Сегодня: 05-12-2024

V ВЫСТАВКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА


Итоги выставки

С 19 мая по 10 июня  в большом зале Свердловского регионального отделения СХР работала V выставка экспериментального искусства, уже традиционно проходящая на СХР в мае, в Ночь музеев. Она представила результаты творческих поисков ряда авторов, которым недостаточным является изобразительный язык устоявшихся видов изобразительного искусства. Используя арсенал как традиционных, так и современных материалов, опираясь на опыт экспериментаторов XX века - от лирических абстракций до оп-арта,  -  художники постоянно ищут свой путь в искусстве и предлагают зрителям оценить результаты их открытий. Многие экспоненты, имея за спиной годы академических штудий, не останавливаются на достигнутом; глядя  в будущее, они распахнуты для новых творческих дерзновений. Некоторые авторы, недавно овладев художническим инструментарием, ещё нащупывают свой путь, предлагая зрителю взглянуть на окружающие реалии с нового ракурса.

Экспозиция, включающая арт-объекты, целиком заполняющие выставочный зал - от плоскостей стен до мерцающего световыми потоками потолка, превращают его пространство в таинственный мир переживания зрителем незнакомых эмоций, открытия им новых телесных ощущений, трансформаций его обыденного сознания.

 

Участники выставки:

 Андрей Баландин

Игорь Кузнецов

Владимир Ганзин

Светлана Ганзина

Сергей Ермолаев

Оксана Жмаева

Ирина Захарова

Ксения Кириллова

Сергей Кияница

Анатолий Корнилов

Сергей Лаушкин

Игорь Лекомцев

Андрей Лиходед

Пётр Малков

Ваган Маргарян

Алексей Перминов

Екатерина Поединщикова

Мария Попова

Алексей Потоскуев

Творческая группа «RAYONS»:

 Иван Максимов, Никита Парунин, Денис Петров,

Антон Путков

Андрей Семериков

Александр Сивков

Алиса Скворцова

Артём Соломин

Творческая группа «TENEBRIS»:

 Юлия Антонова, Дарья Заитова, Екатерина Раздьяконова

Игорь Усачёв

Алёна Фёдорова

Татьяна Фёдорова

Олеся  Хрущёва

Елена Шашмурина

Елена Шемякина

Ирина Шминке

Станислав Шминке

Игорь Яцук

Оксана Жмаева в технике обматывания (проволока, пряжа, синтепон), позволяющей оторвать  настенное панно от вертикали, представляет два арт-объекта - «Venus - богиня весны и садов» и «Сквозь листья в небо, или Между небом и водой», предлагая взглянуть на окружающий мир под другим углом, вернуться в детство и очистить свое отношение к миру от напластований обыденности.

 

Ксения Кириллова в работе «Ваш любимый кофе» совмещает жизненную сцену, инсталляцию и перформанс. Автор считает, что современному зрителю, пресыщенному изобилием изображений, для того что бы оценить и запомнить картину, уже не достаточно просто увидеть ее - ему хочется взаимодействия, интерактивности музейного экспоната. Здесь присутствует образ  девушки стажёра, осваивающей профессию бариста, одну из самых популярных среди молодёжи современности. Взгляд персонажа вызывает на диалог, заставляя остановиться и поразмышлять о поиске места молодого человека в современном мире, о том что зачастую поговорить с незнакомцем в кафе проще, чем с близкими,  и о том,  как  не хватает тепла и радости в повседневности и о том, как люди пытаются восполнить этот недостаток горячим «кофе с собой». 

 

Игорь Лекомцев  в  «Ритме пульсирующего света» обнаруживает, что за кажущейся простотой скрывается скрупулезно построенная работа. На основе математическoго рассчета количества точек, задающих ритм, использования законов оптики (для создания перехода полутонов фона с визуальными эффектами) и принципa работы человеческого глаза, добавляющего промежуточные цвета, автор предлагает увидеть неоднозначную  картину при разном расстоянии всматривания (диагонали выпуклых точек или светящаяся сфера). «Переплетение», построенное на контрасте ровной поверхности фона и рельефа графических линий, создаёт эффект визуального напряжения. Картина посвящена сложностям  человеческих взаимоотношений.

 

Ирина Манерова предлагает зрителям триптих  «Африканский слог». Африка  считается прародиной человечества, где до сих пор сохраняется связь с первичной слиянностью человека и природы. Накопленная мудрость поколений  отдельных племен воплотилась в узоры, которые являются отражением их обыденной жизни - умельцы африканских племен могли расписать на ткани историю жизни поколения или перенести узоры, защищающие человека от болезни, несчастья, злого рока. Орнаменты Африки, с их сочетаниями насыщенных цветов и разнообразных геометрических форм, повлияли на мышление современных художников и дизайнеров. «Африканский слог» - это дань уважения народным умельцам, воплощённая на современный манер с использованием атрибутов современных течений и субкультур (творчество группы Die Antwoord, работы фотографа Роджера Баллена).

 

Анжелика Лях  с арт-объектом «Лета» размышляет о времени. Время - друг и враг, оно беспощадно, забирает жизнь, молодость, любимых... но в тоже время, оно забирает боль и плохие воспоминания, освобождая от груза прошлого, дарует надежду и веру в будущее. Время -  безмятежная река, остановить поток которой человек не в силах. Природа времени до конца не изучена,  само по себе оно потрясающе-удивительно, относиться к нему можно по-разному, но быть равнодушным точно не возможно!

 

 Композиция «Груди Артемиды» Андрея Лиходеда и Елены Шашмуриной  - интерпретация скульптуры Артемиды Эфесской - предлагает зрителю послушать, как звучит история сквозь тысячелетия.  Для этого зрителю всего-то надо ударить в символичный гонг и отойти на несколько шагов назад, чтобы увидеть новуюАртемиду.Иллюзия  объема, вызванная ошибкой в зрительном восприятии, обусловленная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа как представление об истории - дополненное, додуманное, доанализированное, недостоверное.

 

Анатолий Перминов играет с темой путешествия героя, ставя на философскую платформу (идеализм Платона, христианский символизм и детерминизм) литературные сюжеты миф о Прометее и легенду о Данко. «Выбор» - это размышление о выборе каждого на самоопределение, попытке найти себя. Работы, посвященные видовому разнообразию культурных артефактов, затрагивают поэтику объекта. Мотив повторения и несоразмерность возможного выбора отражает сложность взаимодействия человека и объекта: последний способен ускользать от человека и всячески препятствовать адекватному восприятию. Символический подтекст выбранного объекта также свидетельствует о неуловимости и пластичности формы. Шариковая ручка - это универсальный инструмент, который сначала позволил копировать увиденное в жизни,  а спустя некоторое время позволил высказаться и поделиться своими мыслями со зрителем.   

Татьяна Фёдорова экспериментирует с кукламиКукла - маленькое подобие человека, со своим характером и причудливым образом, который меняется от того, как на неё реагирует зритель. Она всегда существует в общении, всегда притягивает к себе внимание, даже перестраивает интерьер под себя, можно достроить её историю, взять в руки, придать  позу, переодеть. кукла Татьяны Фёдоровой  - посредник между человеком и интерьером, она как будто собирает, стягивает к себе маленькие кусочки ткани, пуговки, нитки, которые складываются в костюм, оформляются в руки, ноги, и особенно концентрируются в лице, поэтому лицо - это центральная, главная живописная часть куклы. Лицо - это картина, а тёмные лица у кукол потому, что собрали в себе все краски человеческих переживаний.

 

Ирина Захарова и Алиса Скворцова, работая в стиле Art-Dispose (Искусство утилизации)обыгрывают темы Яблока и Женщины как символов новой жизни, зрелости, любви и тайны, включая в композицию уже ненужные вещи, которые обретают новую жизнь.

 

Екатерина Поединщикова представила зрителям полиптих «Цветы». Авторская манера исполнения послужила родственной основой для органики в виде хищных цветов сложных оттенков и фактур. Обращение к цветочной теме  -  эксперимент - технический и пластический. Ключевым материалом здесь выступает крупнозернистый песок, который примешивался к предыдущим красочным слоям или насыпался на них. Образ  главных героев картин сформирован из подтёков масляной и акриловой красок, слиянием и смешением различных фактур: гладких и шероховатых, матовых и эмалевидных. Лепестки диких растений наделены бойцовским характером, их оружие - это царапающие ладонь плотно сомкнутые бутоны или островки почвы. Изображённые живые организмы, несмотря на декоративную структуру многочастного полиптиха, совсем не декоративны по внешней оболочке. Их несъедобный колорит в болотно-зелёных, асфальтно-серых и кроваво-красных оттенках призван предостеречь эстетов, ещё не знакомых с её величеством Senhora Belladonna, но уже ожидающей встречи со зрителями на новой выставке художника.

 

 (Александр Сивков в инсталляции «Каменная летопись Урала» представил  пространственную композицию, выполненную из бумаги (папиробъект).                                                                                                                Это свитки с визуальными  текстами и рукописные книги с большими рукотворными страницами, на которых записана и зарисована история Уральского края, начало которой уходит к далекому бронзовому веку. Сама поверхность наскальных рисунков «писаниц», нанесенных на скалах по берегам рек Ай, Белая, Вишера, Исеть,  Нейва, Тагил, Реж  выветрилась, покрылась окисными солями и  вымылась со временем. Места эти были местами особенными, где люди разговаривали с богами, приносили жертвы, проводили обряды. Таким образом появлялись некие палимпсесты, сотворенные человеком и природой, где на утраченных местах появлялись  новые рисунки другого времени. В результате появлялась многослойная знаковая живопись. Части папиробъекта - это многослойные палимпсесты создаваемые нанесением, вымыванием красочного слоя и далее записываемого новыми знаковыми изображениями и структурами. В результате появляется знаковый графический текст на длинной складывающейся книге или свитке, а весь комплекс представляет собой историю развития Уральского края в определенном временном пространстве. 

 

 

 

Елена Шемякина в композициях «Рождённый из пепла» и «Ночная Арктика»  представляет   условные  образы за счет соединения  произвольных натеков жесткого титана с мягкой кожаной основой, которые  образуют собой пластическое взаимодействие с помощью цвета.

 

Группа Tenebris в составе Юлии Антоновой, Дарьи Заитовой, Екатерины Раздьяконовой представляют инсталляцию «Три взгляда». Перед художниками стояла задача провести своеобразный эксперимент с использованием различных изобразительных средств, не обсуждая свои действия, друг с другом. Для его чистоты авторы не согласовывали между собой творческие решения, материалы - каждый выполнял свою треть работы, после чего полученные наработки составлялись в единое произведение. Данный прием несколько напоминает принцип музыкального дробления на сэмплы и последующего их обобщения в композиции, что отсылает к традициям раннего сюрреализма и скандального искусства Ready-made одновременно. Именно куб для арт-эксперимента авторами творческого объединения Tenebris был взят неспроста, ведь именно куб, рассматриваемый, как геометрическая фигура, в метафорическом смысле олицетворяет собой сочетание многогранности и жесткой ограниченности. Комбинация из трех кубов представляет своего рода аллюзию на трех китов из космогонической мифологии, на могучих спинах которых держится плоский мир.

 

Игорь Усачёв в работах «Механика времени» и «Мишень»  размышляет, каким образом механизм в тире приводится в действие и что произойдёт, если попасть в рыцаря на белом кибер-коне, а также рассматривает концепцию времени как механизма-монстра.  

 

Алёна Федорова  считает, что деменция, как болезнь, приобретенное явление. Утрата знаний и навыков происходит из-за пагубного окружения или возрастных застоев. «Деменция реальности» - это отображение жизни в наихудшем ее проявлении о выборе  стандартного мышления, загоняющего в рамки, это бесконечные вопросы, порождающие грязь, это лицо времени.