Сегодня: 05-12-2024

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ ИЛЬИ ПЬЯНКОВА


Итоги выставки

С 6 сентября по 8 октября в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России прошла персональная выставка живописи Ильи Пьянкова. В экспозиции было представлено более 40 пейзажей, портретов, тематических картин и натюрмортов, созданных автором в течение 2004-2018 гг..

Илья Пьянков родился в Казани, в 1994 г. окончил Челябинское художественное училище, в 2006 г. - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (2006). С 2003 г. вместе с О. Вострецовым и Ю. Поляковым работал над росписью Кафедрального Свято-Троицкого собора и храма целителя Пантелеймона в Екатеринбурге. Член Союза художников с 2011 г.  С 2012 г. работает преподавателем живописи и композиции в Свердловском художественном училище им. И.Д. Шадра. Экспозиция включает более 40 пейзажей, портретов и натюрмортов, созданных автором в течение 2004-2018 гг..

Персональная выставка живописи Ильи Пьянкова -  явление редкое для разнородного и многомерного художественного пространства Екатеринбурга. Выпускник СПГАИЖСА им. И. Е. Репина, он демонстрирует полноту владения академической школой, включающей точный рисунок, выстроенную композицию,  умение работать с натурой, знание мирового художественного наследия. Соединение высокого ремесленного мастерства, рационально-аналитического мышления с философским восприятием мира и тонкой эмоциональностью делает творческий почерк И. Пьянкова ярко индивидуальным.

Для художника особо значимы некоторые мастера изобразительного искусства, в той или иной степени, повлиявшие на его формирование: И.И. Левитан, А.И. Куинджи, В.А.Серов, Э. Уайет, а также институтские  преподаватели: А.В. Чувин, И.Г.Уралов, В.В. Загонек, С. Д. Кичко и др., однако Илья никого не повторяет и не цитирует, он создаёт собственный мир, требующий неспешного и вдумчивого погружения. Авторская интонация, проникновенная и задушевная, провоцирует зрителя на сосредоточенный диалог – без излишней патетики, драмы и экзальтации («Гремит лишь то, что пусто изнутри» У. Шекспир).

Все работы имеют смысловое ядро,  целостную композиционную структуру (выявленный центр и планы, связанные мягкой светящейся воздушной дымкой, растворяющей очертания предметов; постепенное движение вглубь; ритмическое равновесие), изысканное колористическое звучание, что делает их картинами, выражающими определённое умонастроение и эмоциональное состояние.  

 Доминирует в творчестве художника пейзаж, в полной мере  дающий ему возможность выразить сложные философские мысли и волнующие переживания. Уральская природа, виды Петербурга, крымские ландшафты - только повод воплотить настроение щемящей грусти, возвышенной созерцательности, меланхоличной задумчивости, свойственные мировосприятию художника. Раскинувшиеся по берегам рек уральские деревни с потемневшими от времени избами, тёмные воды Невы или Чусовой, уголки старых дворов на Васильевском острове,  виды Новой Голландии в Петербурге или крымские ландшафты  всегда подвластны своему создателю,  подчиняющему конкретные локусы своему идеалу. Не случайным является выбор времени суток,  это всегда переходное состояние - сумерки или рассвет, обещающие или ещё не сказавшие что-то важное. Недосказанность,  размытость границ между материальным и духовным миром, между формой и сущностью – ещё одна важная черта творчества И. Пьянкова.

Почти все утренние пейзажи (утро - время ожиданий, надежд, новых планов) наполнены свежестью восприятия, тихой радостью, трепетной грустью,  явленными жемчужными переливами облачного неба, мягкой бархатистостью снежных покровов, тонкими взаимодействиями множественных оттенков и градаций цвета. Ещё более любимое время художника -  сумерки, время, растворяющее однозначность дневного восприятия, превращающее прозрачный мир в действо, когда иногда всплывают сожаление, усталость, несбыточность, незавершённость, невозможность утреннего посыла. Ночь, оживляющая мистические силы природы, - это мир, где улавливается связь с Абсолютом, символическое звучание обретают явные источники света - Луна, окна,  фонари и их отражения, тёплые всплески которых, мягко вплавленные в общую сумеречную ткань картин, читаются как  проявления духовного зрения, постигающего скрытую сущность круговорота природы и мира вещей. Однако всегда присутствует и свет неявный, переданный через вибрацию живописного мазка, когда большие массы (неба, воздуха, воды и др.), написанные в одной цветовой тональности, создают мистическое настроение и словно указывают на незримое присутствие трансцендентного начала в  действительности обыденной и понятной, только намекая о неразгаданных законах мироздания. Однако антропный принцип мира, единение макрокосма и микрокосма, их пантеистическая тождественность делают пейзажи И. Пьянкова, даже без явного присутствия людей, одушевлёнными.

Образы людей, которые присутствуют в экспозиции, - это близкие художнику люди. Интенция на выявление их одухотворённости, умение через видимые характеристики передать сложность и многомерность внутреннего  мира посредством тончайших цветовых и световых отношений, образующих волнующие вибрации живописного мазка, делают портреты глубоко психологическими.

Тематические работы художника провоцируют зрителя на сильные переживания. «Покой» - картина, на создание которой повлияла история рукотворного Рыбинского водохранилища, возникшего в тот период отечественной истории, когда в ней происходили тектонические сдвиги (бурный рост промышленности в 1930-1940-е годы потребовал создания на Волге каскада ГЭС, для чего нужно было затопить  5000 кв. км территории, включая леса, 663 деревни,  город Мологу, 140 церквей, 3 монастыря и переселить130 000  человек).  Полузатопленная колокольня Никольского собора г. Калязина, силуэт которой присутствует в картине, стал символом не локальной драмы, а масштабной трагедии глобального столкновения традиционной и индустриальной  цивилизаций. Исторический разлом прошёл по сердцу художника - лаконичными средствами, без нарратива он выразил всю неоднозначность отношения к эпохальным событиям истории. Затопленная изба с зияющими проёмами  крыши, окна и двери, словно распахивающими портал в иные миры, производит впечатление безыходной трагедии, однако силуэт собора, белым свечением выступающим из водной стихии, олицетворяет надежду, духовную стойкость, намекает на связь с Абсолютом. Картина сопрягает судьбу одной семьи  и всего народа, выражает неодномерное отношение  современников, что делает её звучание поистине историческим.   «Раздумья» - глубокая психологическая драма, в которой индивидуальное переживание отражает некую общую ситуацию. Вертикально вытянутая фигура сидящего человека с плотно сжатыми руками, пластической напряжённостью и светотеневые контрасты выражают энергию внутренних духовных процессов. Массивные тени, сухие цветы, пустые сосуды, чистый стол создают ощущение безысходности, но с надеждой на преодоление, которая возникает благодаря  теплому световому потоку и струйке дыма.

Творческой манере И. Пьянкова свойственна поэтическая одухотворённость, элегичность, лирическая созерцательность. Сочетание высокого ремесленного мастерства с философским восприятием мира и тонкой трепетностью эмоций  делает наполненную щемящей грустью авторскую интонацию Ильи Пьянкова особенно проникновенной, а выставку - запоминающимся для зрителей событием.  

Галина Шарко