ВЫСТАВКА "ПРАВОСЛАВНЫЙ МИР"
Итоги выставки
Православное богослужение — это синтез искусств. Красота как Слава Божия наполняет храм. Церковная архитектура и фресковая роспись, иконопись и древнерусское шитье, церковное пение … и поэзия церковных песнопений, искусство облачений и пластика движения церковнослужителей… — все слито в единое служение Богу и Красоте.
Это Искусство не только утешающее, но и действенное, не только символическое, но и преображающее. Преображающее его значение с особой силой осозналось в русской душе, которая дала ему и пророческое выражение в вещем слове Ф. М. Достоевского: "Красота спасет мир". Красота эта есть явление Красоты духовной, которая считается одним из критериев православной церковности
Митрополит Питирим (Нечаев)
С 6 июля по 6 августа в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России прошла выставка «Православный мир»:https://www.youtube.com/watch?v=FZnJp8XKnac , ставшая частью программы фестиваля «Царские дни», проходившего на Среднем Урале в июле 2018 г. Мероприятия фестиваля были приурочены к 100-летию расстрела семьи последнего российского императора Николая II.
В экспозиции были представлены произведения членов Свердловского регионального отделения Союза художников России, которые работают как в рамках православной традиции, так и светского искусства. Однако все работы объединил православный храм. В экспозиции присутствовали неотъемлемые элементы литургии (иконы, облачения, другие предметы культового действа), росписи внутреннего пространства и образы церквей, запечатлённые художниками и ставшие ядром пейзажа. Именно Церковь является аккумулятором смыслов и выразителем важнейших идеалов и ценностей православия.
Христианство зародилось на Ближнем Востоке, две тысячи лет назад, в основе этой религии - вера в Иисуса Христа, Богочеловека, Спасителя мира. Главный источник христианского вероучения - Священное Писание, или Библия, особенно её вторая часть - Новый Завет, и ряд иных источников (Священные Предания, писания Отцов Церкви и др.). Христианство утверждает вечную жизнь стремящейся к Богу человеческой души, которую земное бытие подготавливает к вхождению в Царство Божье. Церковь, согласно ещё Августину Аврелию (раннехристианский отец Церкви 4-5 вв..) - это Царство Божие на земле, поскольку объединяет людей, любящих Бога, стремящихся к нему и распространяющих эту любовь на окружающих, это тот «Небесный град…, где истинное и полное счастье, которое есть дар Божий».
Все формы церковной культуры, с начала возникновения, имеют символический характер, поэтому требуют знания сакральных смыслов, которые раскрываются только в процессе длительного погружения в суть религии. Русь обрела христианство в византийском варианте, на который наложила особенности своего мировосприятия. Важно, что по прошествии двух тысяч лет христианские традиции не прерываются, а по-прежнему отвечают на самые важные, смысложизненные вопросы, задают камертоны ценностей, формируют идеалы.
Выставка «Православный мир» - убедительное тому доказательство. Важнейшая часть экспозиции - работы сестёр Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, членов секции церковного искусства Союза художников России, трое из которых - монахини Еммануила, Паисия и Порфирия - вступили в Союз художников в 2018 г.
Монастырь ведёт свою историю с конца XVIII века, с момента появления богадельни при кладбищенской Успенской церкви. В 1809 г. по Высочайшему повелению община была преобразована в заштатную третьеклассную общежительную женскую обитель - Ново-Тихвинскую, впоследствии ставшую штатным монастырём, в котором проживало более 1000 насельниц. До революции в обители действовало несколько мастерских - иконописная, трафаретная, вышивальная, росписей по фарфору и ткани, столярная и др. В 1922 году монастырь был закрыт, в 1994 году возрожден, в 2013 г. освящён в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Сестрами обители, в которой успешно работают иконописная и вышивальная мастерские, были созданы эскизы росписей собора Александра Невского и церкви «Всех скорбящих Радость», затем силами монахинь, приглашённых мастеров и прихожан, оба храма были возрождены вночь.
Новое внутреннее убранство собора Александра Невского (памятник архитектуры позднего классицизма, возведённый по проекту М. Малахова), украшенное росписями, мозаиками, полудрагоценными и поделочными камнями, мраморной и деревянной резьбой, словно воплощает идею присутствия Града Божьего на земле. Композиции на библейские сюжеты, размещённые в пространстве собора в соответствии с византийским каноном, напоминают о земной жизни Христа, отражают особенности литургических традиций, удивляют неожиданными эстетическими решениями и высоким профессиональным уровнем исполнения работ, разнообразием материалов и фактур храмового убранства. (Согласно христианской символике, храм – это корабль спасения, который несёт верующего под знаком креста в Царство Божье). В экспозицию «Православный мир» вошли эскизы росписей купола и подкупольного пространства собора А. Невского, запечатлевшие образы Христа-Пантократора, ангелов и архангелов, святителей Земли Русской.
Иконы «Спас во гробе», «Воскресение», «Рождество Христово», «Спаситель» написаны с соблюдением всех правил иконописания (плоскостность и деформированность фигур, устойчивость композиционных решений, цветовая символика, особенности технологии создания), но это не ограничивает авторов, наоборот, позволяет им более глубоко выразить личное отношение художника - через особую проникновенность письма, пластическую выразительность, тонкую колористическую нюансировку.
Кроме того, монахини представили редкие копии фресок храмов XIV века - великомученика Георгия в Старо Нагоричино (Македония) и святых Иоакима и Анны в монастыре Студеница (Сербия), несущих образцы византийского письма, поэтому особенно интересных для зрителей.
Высочайшим профессионализмом и тонкостью проникновения в символическое содержание изображаемых сцен поражают работы вышивальной мастерской монастыря - иерейские облачения («Литургия Ангелов» и «Святительское»), плащаница, воздухи «Благовещение», «Преображение», икона святых Царственных страстотерпцев, выполненные шелковыми и металлизированными нитями. Элементы культа, предназначенные для церковной службы, они дополняют гармоничное звучание всего литургического действа, включающее не только визуальный ряд, но и звучащее слово священника, хора певчих и прихожан, внося ноты торжественности, величия, радости или скорби.
Значительную часть экспозиции занимают фотокопии внутреннего пространства Храма Всех святых, в земле Российской просиявших, росписи которого осуществляли уральские художники под руководством Т. Водичевой: С. Антонов, Д. Белогуров, Е. Богомолова, О. Водичева, Е. Липихин, О. Мухачёв, Ю. Томилова и др. Храм был возведён на месте расстрела царской семьи (над проектом трудилась группа архитекторов, инженеров и других специалистов) и является величайшей святыней уральской земли. Фотоматериалы росписей храма Всех святых (сюжеты: Благовещение, Богоявление, Воскрешение Лазаря, Вознесение и др.), а также внутреннего убранства Свято-Троицкого мужского монастыря (с. Тарасково, Свердловская область), Успенского кафедрального собора в Ташкенте позволяют увидеть разные храмы в разных городах, но выражающие одну идею.
Эскизы и фотоматериалы росписей Патриаршего подворья (духовно-просветительский центр «Царский») под авторством Н. Шушалыкова позволяют проследить путь от начального эскиза до воплощения в пространстве. Сюжетные композиции: «Куликовская битва», «Преподобный А. Рублёв», «Житие Св. преподобного Серафима Саровского», «Житие Симеона Верхотурского», «Троица ветхозаветная», «Искушение Христа», «Брак в Кане Галилейской», «Тайная вечеря», «Притча о смоковнице» и др. воссоздают зрительные образы Евангелия и отечественной истории, делая их близкими и более понятными современному зрителю.
Яркой страницей экспозиции «Православного мира» является творчество И. Бурлакова и М. Косенковой - фотоматериалы экстерьеров храмов Новосибирской и Свердловской областей, запечатлевшие образы Спасителя, Богоматери, апостолов, святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, Минина и Пожарского и др.
На выставке можно познакомиться с учебными работами студентов реставрационного отделения СХУ им. И.Д. Шадра, которое было открыто в 2005 г. Основная сфера деятельности студентов и выпускников - это спасение, сохранение и введение в научный оборот произведений темперной живописи, поврежденных или разрушенных временем, вредными условиями бытования или другими причинами. С 2005 г. студенты работают над реставрацией икон храма Николая Чудотворца из с. Быньги Невьянского района, на сегодняшний момент году проведена реставрация 40 икон, памятникам возвращена новая жизнь и теперь они украшают интерьер храма. Фотоматериал, демонстрирующий поэтапное восстановление икон, а также прориси, иконы и копии произведений на библейскую тематику, выполненные силами студентов, позволяют прикоснуться к живой истории и оценить сложность обретения профессии реставратора, требующей специальных художественных, культурологических, религиоведческих и технологических знаний и мастерства.
В экспозиции присутствует творчество тех уральских художников, в чьих работах которых православный мир обретает современное звучание: В. и Л. Анциферовых, И. Бурлакова, О. Вострецова, А. Ефремова, В. Косьянковской, В. Кошелева, В. Лузина, Ю. Непокрытой, А. Сивкова и др. В каждом живописном или графическом произведении запечатлён образ Церкви, ещё раз доказывая, что храм - это место, где концентрируются жизненно важные смыслы, аккумулируются ценности горнего мира, сгущается духовная энергия, осуществляется служение высшим идеалам. Образы церквей в интерпретации художников - всегда центр композиции, организующий окружающее пространство; пластическая выразительность куполов и колоколен, их вертикальная ориентированность, сияющая белизна или красочность стен усиливают доминирующую роль храма в каждой работе, при этом в любой картине или графическом листе, сообразно художественному языку автора, выражена его лирическая интонация.
В работах Алексея Ефремова обязательно присутствует образ Храма, воплощающего важнейшую ценность человеческого бытия, одухотворённого и осмысленного в соответствии с высшими смыслами горнего мира, отчего от картин исходит особое чувство созвучия, согласия - с природой, окружающим пространством и другими людьми.
В. Лузин запечатлел образы церквей Урала – в с. Нижняя Синячиха, с. Арамашево, г. Реже. Огромную роль в графике этого художника играет небо с его интенсивной жизнью: передвижениями облаков в безграничном пространстве, отношениями света и тени, солнечных лучей и мрачных туч, ярких всполохов и тончайших градаций световоздушной среды. Лучи - особая смысловая и ритмическая доминанта: геометрически чёткие линии, сияя, заполняют небо, пронзают его, достигают земли и одухотворяют её; это своего рода медиатор, посредник между мирами, трансформирующий реальность, переводящий в пространство невидимого физическим, земным зрением горнего мира. Источником же небесного света является Храм…
Формы чёрно-белых графических листов «Ангел-I» и «Ангел-II» В. и Л. Анциферовых, выполненные в технике шелкографии, обобщёнными формами словно являют свет как духовную субстанцию. Миниатюрные пейзажи О. Вострецова, написанные темперой, звучат камерно и очень интимно, требуя неспешного разговора и самоуглубления, а графика А. Сивкова, В. Косьянковской, наоборот, привлекают своим драматизмом. Работы В Кошелева, Ю. Непокрытой, А. Рахимовой, Д. Округиной, В. Сысоева, А, Томилова и др. указывают на широкую географию православного мира, удивляют особыми ракурсами и ярко выраженным авторским отношением.
Особый интерес представляют графические эскизы церковных ювелирных украшений, входящих в часть облачения священнослужителей – служебные и нательные кресты, ладанки, украшения с образами Богоматери, Спасителя, святых, выполненные А. Поповым и В. Игнаткиным.
Галина Шарко, искусствовед