МОЛОДЁЖНАЯ ВЫСТАВКА "СПОРТ"
Итоги выставки
С 13 июня по 2 июля в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России прошла молодёжная выставка «Спорт».
В экспозицию вошло 28 живописных и графических работ, в которых авторы представили интепретации темы здорового образа жизни и физической культуры. Два десятка молодых художников представляют зрителям как своё видение разных видов спорта, так и выражение общественных настроений gпо отношению к масштабным государственным спортивным проектам.
Тема спорта в изобразительном искусстве имеет длительную историю – скульптурные изображения древнегреческих атлетов, воплощающих принцип калокагатии (гр. «калос» - прекрасный, «агатос» - добрый), много веков назад стали для европейской культуры каноническими. Калокагатия предполагает гармонический идеал физически прекрасного человека, имеющего ярко выраженные гражданские добродетели - служение обществу посредством его защиты (честь, доблесть, мужество, отвага - непременные атрибуты греческого воина) и участия в политической деятельности.
Аспект гражданского служения становится фокусным в отечественном искусстве советского периода, сразу после Октябрьской революции в нём появляются образы, воспевающие новый тип человека (это связывается с социалистической идеологией) - гармонично развитую личность, наполненную силой и мощной энергией созидания нового мира, где преодолеваются эгоистические устремления, социальное неравенство, несправедливость. Атлетически сложённые юноши и девушки А. Дейнеки, С. Лучишкина, С. Луппова, Ю. Пименова, Г. Ряжского, А. Самохвалова и др. завоевали сердца зрителей и стали примерами для подражания миллионов советских граждан, открывающих для себя новые горизонты жизни. Бегуны, лыжники, борцы, парашютисты, футболисты, гимнасты, теннисисты, воплощая физическое нравственное совершенство, вдохновляли на подвиги всё общество, при этом советский гражданин всегда воспитывался как человек, готовый отдать жизнь за своё государство, в том числе, и на войне. Сопряжение атлетического и гражданского пафоса в Советском Союзе наполняло мир физической культуры высоким духовным содержанием, к тому же занятия спортом были общеобязательны и массово доступны. С течением времени градус общественного служения, конечно, стал снижаться, образы атлетов стали иными - индивидуализированными и психологически более глубокими (можно вспомнить живописные работы Д. Жилинского и Т. Яблонской), но идея воплощения в физически тренированном человеке гармонии между телом и духом все же не потеряла актуальности.
К сожалению, на современном этапе спорт в России является в основном коммерческим - в публичном пространстве он формально популярен, но занятия доступны далеко не каждому - почти отсутствуют бесплатные стадионы, секции, комплексы, где не только дети, но и взрослые могли бы поддерживать физическую форму.
Молодые авторы видят спортивный мир, по большей части изображая тренировки или соревнования. Это мир динамический, наполненный движением и энергией, его отражение представляет определённую трудность для начинающих художников - требуется изрядное мастерство в сочинении композиции, передаче сложных ракурсов, решении пластических и колористических задач. И по-прежнему можно отметить две противоречивые тенденции, которые отчётливо прослеживаются на выставках молодых авторов, - с одной стороны, многие из них обладают сложившимся авторскими почерком, позволяющим проявить энергию и напор молодости, с другой, - в выставочном пространстве всё же внятно звучат ноты ученичества и ретроспекции, некоторого подражания, что вполне объяснимо, ведь многие участники выставки – студенты или недавние выпускники художественных учебных заведений.
В 2018 г. Екатеринбург стал одним из футбольных центров России, поэтому данная тема, пусть и не солирует, но присутствует в экспозиции: картины Е. Нетребы и Р. Саржанова подкупают неожиданными ракурсами и смелыми колористическими решениями, а ироничный холст К. Бородина «Про футбол», где на чёрном фоне разевают клювы резиновые утята, увидевшие мяч, сначала вызывает улыбку, но потом заставляет задуматься о двусмысленности масштабных спортивных мероприятий в обществе потребления. Вертикальный формат картины, размещение мяча в верхней её части, рифмовка чёрно-белого шара с вытаращенными круглыми глазами утят демонстрирует убедительное умение молодого художника подчинить композиционное и колористическое решение общему замыслу.
Не обошли авторы стороной и реконструкцию «Екатеринбург-арены», круглая форма которого вдохновила многих художников. Эффектное цветовое столкновение оранжевых разлапистых конструкций стадиона в синим фоном неба выделяет в экспозиции работу М. Фёдоровой.
Подкупает лирическое звучание холстов А. Манукян, А. Никифоровой, которые пытаются передать динамику бега, «Поиграем» Д. Округиной, «Братья» И. Усачёва и др. Студентка Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра А. Соловьёва в живописной работе «Урок физкультуры» очень точно уловила характеры персонажей - преподавателя училища В.В. Курчанова, более сорока лет самоотверженно служащему своему делу физического воспитания, и стоящих напротив учеников, смотрящих на него кто дерзко, кто лениво, а кто обречённо.
Запоминаются картины Е. Ивановой, Е. Нетребы. А. Пичугина, М. Поповой, П. Фомина и др. - при помощи живописной палитры они демонстрируют многообразие палитры спортивной.
Пространство выставки «Спорт», наполненное радостью движения, энергией и напряжением, усилиями и преодолением трудностей, юмором и смелостью, вызвало большой зрителей и, возможно, вдохновит их на физическое и духовное совершенствование.
Галина Шарко