ВЫСТАВКА АЛЕКСАНДРА СИВКОВА «ПИСАНИЦЫ. КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ УРАЛА»
Итоги выставки
С 12 по 26 октября в малом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России состоялась выставка Александра Сивкова «Писаницы. Каменная летопись Урала».
Экспозиция - результат творческих поисков последних лет художника Александра Сивкова, включающаяработы из серии «Дыхание земли», «Каменная летопись Урала», «Тайна леса». Это своего рода признание автора в любви к красоте окружающего мира,мыслимого как единство физического и метафизического уровней, к тайнам уральской земли, питающей энергиями многие поколения художников.
Каждая серия воплощает отношение автора к основам мироздания - труднопостижимым закономерностям природных процессов, некоторым аспектам человеческого бытия, проблемам творческого процесса. Отличительной особенностью работ Александра Сивкова является его особая патетика, духовное горение – от тонкого, трепетного лирического высказывания до торжественно-приподнятого панегирика, которые он смог выразить благодаря искусному владению формами и материалами. Вдохновляясь творческими поисками великих экспериментаторов XX века – В. Кандинского, К. Малевича, П. Мондриана и др., - Александр Сивков создаёт свой собственный узнаваемый почерк, позволяющий ему отразить многообразие субъективных переживаний и мыслей от соприкосновения с действительностью.
Александр Викторович Сивков родился в 1954 г. в городе Нижнем Тагиле (Свердловская область), в 1982 г. окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института (педагоги В.Н. Наседкин, Л.И. Скобликова). Член Союза художников России с 1993 г. Живет и работает в Екатеринбурге, в творчестве отдает предпочтение сложным и разнообразным живописным и графическим техникам, инсталляциям, фото. С 1984 г. - активный участник городских, областных, отечественных и международных выставок и проектов, в которых отмечен наградами. Работы художника находятся в коллекциях Министерства культуры России, художественных музеях Екатеринбурга, Вильнюса, Ивано-Франковска, Калининграда, Кургана, Минска, Нижнего Тагила, Петропавловска, Петрозаводска, Салехарда, Сочи, Томска, Уфы и др.
Начатая в 2009 г. серия «Дыхание Земли»состоит из более чем 20 графических листов, воспевающих энергию, динамику, мощь, производительную силу Земли. Земля как производящая матерь, дающая жизнь растениям, животным и людям, почиталась во всех древних картинах мира. Связь с другими стихиями - влагой, светом, огнём и др., позволяющая проявляться богатству и многообразию всего живого, невероятная энергия заставляет мыслить и чувствовать её как одухотворённую сущность, подобную человеку. Земля, при всей её доступности, наполнена тайнами, вызывающими необъяснимые чувства и у современного человека. Именно восторг был импульсом для создания А. Сивковым данной серии. Основой стали натурные наблюдения, а первые рисунки этого цикла (сангиной и углём) появились на пленэре в Тобольске, когда художник был потрясён раскопом поселения XVII-XVIII веков. Земля великолепно сохранила старинные бревенчатые постройки, а также элементы быта многовековой давности, обнажив не только топографическую схему антропной деятельности, но и свои волнующие тайны. По мере погружения земля открывала нерукотворные картины из песка, почвы, глины, камня, древесных камней. Впечатления для художника оказались настолько сильными, что вдохновили его на многочисленные абстрактные вариации, в которых он смог выразить первобытный восторг и языческое преклонение перед стихией Земли. Особую роль здесь сыграли мягкие материалы – соус, пастель, сангина, уголь, которые содержат минеральные пигменты, в первую очередь, земли, камня, продуктов сгорания и т.д. и несут в себе энергию первичных стихий. Бархатистость соуса с его богатством тональных градаций позволила воплотить разнообразные фактурные изыски; пастель, наполненная чистотой, звучностью, яркостью цвета, отразила красочную палитру земных недр; сангина, с её характерным красно-коричневым цветом различных оттенков, привнесла теплоту и внутренний жар; уголь, благодаря широкому тональному диапазону, подчеркнул точность построений. В результате появились сложные геометрические композиции, в которых пряно, сочно, ярко звучат терпкие аккорды чёрных, серых, бежево-коричневых, охристых, красных, фиолетовых, синих цветов, пронизанные контрапунктом штрихов и линий. При этом ассоциативная связь с точностью археологического раскопа, присущей ему организованностью пространства, скрупулёзности ведения исследования также оказалась запечатлённой художником - в едва заметном метрическом каркасе, проступающем под буйством цвето-фактурных элементов. Жёсткость структуры каждого графического листа усилила многократно повторяющаяся рамка, несущая дополнительное подтверждение присущему в работах рациональному началу, ещё раз утверждающему, что перед зрителем не хаос, Космос, организованный волей творца-демиурга.
Над серией «Каменная летопись Урала» автор работает с 2015 г., вдохновляясь образами, запечатлёнными анонимными мастерами тысячи лет назад. Писаницы, или петроглифы, - это древние изображения животных, человека и абстрактных знаков в пещерах или на открытых камнях, встречающиеся в разных регионах мира (Африке, Азии, Европе), от палеолита до средневековья.
На Урале наиболее известные писаницы расположены вдоль таких рек как Чусовая, Белая, Исеть, Ирбит, Нейва, Вишера, Тагил, Реж и др. Среди изображений наиболее часто встречаются образы лосей, косуль, оленей, собак, медведей, гусей и лебедей, а также антропоморфных существ. Первые писаницы были зафиксированы ещё в XVII веке, однако более тщательное их изучение началось только в два столетия спустя. Научные исследования XX века, особенно учёных В.Т. Петрина. В.Н. Чернецова. В.Н. Широкова, С.Е. Чаиркина, Ю.П. Чемякина и др., окончательно подтвердили встроенность Урала в общемировой процесс и огромное значение региона для изучения древних периодов истории. Художественно-образная сила, эмоциональный заряд наскальных рисунков настолько велики, что они, являясь объектом научного анализа, постоянно привлекают внимание художников - прочтение древних изображений являют многие современные авторы.
Александр Сивков в цикле «Каменная летопись Урала» представляет свои импровизации на тему первобытного искусства. Абстрактные вариации художника в виде сложной разноцветной ткани - результат импровизаций в мастерской, позволяющих в графических листах запечатлеть восторженное отношение художника к данному феномену. Невозможность однозначной интерпретации петроглифов позволяет проявиться творческой раскрепощённости автора. Используя пастель, соус, уголь, отлично предающие природные фактуры, художник прихотливо располагает на плоскости фигурки животных и птиц, знаки природных стихий, антропоморфные и абстрактные изображения, создавая своё видение первобытного мироздания - подземный, срединный и небесный миры, где присутствуют светила, плещутся реки и озёра, живут духи, люди и животные. Чёткой архитектонике композиций соответствует сложный изобразительный язык, звучащий экспрессивно и искренно за счёт активного столкновения контрастных цветов, разнообразных пластических масс, плоскостей и фактур.
Импульсом для создания серии «Тайна леса» послужили натурные наблюдения, вдохновившие художника на поиски. Освещённые солнцем группы деревьев с пляшущими под сильным ветром листьями стали темой графических вариаций, выполненных тушью. Монохромный колорит и ритмические импровизации позволили автору передать подвижную пульсацию природных сил, энергию воздушных потоков, прихотливую игру света и тени, трепетную нервность листвы.
Автор отталкивается от конкретных переживаний, но осмыслив их, превращает в универсальный, понятный каждому зрителю графический код, словно вовлекая в магическое действо языческого ритуала, позволяя пережить внерациональное состояние единства человека и мира, утерянное представителями современной техногенной цивилизации, а потому особенно желанное.
Галина Шарко, искусствовед