ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ВИКТОРА КАЛИНИНА
Итоги выставки
С 15 марта по 6 апреля в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России, в рамках биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО-III», прошла персональная выставка Виктора Калинина. Автор представил выполненные в смешанной технике графические работы, созданные во время поездки во Францию в 2013 г.
Московский художник Виктор Калинин родился в 1946 г. в селе Залесово на Алтае. В 1960-1962 гг.. учился в художественном училище им. В. И. Сурикова в Красноярске, в 1962-1965 гг.. - в художественном училище Нижнего Новгорода, в 1971 г. окончил Московское художественно-промышленное училище (б. Строгановское), кафедра монументальной живописи.
Виктор Калинин - действительный член Российской академии художеств (2007),член Президиума Российской академии художеств (2012), Первый вице-президент РАХ (2017), заслуженный художник РФ (2013), член Московского союза художников (МСХ) (1975), член Правления МСХ (с 2006), член Московского союза писателей (2011).
Участник международных художественных симпозиумов и арт-салонов в Великобритании, Венгрии, Дании, Норвегии, Польше, США, Франции, Швейцарии, участник групповых выставок более чем в 30 странах мира, автор более 20 персональных экспозиций в России и за рубежом.
Имеет ряд наград: Серебряная (2001) и Золотая медаль (2007) РАХ, медаль «Шувалов» РАХ (2010), медаль СХР им. В.И. Сурикова (2012), медаль МСХ «За развитие изобразительного искусства» (2010), золотой крест РАХ «Орден за служение искусству» (2013), медаль РАХ «За заслуги перед Академией» (2016), медаль «За заслуги перед обществом» (2016).
По словам доктора искусствоведения А. Толстых, «в работах Виктора Калинина время словно бы останавливает свой ход, и перед зрителем разворачиваются не столько отрезки времени, а скорее состояния различных элементов мира». Здесь нет любования внешними качествами появляющихся граней окружающего бытия, это, по большей части, попытка выявить сущности представляемых процессов. Графика В. Калинина - это сложный, многоаспектный, разноголосый полилог художника с миром, в котором он размышляет, с одной стороны, об общечеловеческих, обращённых к каждому проблемах, с другой, ставит сложные вопросы сугубо художнического измерения - отношений автора с Богом, меры его ответственности перед Всевышним, степени воздействия на человеческие души, глубины проникновения в тайны жизни и творчества.
Работам В. Калинина свойственна целостность восприятия и убедительная органичность высказывания, где одинаково важными становятся непосредственность восприятия чувственно-материального мира и мастерство высшего порядка, раскованность владения формами, позволяющие воплощать как эпические события, так и самые тонкие и неуловимые градации глубинных смыслов и переживаний. При этом следует отметить, что драматизм высказывания, скорее, отражает эмоциональную чуткость и трепетность восприятия художника, нежели его конфликт с миром - удивительна наполненность графических листов Калинина живой, дышащей, одухотворяющей светоносностью красок.
Перед зрителем словно оживает космическая энергия, сгустки которой фиксируются в резких, энергичных мазках мастихином. Синкретическое сопряжение абстрактных линий, пятен, мазков, всполохов цвета словно выявляет из неструктурированной массы первичных стихий рождение неких, едва улавливаемых форм реальности; по мере всматривания в красочную поверхность оживают элементы мира (небо, светила, складки гор, моря, вихревые воздушные потоки, струи воды, дороги и т.д.), проступают обретающие тяжеловесную плоть контуры человеческого тела, проявляются лица, ещё спящие, с невидящим взором, но уже готовые развернуть свою потенциальную энергию на антропное становление, чтобы засветить лики и одухотворить плоть.
Цельность, неразрывная спаянность формы и содержания цветовых экспрессий, трансформация пространства-времени, сгущение сокровенных смыслов, интонация масштабного звучания в работах В. Калинина подчёркивают связь с монументальным искусством христианства, где натурные импульсы воплощаются в мистерии духа. Свободные открытые композиции, подвижные вибрации цвета, образующие вихревые потоки, экспрессивные ритмы дают широкий спектр иносказаний и ассоциаций и порождают дрейф устойчивых значений изображаемого. Огромную роль в образной ткани графических листов играет семантика цвета, в которой сфокусирован христианско-религиозный символизм иконы и фрески. В одном из листов из серо-сиреневых, оливково-зелёных, пурпурно-коричневых цветовых масс разнонаправленными резкими штрихами, широкими ударами кистью, энергичными всплесками мастихина, чуткими касаниями пальцев рождается странная, тонущая в перистых потоках неясной субстанции фигура с непроявленным свечением лика. Несколько цветовых акцентов - лазоревого, жёлтого, синего, белого - словно выявляют скрытую трансформацию антропно-ангельской сущности, их неразрывную связь. Иногда женское тело, вылепленное теплыми охристыми округлыми массами, уподобляется складкам гор, выступающим на синем фоне то ли неба, то ли океана и позволяет читать его пантеистичеки. Влияние монументального религиозного искусства (и, очевидно, образования автора) очень ощутимо там, где поверхность листа словно уподобляется иконной доске, а вертикальная вытянутость фигур напоминает об особенностях христианской иконографии, сложное, активное цветовое поле, образующее горение красного, пурпурного, розово-жёлтого, фиолетового, придаёт изображению хоровое звучание, лишённое духовной апатии. Виктор Калинин - художник, остро чувствующий время, подобно барометру фиксирующий проблемы конкретного момента, но, вместе, с тем, обращён к вечности. Размышляя о неизменных вопросах человеческого бытия, он аппелирует к современникам силой цветовых экспрессий, выводя их из дремотного состояния на уровень «мыслящей субстанции», обладающей живым, трепетным, пульсирующим, чутким на чужую боль человеческим сердцем.
Графика В. Калинина - философское высказывание автора о природе и сущности мира и человека - воплощает самую важную, очищенную от случайностей суть, целиком захватывает зрителя и заставляет его переживать мучительные восхождения духа, требующие смелости, дерзновения и усилий.
Галина Шарко, искусствовед