Сегодня: 05-12-2024

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА АКВАРЕЛИ ВЛАДИМИРА КОШЕЛЕВА


Итоги выставки

С 10 августа по 5 сентября  в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России работала персональная выставка акварели Владимира Кошелева. В экспозиции было представлено 45 пейзажей и натюрмортов, созданных автором в течение 2016-2018 гг..

Владимир Петрович Кошелев родился в 1933 г. в г. Ардатове (Мордовия), затем переехал в Свердловск. С 1953 по 1958 гг.. учился на живописно-педагогическом отделении  Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра. С 1959 по 1971 гг..  работал художником-мультипликатором на Свердловской киностудии, с 1970 г. - в живописном цехе творческо-производственного комбината Художественного фонда, активный участник художественных выставок разного уровня  -  от городских до международных. Член  Союза художников СССР (Союза художников России) с 1980 г.  Лауреат премии Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» за 2015 г.

Владимир Кошелев – признанный мастер акварели. Его погружение (а затем и служение) в данную технику началось в 1977 г.,  когда по воле случая он оказался в творческой бригаде акварелистов Союза художников СССР. Это особое сообщество художников, работавших вместе с 1977 по 1988 гг.., объездило едва ли не всю страну  -  от Прибалтики до Камчатки. Именно в  общении с акварелистами, собравшимися  со всех уголков Советского Союза:  Ромасом Бемом, Александром Губаревым, Валерием  Купцовым, Натальей  Богородской, Тиной Мацаберидзе и др., - сформировалась манера и неповторимый художественный язык  Владимира Кошелева, не изменяющего акварели до сих пор.

Бригада художников фиксировала и эпохальные события в истории страны (строительство заводов в Нижнем Тагиле, Магнитогорске, Качканаре и др.), и  трудовые будни (лов рыбы на Камчатке, на о-ве Диксон, в Лиепайе, сбор урожая в Молдавии и др.),  и, конечно же, природную   красоту безграничных  просторов СССР. Серии акварелей Владимира Петровича, каждая из которых включает 25-30 работ, как и многие работы участников творческой бригады,  были представлены на всесоюзных и республиканских выставках:

1977 г. – Всесоюзная выставка акварели в Москве (серии «Качканарский горно-обогатительный комбинат», «Нижнетагильский широкополочный стан – Всесоюзная комсомольская стройка»);

1978 г. – Республиканская выставка «Мы строим БАМ» (серии «Трудовые ритмы БАМа»,  «Тында - Беркатит»);

1979 г. - Всесоюзная выставка «50 лет Магнитке» в Магнитогорске и Москве (серия «Магнитка-79»);

1979 г. – Всесоюзные  выставки в Москве, Петербурге, Риге (серия «Голубые дороги Родины»,  «По Латвии»);

1979 г. – зональная выставка «Урал социалистический» (серия «Уральская металлургия»);

1980 г. – международный пленэр и выставка «Шумава-80», Чехословакия (серия «По Чехословакии»);

1980 г. - Всесоюзная выставка в Москве (серия «Молдавия»);

1981 г. - - Всесоюзная выставка «Мы строим коммунизм» в Москве (серия «Атоммаш работает на мир»)

1982 г. - Всесоюзная выставка «50 лет Комсомольску-на-Амуре» в Москве и Комсомольске-на-Амуре (серия «Трудовой Амур»);

1983 г. – Всесоюзная выставка в Москве, выставка в Норильске (серии «Норильск. Металлургический комбинат», «Полярная станция «Пясина»», «Диксон») и др.

Ряд работ Владимира Кошелева были закуплены дирекцией выставок СССР,  Художественным фондом СССР, целые серии акварелей уральского мастера сейчас  находятся в музеях Екатеринбурга, Ирбита, Магнитогорска,  Петропавловска-Камчатского, стран СНГ, а также в частных коллекциях России, Англии, США.

После распада СССР В. Кошелев продолжил активную выставочную деятельность - в 1990 - 2000 гг.. принимал представлял свои работы в региональных и городских экспозициях, в том числе, персональных; в 2012 - 2018 гг.. стал активным участником трёх Всероссийских открытых биеннале-фестивалей «УРАЛ-ГРАФО» Выставки художника проходят на различных площадках Свердловской области (резиденция Губернатора СО, Екатеринбург, 2015; Дом художника, Екатеринбург, 2015; Дом актёра, Екатеринбург, 2016;  Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра, 2016  и др.).

Именно в творческом общении с акварелистами, собравшимися  со всех уголков Советского Союза,  сформировалась творческая манера и неповторимый художественный язык  Владимира Кошелева, не изменяющего акварели до сих пор. В этих поездках он  глубоко проникся её  особыми качествами, соединяющими  в себе как характеристики живописи (разнообразие цвета и  тона, лепка  формы и построение  пространства цветом), так и графики (активная роль бумаги в  изображении, отсутствие рельефности мазка). Водорастворимые краски, представляющие собой   прозрачную взвесь тонкого пигмента и воды, позволяют создавать эффект лёгкости, воздушности изображения и передавать тонкие цветотональные  переходы. Наиболее важным для акварели качеством является бумага, служащая  источником света, выполняющая роль белой краски. Для акварели очень важны натурные наброски, которые помогают впоследствии художникам создавать самые разнообразные сюжеты или предавать любые эмоциональные состояния.

Владимир Кошелев - признанный мастер акварели. Свободное, виртуозное владение разными техническими её приемами дает невероятные возможности для решения самых смелых творческих задач. Пейзажи Владимира Кошелева космологичны по своей внутренней сущности, они делают  смотрящего частью пульсирующей живыми токами натуры. Удивительно пространственное построение акварелей - оставляя свободное дыхание на переднем плане, художник открывает часть верхней плоскости листа, драматически сопрягая небо и землю, соединяя их, творит, подобно демиургу, единое пространство, наполненное жизнью.  Музыкальность цветовых и световых аккордов, тонкость нюансов, хрупкая гармония тональных переходов, артистизм и непринуждённость в передаче эмоциональных состояний характерны для творчества В. Кошелева. Красочная живописная поверхность, доминирование светоносносной плоскости листа, поэтичность изысканных цветовых аккордов, позволяют зрителю  приобщиться к некоей тайне, открываемой автором. Художник задаёт импульс и передает его через видимые образы. Фигурки люди, помещаемые в природные или городские пространства, лишены индивидуальных черт, скорее, только означают человеческое присутствие в мире и являются образами, соединяющими антропное и природное начала единого мира.

Владимир Кошелев давно отказался от слепого копирования действительности. Стремясь через сиюминутные состояния видимой реальности передать сущностные черты каждого её явления, он создаёт не только обобщенные характеристики изображаемых объектов, но и выражает своё к ним эмоциональное отношение,  улавливает невидимую, метафизическую связь между всеми элементами окружающего мира, включающего природный и антропный компоненты. Художник может, по словам П. Клее, «превратить случайность в сущность».

Автор ненавязчиво диктует зрителю движение взгляда  - от теней первого плана (то нежно-лёгких, полупрозрачных, то более грузных и плотных), уводящих вглубь, к центру композиции  - это могут быть стволы деревьев, раскидистые всполохи кустарника, упругие тела машин, стена здания и т.д. А в глубине каждой картины разворачивается дальнейшее действо - белизна снега искрится рефлексами, между листьев струится воздух, металлическая поверхность автомобилей  отражает свет ночных фонарей или сверкает вода сквозь стеклянную поверхность вазы с букетом цветов… В. Кошелев всякий раз идёт от своих переживаний, не повторяясь, но  всегда открывая новую страницу своего внутреннего мира.

Так, например, в «Белом снеге» художник связывает разнонаправленными серо-голубыми тенями, лежащими на снежной поверхности переднего плана, покатый бок автомобиля, стоящего на кипенно-белом островке, с группой деревьев, написанных энергично-упругими ударами кисти. Именно эти оливковые стволы, наиболее отчётливо выявленные благодаря сиренево-голубым рефлексам, лежащим на заснеженном доме и заборе, своей неровностью и вертикальной заданностью, усиленной тянущимися ввысь тонкими ветками, задают чуткую трепетность, переливчатость,  неустойчивую изменчивость  природного и внутреннего состояния. Цветовой и световой акцент на вершине одного из стволов, ветки которого тонут в прохладных бело-голубых снежно-воздушных потоках, концентрируя вокруг себя силовое поле, образует устойчивое неравновесие графического листа. Силуэт почти бесплотной человеческой фигуры, стремительно летящей по тропинке слева, усиливает общее впечатление внутренней пульсации, а сложное взаимодействие вертикальных (деревья, облака, просветы неба, труба,  углы здания, фигура), горизонтальных (сугробы, тени, забор), диагональных (крыша, ветки) ритмов с сочетанием упругой пластики автомобиля, помноженное на хроматическо-ахроматические, цветовые, теплохолодные контрасты, позволяет звучать акварели подобно симфоническому оркестру.

Художественной  манере Владимира Кошелева свойственны легкость и быстрота исполнения, умение отражать материальную основу различных предметов и фактур, точность рисунка и композиции, тонкость в передаче эмоций. Подлинную магию созидания мира можно наблюдать в произведениях  этого удивительного уральского художника, дающего столь редкую в современном мире возможность прикоснуться к предельным основаниям своего «я» - через общение с красотой природного мира.

 Галина Шарко