Сегодня: 05-12-2024

ВЫСТАВКА НОМИНАНТОВ ПРЕМИИ ГУБЕРНАТОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Итоги выставки

С 18 февраля по 2 марта в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России прошла выставка номинантов на премию Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» за 2018 г.

В экспозицию вошли работы четырёх художников, внесших наиболее заметный вклад в развитие современного изобразительного искусства Урала.  Свои проекты авторы заявляют от общественных организаций и фондов: Александр Алексеев представлен Свердловским региональным отделением Международного фонда славянской письменности и культуры, Андрей Баландин, Михаил Житников и Светлана Наймушина выдвинуты  Свердловским региональным отделением Союза художников.

Серия картин живописных картин Александра Алексеева «Русское поле», созданная художником в 2016-2018гг.., включает несколько циклов: «Лики и храмы России», «Апокалипсис России», «Люди поля. Корни России».  Цель данного проекта  – представить в обширной живописной серии суть «русской идеи» и попытаться интерпретировать ее в ряде образов, представляющих наиболее важные и яркие стороны жизни русского народа. Серия глубоко патриотических картин реализована художником в сложнейшей обстановке обострения экономического кризиса, межнациональных конфликтов и политической конфронтации, которые тяжело сказываются на общественных настроениях, царящих в России. Автор улавливает потребность социума в формировании позитивного образа нашей страны, в формировании оптимистической концепции развития отечественного общества и, обращаясь к истокам истории и культуры, ставит в своём проекте ряд глобальных мировоззренческих вопросов.

В своих работах А. Алексеев выражает философию повседневности, грани событийности в сложных явлениях современной жизни, глубинные истоки ментальных характеристик русского народа. Индивидуальность живописного языка художника граничит со знаковостью, определяемой сложным колоритом, подчеркнутым символизмом образов и позволяет выстраивать неповторимые и, вместе с тем, понятные каждому архетипы отечественной культуры.  Жесткий критерий мастера отделяет все живое, духовно ценное, от идейной скудости, лженовизны и упрощенности.

В цикле «Лики и храмы России» художник повествует о небесных покровителях России, в заступничество которых русский человек верит свято и неизменно на протяжении многих столетий. Серия «Люди поля. Корни России» воссоздаёт образы, наполненные монументальным величием и мощью, соединяющие в себе мудрость столетий и реалии современности, утверждает торжество повседневного созидательного труда русского народа, наполненного в интерпретации автора жизнеутверждающей силой и мощью. Цикл  «Апокалипсис России» обращён к ключевым эпизодам российской истории, в понимании А. Алексеева приобретающих поистине библейский масштаб.

      В проекте «Русское поле» художник А. Алексеев создал концептуально сложную картину мира, повествующую о прошлом и будущем России, о горестях и радостях, о светлых и темных сторонах ее натуры. Тонкая стилизация, живописность, монументальность и яркий колорит произведений проекта утверждает, что художник находится в расцвете своих творческих сил и живописного мастерства.

В проекте «Тайна Шигирского торфяника» А. Баландин обращается к образу Шигирского идола - уникального археологического памятника, обнаруженного на Урале в XIX веке. Это одна из самых древних деревянных скульптур в мире, созданная  из лиственницы 11 тысяч лет назад. Идол имеет восемь личин, его тулово  покрыто резным геометрическим орнаментом, представляющим, в том числе, и антропоморфные изображения, при этом  персонажи идола не поддаются однозначной трактовке. Шигирский идол - настоящее достояние Урала, ценнейший экспонат Свердловского областного краеведческого музея.

Современную интерпретацию, основанную на глубоком знании истории, художник воплотил  в серии графических иллюстраций и авторских комментариев. Ему удалось передать узнаваемый облик идола, увлекая зрителя серией коллизий, переживаемых героем в современном мире. Сделав идола персонажем приключений и наделив его ярко выраженными чертами характера, автор предлагает неожиданное прочтение памятника культуры.

Серия графических произведений А.Баландина «Тайна Шигирского торфяника» состоит из девяти работ, выполненных в черно-белой тональности в стиле «винтаж» в технике монотипии, которая позволяет создать только один, уникальный отпечаток на поверхности листа, затем – на поверхности сосновой доски. Конечный результат обращения к технике монотипии непредсказуем, это сохраняет интригу и отражает специфику творческого процесса. 

Для экспонирования в больших выставочных пространствах формат произведений был сознательно увеличен, а изображения были напечатаны на деревянных досках UF-технологией, тем самым приблизив к историческому происхождению древних героев. Сочетание тектонической стройности композиции и орнаментальной изощренности ее компонентов даёт уникальный эффект, позволяющий угадывать неповторимый авторский язык, призванный воплощать современное видение мира, наложенное на традиции академической школы. Множественность элементов в произведениях из серии «Тайна Шигирского торфяника» посредством визуального ряда передаёт избыточность информационного поля современной жизни, при этом они всегда подчинены жестким конструктивным и композиционным законам, а их разноплановость не выглядит хаотичным набором структурных единиц. Работы А. Баландина носят фрактальный характер, где целое состоит из множественных подобий, наполненных самостоятельными смыслами и представляющих собой детальное воплощение главной идеи - так мирокосм отражает макрокосм.

Художественное воплощение мира автора, в котором тесно переплетаются фантазия и реальность, чётко прослеживается в серии «Тайна Шигирского торфяника». Автор переосмысливает, проживает вместе с обществом важнейшие события в историческом контексте и поднимает общественный интерес к изучению истории Урала в целом. Это особенно важно для нашего региона и для создания общероссийского образа Урала как края, где почитают историю и культуру и стремятся к её сохранению.

Михаил Житников представлен в экспозиции  художественно-философским проектом «Поиск веры», включающим более двадцати разномасштабных работ, выполненных в технике масляной живописи.

    Каждая картина, среди которых особенно впечатляющи: «Большая удача – результат усилия каждого», «Сказка для взрослых», «История одной женщины», - небольшая история об окружающем мире и о внутреннем пространстве отдельной личности. Это не религиозно-богословская интерпретация важнейших смыслов бытия человека, а постановка вопросов, насколько возможна обращённость каждого индивида к Абсолюту, важны ли его прямые отношения с высшими силами, нужна ли ему духовная устремлённость над суетой повседневного мира.

Для понимания смысла проекта М. Житников приводит сроки Г. Гессе из романа  «Сиддхартха», в которых главный герой, после долгих поисков веры и разочарований, поверил в воду: «Кто сумеет понять эту воду, разгадать ее тайны, тот сумеет – так казалось ему – понять и многое другое, разгадать многие тайны – все тайны. Но из множества тайн этой реки он видел сегодня лишь одну, которая смутила его душу. Он видел: эта вода все течет и течет, постоянно течет и все же остается на месте, не покидает своего русла, всегда, во все времена одна и та же и каждый миг – другая, новая! О, кто сможет это понять, постичь! Ему это было не под силу, он услышал лишь, как шевельнулось в нем некое предчувствие, далекое воспоминание, отзвук божественных голосов». До конца жизни он служил своей вере – перевозил людей с одного берега на другой.

Почему искать именно СВОЮ ВЕРУ? Потому, что каждый верит по-своему. То, что для одного – вера, для другого безумие.

Для чего искать СВОЮ ВЕРУ? Чтобы жить! Вера придает смысл жизни, увеличивает силы, стимулирует к действиям – а вся жизнь есть действия, есть преобразование мира. Вера – аспект стремления человека к самореализации в чувствах, самоутверждения в поступках. Вера укрепляет человеческий дух. Вера – это дополнительный мир в сознании каждого. Этот мир помогает изменить окружающую действительность ради жизни, ради личности.

    Найди свою веру и … верь!

    Смысл и задача всего проекта очевидна и проста. Напомнить, что мир перестал бы существовать без веры в лучшие стороны человеческой природы. Вера навсегда останется чудом, чудом преобразования мира внутри себя по своему желанию.

Художественный проект Светланы Наймушиной «Восточные сказки. Тысяча и одна ночь» включает более пятидесяти иллюстраций к сборнику сказок, а также разработку макета и  общий дизайн книги, изданной в Екатеринбурге в 2018 г.

Сборник сказок «Тысяча и одна ночь» – памятник средневековой восточной литературы, собрание рассказов, объединённых историей о персидском царе Шахрияре и его жене по имени Шахерезада. Это труд не одного автора или составителя, коллективным творцом знаменитого произведения были народы всего Ближнего Востока, Южной и Средней Азии. Здесь присутствуют арабские, персидские и индийские мотивы, наполненные глубокой философией и житейской мудростью. Все сказки, представленные в книге, могут быть условно разбиты на несколько групп: героические, в том числе, фантастические, авантюрные, плутовские и др. Образ Востока в сборнике - собирательный, в нём нет привязки к определённому месту или времени, поэтому смысл и содержание сказок носят универсальный характер. 

Создавая многокрасочный мир Востока, Светлана Наймушина вдохновлялась иранской миниатюрой, имеющей характерные особенности художественного языка. Иранские мастера стремились не воспроизвести природу, внешний облик предмета, а показать сущность и свое видение вещей. Как правило, в их произведениях нет определенного места, времени -  горы, деревья, люди,  птицы и т.д. являются архетипическими образами,  а не подражаниями видимому миру.

Светлана Наймушина в своей интерпретации сказок «Тысячи и одной ночи» создаёт образы героев, которые обладают наиболее выраженными человеческими качествами, события в мире её фантазий превращаются в сказания с помощью красок и линий. Иллюстрации ишены повествовательности, здесь нет банального описания событий, поскольку для автора важно передать идею и наиболее типические характеристики сюжета и героев. Активно применяя язык аллегорий, метафор, иносказаний, С. Наймушина точно попадает в образные и смысловые ряды восточной литературы. Отказываясь от попыток передать объёмность окружающего мира, через двумерность картины художник превращает ее в изображение идейных сущностей и вырывает зрителя из рутины повседневной жизни к более высоким материям. В мире, обладающем особым пространством, цветом и формой, течет жизнь, отличная от привычной. Терпкие, пряные аккорды локальных цветовых сочетаний точно отражают яркий, загадочный, волнующий мир Востока, а применение гуаши с её ярко выраженными кроющими качествами позволяет создавать ткань визуального повествования посредством мастерского владения колористикой. Важно отметить, что Светлана Наймушина не просто иллюстрирует сборник сказок, но создаёт многомерное пространство книги, выстраивая драматическое повествование, полное динамики и неожиданных поворотов, через организацию каждой страницы, активно применяя возможности встраивания визуальных элементов в вербальную ткань.

  Книга «Восточные сказки. Тысяча и одна ночь» С. Наймушиной – заметное событие в культурной жизни Урала, дающее возможность не только  вспомнить литературный источник, но и погрузиться в волнующие переживания  от соприкосновения с миром Востока.

 Г.Шарко