Сегодня: 05-12-2024

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ГРАФИКИ АЛЕКСАНДРА СИВКОВА "100 КАРТИН ДЛЯ СОЗЕРЦАНИЯ"


Итоги выставки

С 8 мая по 1 июня в малом зале Дома художников работала выставка Александра Сивкова «Сто картин для созерцания», приуроченная к 65-летию автора.

Александр Викторович родился в 1954 г. в городе Нижнем Тагиле  (Свердловская область), в 1982 г. окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института (педагоги В.Н. Наседкин, Л.И.   Скобликова). Член Союза художников России с 1993 г. Живет и работает в Екатеринбурге, в творчестве отдает предпочтение сложным и разнообразным живописным и графическим техникам, инсталляциям, фото. С 1984 г. -  активный участник  городских, областных, отечественных и международных выставок и проектов, в которых  отмечен  наградами. Работы художника находятся в коллекциях Министерства культуры России, художественных музеях Екатеринбурга, Вильнюса, Ивано-Франковска,  Калининграда, Кургана, Минска, Нижнего Тагила, Петропавловска, Петрозаводска, Салехарда, Сочи,  Томска, Уфы и др.

Экспозиция «Сто картин для созерцания» включает ряд литографических работ, а также оригинальные графические листы, выполненные мягкими материалами в разные периоды творческого пути Александра Сивкова. Это своего рода признание автора в любви к красоте и тайнам природы. Сам художник так сформулировал основной идейный замысел данной выставки:

 «Прогуливаясь по тропе здоровья в Липовке, я наблюдал за окружающей природой. На каждой отметке 100 метров делал фото понравившегося пейзажа. Зимний заснеженный лес, падает пушистый снег, тишина… Белые березы с черными штрихами на стволах и пушистая пелена медленно падающего снега порождали медитативное состояние. Тёмные стволы сосен с вертикальными росчерками прилипшего влажного снега и короткие диагональные ритмы сучков придавали статичному пейзажу динамику. Оранжевые всплески стволов оживляли монохромную картину.  Островок охристых и умбристых осин придали другую колористическую тональность следующему мотиву для созерцания. Пушистые кроны сосен, чуть-чуть припорошенные нежным снегом, и кривые причудливо изогнувшиеся голые березы контрастировали с зеленым массивом колючей хвои. На всем протяжении тропы здоровья, проходя и созерцая, человек лечится визуальным восприятием природы.

Я рисую пейзаж с натуры. Штрих энергичный, как порыв ветра. Касание карандаша листа бумаги то мягкое, осторожное, то трепетное шелестящее, или энергичное с активным нажимом, иногда доходящее до жестовых росчерков или ударов о поверхность бумаги.  Энергия, выплеснутая на бумагу как ясное высказывание, растекается по листу. Мои наблюдения природного мотива, ощущения от созерцания и переживания трансформируются в жесты и передаются бумаге так же естественно, как растет дерево, падает первый снег или течет вода в ручье. В это время и происходит соединение энергии человека с энергетическим потоком природного мира. Для творца это созидательный и оздоровительный процесс одновременно».

Характерной чертой творчества А. Сивкова является особый душевный подъём автора, его духовное горение – от тонкого, трепетного лирического высказывания до торжественно-приподнятого панегирика, которые он смог выразить благодаря искусному владению формами и материалами. Вдохновляясь творческими поисками великих экспериментаторов XX века – В. Кандинского, К. Малевича, П. Мондриана и др., -  Александр Сивков создаёт свой собственный узнаваемый почерк, позволяющий ему отразить многообразие субъективных переживаний и мыслей от соприкосновения с действительностью.

Большую роль в работах мягкими материалами играют их выразительные возможности. Соус, пастель, сангина, уголь, которые содержат минеральные пигменты, в первую очередь, земли, камня, продуктов сгорания и т.д., несут в себе энергию первичных стихий. Бархатистость соуса с его богатством тональных градаций позволила художнику воплотить разнообразные фактурные изыски; пастель, наполненная чистотой, звучностью, яркостью  цвета, отразила красочную палитру земных недр; сангина,  с её характерным красно-коричневым цветом различных оттенков,  привнесла теплоту и внутренний жар; уголь, благодаря широкому тональному диапазону, подчеркнул точность построений.

Жёсткость структуры каждого графического листа словно утверждает природные закономерности окружающего мира,  Космос, организованный волей творца-демиурга. Сложные геометрические композиции, в которых пряно, сочно, ярко звучат терпкие аккорды чёрных, серых, бежево-коричневых, охристых, красных, фиолетовых, синих цветов,  пронизанные контрапунктом штрихов и линий.  Чёткой архитектонике соответствует сложный изобразительный язык, звучащий  экспрессивно и искренно за счёт активного столкновения контрастных цветов,  разнообразных пластических  масс,  плоскостей и фактур. Автор отталкивается от конкретных примеров, но мыслит совершенно самостоятельно и словно вовлекает зрителей в магическое действо языческого ритуала, позволяя пережить внерациональное состояние единства человека и мира, утерянное представителями современной техногенной цивилизации, а потому особенно желанное.

Галина Шарко, искусствовед