века, атакуемого всё более агрессивно наступающей виртуально-цифровой реальностью, проявления которой часто оказываются симулякрами, театр, вероятно, остаётся одной из немногих возможностей прикосновения к живому, непосредственному потоку коллективного созидания, который, подобно магическим ритуалам синкретического первобытного творчества, требует от зрителя полной отдачи, захваченности, интеллектуальных усилий, готовности к сопереживанию, преодоления инертности мышления, эрудиции, расширения границ познания. Думается, выставка художников театра повлияет на более серьёзное и вдумчивое отношение зрителя к этому виду искусства, поможет выявить тенденции современности и будет стимулировать творческий процесс как авторов, так и зрителей.

Галина Шарко, искусствовед