Сегодня: 05-12-2024

СЕМЁН ВАКСМАН СРЕДИ ДРУЗЕЙ-ХУДОЖНИКОВ: И В ШУТКУ, И ВСЕРЬЁЗ


Итоги выставки

С 5 по 30 марта  в большом зале Дома художника прошла выставка «Семён Ваксман среди художников: и в шутку, и всерьёз». Экспозиция включает как известные, так и уникальные работы свердловских-екатеринбургских авторов из собрания С.А. Ваксмана.  Каждый автор - признанный мэтр в изобразительном искусстве. Художники представлены самыми разнообразными графическими вариациями -  уникальной (рисунки разными материалами) и печатной  (офорт, ксилография, линогравюра, литография и др.) графикой, станковыми листами, иллюстрациями и  прикладными формами (экслибрисы, открытки, пригласительные и т.д.). Выставка даёт возможность увидеть уникальные опусы, отличающимися искромётным юмором, затейливостью композиций, неожиданными техническими решениями, позволяет оценить феномен Свердловска-Екатеринбурга как  мощного центра искусства России в  60-80-е годы XX века и зафиксировать современные реалии художественного процесса.

Семён Аронович Ваксман родился в 1939 г. в г. Макеевка Донецкой области, в 1956 г. окончил среднюю школу № 17 г. Киева, в 1961 г. -  Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова в г. Свердловске по специальности «Городское строительство и хозяйство». После окончания института работал в Уральском политехническом институте (1961-1972) и Свердловском институте народного хозяйства (СИНХ-УрИНХ-УрГЭУ), возглавляя кафедру «Экономика и организация строительства» и факультет «Организация управления производством»(1972-2015). Имеет более 400 публикаций, связанных с развитием транспортных систем городов, экономики производства, стратегического планирования организации и безопасности дорожного движения и др.

Лауреат международной медали им. А.А. Полякова «За выдающиеся достижения в развитии транспортных систем городов», председатель постоянно действующего оргкомитета международных научно-практических конференций «Социально-экономические проблемы транспортных систем городов и зон их влияния», международный эксперт в области транспорта. Семён Аронович, в профессиональной сфере крайне далёкий от искусства, общается с множеством людей, связанных с художественным творчеством. Он друг и почитатель творчества отечественных и зарубежных художников из разных стран, в т.ч., А. Антонова, В.М. Воловича, М. Брусиловского, Б. Жутовского, А. Казанцева, С. Киприна, И. Кириакиди, Г. Метелёва, В. Реутова и др.

В. М. Волович так отзывается о нём: «Семён Ваксман – мой давний друг… Он постоянно о ком-то заботится, за кого-то хлопочет, издаёт какие-то каталоги, сборники. Готовит конференции, охотнее говоря о других, чем о собственных научных трудах… Он добр и светел… Он оптимист… Недаром Л. Порохня говорил о нём, что Семён – это ангел».

Удивительный человек С. А. Ваксман обладает невероятной энергией созидания, организующей вокруг него, как некоего ядра, позитивно заряженное поле, где все работают, учатся, взаимодействуют, незаметно приобретая новых друзей, соратников, новые отношения, знания, опыт, вдруг перерастающие в картины, шаржи, рисунки, выставки, книги, сборники, проекты и т.д. 

Волею судеб Семён Ваксман оказался книголюбом и, что важно для его друзей-художников, собирателем книжной графики и экслибриса, организатором более 100 выставок в СССР и за рубежом, неутомимым помощником в сохранении наследия свердловских художников 1960-80-х. Кроме того, он тесно связан с авторами из других регионов – Украины, Чехословакии, Греции  и др. Долгие годы Семён Аронович руководил секцией станковой, книжной графики и экслибриса Клуба любителей книги «Рифей», организуя бесчисленные выставки, которые становились платформой для плодотворного сотрудничества самых разных людей.

Важно, что благодаря С.А. Ваксману уральские авторы предстают зачастую с неожиданной стороны, открывая зрителям неизвестные грани своего таланта, поскольку создавали свои работы специально для самых пристрастных ценителей искусства - коллег-художников и самого Семёна Ароновича. Он всегда акцентирует внимание на том, что он не коллекционер, а именно собиратель произведений изобразительного искусства, причём все работы, которыми он владеет, подарены художниками.

 Стены маленькой квартиры Семёна Ароновича беспросветно заняты живописными и графическими работами, книжные полки – изданиями и какими-то удивительными предметами, попавшими сюда исключительно в качестве подарков от  множества авторов, считающих за честь попасть в это уникальное собрание. Ему приносят и присылают свои работы художники из разных уголков мира - России, Украины, Греции, Израиля, Чехии и др., а хозяин щедро делится своим богатством, показывая, рассказывая, описывая, вспоминая, удивляя и вдохновляя, убеждая (без единого слова дидактики), что мир держится на творческой энергии, нужно только, проявив волю, направить её и дать воплотиться.  

Благодаря открытому к сотрудничеству С.А. Ваксману Свердловское региональное отделения Союза художников России постоянно проводит выставки на различных площадках Свердловской области и России. Так, только в 2017-2018 гг. на площадках СРО СХР, Художественного музея Э. Неизвестного,  Литературно-мемориального Музея Д.Н. Мамина-Сибиряка и других выставочных пространствах Свердловской и Челябинской областей были продемонстрированы редкие графические произведения  отечественных и зарубежных художников: А. Антонова, И. Батечко, Л. Вейберта, В. Воловича, Р. Копылова, Г. Малакова, А. Микловды, В. Сыскова,  Ю. Филоненко, А. Харука,  С. Харука и др.

Важно, что благодаря С.А. Ваксману выдающиеся мастера изобразительного искусства предстают зачастую с неожиданной стороны, открывая зрителям неизвестные грани своего таланта, поскольку создавали свои работы специально для самых пристрастных ценителей искусства - коллег-художников и самого Семёна Ароновича.

Экспоненты выставки :

Андрей Антонов (1944 - 2011) родился в Свердловске. Окончил Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра (1964),  Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское, 1973). Скульптор, график, живописец,   заслуженный художник России, член Союза художников России, лауреат Губернаторской премии и премии им. Г. С. Мосина. Работы художника находятся в музеях и частных собраниях в России, Австрии, Германии, Израиле, США, Франции, Чехии, на Кипре. А. Антонов - автор многочисленных монументальных произведений в России и за рубежом, многие из которых находятся в Екатеринбурге. Среди самых известных - фасад здания Цирка (совместно с Г. Метелевым, 1979), скульптурная композиция «Муза кино» на здании Дома Кино (1984), памятник Д. Н. Мамину-Сибиряку (1985), портреты 12 глав Екатеринбурга для здания Администрации города (1995-1998), скульптурная композиция «Горожане» (2008).

Лев Вейберт (1925-2006) родился в селе Сылва Пермской области. Окончил Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра (1954). С 1959 г. - участник городских, областных, зональных и международных выставок. Член Союза художников России (1965). Работы находятся во многих музеях страны и в частных собраниях.

Л. Вейберт – выдающийся график, причём многое в печати открыл самостоятельно. Сохраняя верность традициям академического реализма, работал в таких техниках как линогравюра, офорт, акватинта, меццо-тинто, мягкий лак и др. Художник безошибочно выбирал вид гравюры и мастерски применял все её технические возможности для создания выразительного образа в разнообразных по характеру пейзажах: эпических, лирических, романтических, которые стали образцами для многих уральских художников.

Виталий Волович родился в г.  Спасске на Дальнем Востоке (1928), с 1932 г. жил и работал в г. Екатеринбурге). Лауреат премии им. Г.С. Мосина (1995), премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (1999). Награжден золотой медалью Российской академии художеств (РАХ) за серию графических листов к трагедии Эсхила «Орестея». Член-корреспондент РАХ (2007), действительный член РАХ (2012). Почетный гражданин города Екатеринбурга (2007), города Ирбита (2008), Свердловской области (2018). Народный художник Российской Федерации (2016).

 Окончил  Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра (1948). Член Союза художников СССР (России) с 1956. С 1952 г. – активный  участник городских, региональных, всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов и выставок, где неоднократно награждался медалями и дипломами. Работы Виталия Воловича находятся в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (г. Москва), в Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее (г. Санкт-Петербург), Пражской национальной галерее, Моравской галерее (г. Брно), в Музее современного искусства (г. Кельн), в Музее И.В. Гете (г. Веймар), В ЕГИИ и других музеях и галереях Екатеринбурга, Саратова, Новосибирска, Перми и других городов, в частных собраниях России, Америки, Германии, Франции, Израиля, Австрии, Испании и др.

 Всю свою творческую жизнь В. Волович посвятил книжной графике. В последние годы станковые графические листы художник объединил в альбомы «Парад-алле» (2011), «Мастерская» (2013), «Женщины и монстры» (2013), «Корабль дураков» (2016), где графические композиции перемежаются с отрывками из прозаических и поэтических текстов по принципу свободных ассоциаций. Все они развивают определённую тему во времени, строятся на исторических параллелях, иносказаниях.

Борис Жутовский родился в Москве (1932). Окончил отделение художников книги Московского полиграфического института (1956). После окончания института работал в Свердловске. С 1957 г.  живёт и работает в Москве. Автор знаменитой портретной серии выдающихся представителей СССР и России XX века «Последние люди империи», многих из которых он знал лично (в т.ч., портреты уральских художников). В 2004 году вышла его книга-альбом портретов и воспоминаний «Последние люди империи. 101 портрет современников» (1973—2003). Главной особенностью художественного приема Жутовского является его произвольный жест, который рождает феерию красочных и графических образов. Дружба со свердловчанами продолжается всю жизнь художника.

 Алексей Казанцев (1928 – 2002) родился в деревне Болдырева Аббатского района Тюменской области. Окончил Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра (1948), Харьковский государственный художественный институт (1954). График, живописец, член  Союза художников (1963). Сотрудничал с журналами, занимался книжным дизайном и иллюстрацией. Работы находятся в музеях Москвы, Петербурга, Барнаула, Уфы, Екатеринбурга, Ижевска, Ирбита, Иркутска, Кемерово, Красноярска, Магнитогорска, Нижнего Тагила, Перми Смоленска, Тюмени.

Неутомимый экспериментатор, невероятно разнообразный в художественных приемах и образах, А. Казанцев занимал особое место в развитии графики Свердловска-Екатеринбурга. Он много работал в сложных печатных техниках, использовал свои собственные - авторские, создавшие ему репутацию мастера авангардных поисков. Одновременно обращался к вариациям рисунка и акварели, особенно в ходе своих многочисленных путешествий. Мастер добивался неожиданных цветовых и линейных эффектов, экспрессивной выразительности.

Рудольф Копылов (1926-2008) родился в Нижнем Тагиле. Окончил Нижнетагильское художественно-промышленное училище (1951). Член Союза художников (1970). Много лет работал в разных городах Советского Союза: Ульяновске, Краснодаре, Саратове, Майкопе, Волгограде. В 1976 г. художник возвратился на Урал. Уникален вклад Р. Копылова в развитие экслибриса на Урале, которых он  за последние десятилетия жизни создал почти тысячу, став родоначальником уральского и классиком советского экслибриса, лауреатом множества зарубежных и отечественных выставок и конкурсов этого вида печатной графики, экспертом в данной области. Мастер графики стал также известен целыми сериями экслибрисов, связанных с творчеством отдельных авторов: А. С. Пушкина, М. Цветаевой, А. Ахматовой, В. Высоцкого; особой любовью проникнуты работы, посвящённые творчеству поэта С. Есенина.  Многие экслибрисы Р. Копылова выполнены для библиотек, музеев, коллекционеров и библиофилов; все они отличаются  яркой образностью, лаконичностью выразительных средств, мастерством исполнения.

Герман Метелёв (1938-2006) родился в Свердловске, окончил  Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра (1957), Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1963). Живописец, график, скульптор, педагог, член  Союза художников (1956), заслуженный художник России. Лауреат премии Г.С. Мосина,  лауреат премии Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в культуре и искусстве» (1999). Работы Г. Метелёва находятся в музеях Екатеринбурга, Челябинска, Читы, Владивостока, Оренбурга, Перми, Кургана, в частных коллекциях Швейцарии и Чехословакии.

Участник более 150 выставок. Универсализм - вот что всегда подчеркивали в творческом облике Г. Метелева его коллеги, друзья, критики. Диапазон техник, жанров, видов, тематики, художественных приемов и образов, которыми владел художник, был необычайно широк. Графика - одна из важных и любимых сфер искусства, он обращался к ней на протяжении всего своего творчества. Мастер находился в вечном поиске, экспериментировал, находя наиболее оптимальные технические решения для воплощения творческих задач.

Виктор Реутов родился в Свердловске (1945). Окончил  Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра (1965), член  Союза художников (1980).  Активный  участник всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов и выставок, где часто отмечался всевозможными наградами. Уже в 1970-е В. Реутов, активно проявляя себя и в живописи, и в графике, наиболее впечатляюще сложился как художник книги. Его творчеству свойственны образов, ироничность, правдивость жизненных наблюдений, парадоксальность мышления, обобщённость формы, лаконичность выразительных средств. Виктор Реутов в течение многих лет активно и плодотворно сотрудничает с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств, Музеем истории Екатеринбурга, Музеем истории камнерезного и ювелирного искусства, Театром оперы и балета, Театром танца, Театром музыкальной комедии, Театром юного зрителя, Театром кукол и др. Творческое взаимодействие с художниками, писателями, поэтами, артистами позволило появиться самым разнообразным изданиям, где Виктор Реутов выступает как подлинный художник книги. Он разрабатывает концепцию каждого художественного альбома или поэтического сборника, самобытно и оригинально трактуя вербальную и визуальную информацию, предоставленную авторами, создаёт оформление книг, выбирает иллюстрации, работает с типографикой, которая в творчестве Виктора Реутова выступает как архитектонический компонент графической деятельности, как важнейший стилеобразующий фактор прикладной графики. 

Виктор Сысков родился в Свердловске (1943), окончил  Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра (1962), Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде (1971). Член Союза художников (1974). Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Представлен работами во многих художественных музеях страны, а также в частных собраниях в России и за рубежом. До 1989г. работал преимущественно как художник книги и живописец. С 1989 г. и по сей день основное занятие - иконопись. Работает в традициях русской иконописи XIV – XVII вв..

Юрий Филоненко (1947-2016) родился в г. Ворошиловграде (Луганске), окончил Украинский полиграфический институт имени И. Фёдорова (1974), жил и работал в Екатеринбурге. Живописец, график, член Союза художников России (1978). Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2003). Работал в книжной, станковой графике, создавал живописные работы. Произведения Ю. Филоненко находятся в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, в музеях Екатеринбурга, Челябинска, Кемерово, Уфы, в частных коллекциях в России и за рубежом. Игровая свобода, раскованность, фантасмагоричность с преобладающей волнующейся ритмической структурой характерны для творчества этого уральского мастера.  

Галина Шарко, искусствовед, член СХР