Сегодня: 05-12-2024

ВЫСТАВКА НОМИНАНТОВ ПРЕМИИ ГУБЕРНАТОРА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ЗА 2017 г.


Итоги выставки

С 20 февраля по 9 марта в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России прошла выставка номинантов премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства за 2017 год. В экспозицию вошли работы девяти художников,  внесших свой вклад в развитие современного изобразительного искусства Урала, представивших художественные проекты от общественных организаций, фондов или учебных заведений.  В. Абрамов, К. Глазырин, Л. Кружалова, О. Орешко, А. Ремезов выдвинуты  Свердловским региональным отделением Союза художников, А. Елецкий - Ирбитским государственным музеем  изобразительных искусств, Т. Кулешова - Свердловским региональным отделением Международного фонда славянской письменности и культуры», С. Сапегина - Екатеринбургской детской  школой искусств  № 11 им. Е.Ф. Светланова», Л. Сгибнева - Екатеринбургским общественным фондом «Художественный фонд».

 

1.Владимир Абрамов представлен в экспозиции серией акварелей «Синие горы», созданных с 2006 по 2017 гг.. под впечатлением от самобытных видов природы в окрестностях Чусового, расположенного на одноимённой реке старейшего села Свердловской области, виды которого воспевают уже многие поколения уральских художников. Из 70 листов серии более 20 выполнены в 2015-2017 гг..

В данном цикле художник не случайно избирает осень, когда природа, готовясь к зимнему мертвенному оцепенению, словно выплёскивает в избытке свои последние яркие краски, удивляет многоцветным горением, а воздух, становясь особенно прозрачным, позволяет видеть на горизонте горы, растворяющиеся в голубой дымке небес. Название серии многомерно-содержательное, отражает восприятие автором преходящей природной красоты на уровне философско-метафизического осмысления. Все композиции «Синих гор» тщательно продуманы и удивляют своим разнообразием и тщательной проработкой планов, последовательно разворачивающихся перед взглядом зрителя.

Художник строит пространство, которое материализует душевные коллизии восприятия природы, каждая отдельная работа словно демонстрирует мысль о том, что художник - творец мира, являющийся её духовным центром и организующим началом его структуры. Пульсация световых пятен, раскованная палитра и её экспрессивные тональности, некоторая интенсификация цвета точно улавливают короткий момент бурного цветения осени и позволяют выразить подвижность и изменчивость световоздушной среды. При этом художнику удаётся избежать многоречивости и ненужной детализации, позволяя видеть в конкретном пейзаже выявить сущностные характеристики природных закономерностей.

Непостижимость ритмов и законов окружающего мира, преклонение перед величием высшего замысла, восторг от явленной красоты Владимир Абрамов выразил в своеобразном гимне своих акварелей, передавая не только сдержанно-величественную, самобытную мощь природы Урала, но и воплощённые в цветовые симфонии собственные волнительные  переживания.

 

2. К. Глазырин приурочил авторскую коллекцию ювелирных украшений «Чёрный квадрат» к столетнему юбилею выставки «0,10» (где впервые появилась одноименная картина К. Малевича), посвятив её всем русским художникам и теоретикам абстрактного искусства XX века. Импульс, заданный  в начале столетия,  оказался настолько мощным, что не утратил своей актуальности и сегодня. Автор «Чёрного квадрата» К. Малевич сформулировал суть идеи: «…я преобразился в нуль форм и вышел за нуль к беспредметному творчеству». Квадрат стал для него основной, базовой формой, супрематической единицей, лежащей в основе нового искусства. Дальнейшее развитие идей супрематизма повлияло на то, что работа с точкой, линей, плоскостью, тоном и в данный момент являются для художников разных направлений базовыми, основополагающими средствами в работе с любым материалом, а беспредметность, отказ от изобразительности привели к формированию новой эстетики в искусстве всего XX века.

Одна из важнейших задач проекта «Чёрный квадрат» - сохранение и развитие богатого художественного наследия отечественной культуры начала прошлого века. Переход концепции в формат ювелирного искусства позволил выйти философии супрематизма из стен музеев в повседневную жизнь, превратившись в часть личного пространства конкретного человека. При этом автор не копирует известные живописные полотна Малевича, а создаёт оригинальный ювелирный язык супрематического искусства, используя не только классические материалы, (золото, бриллианты), но и новые, вошедшие в обиход только в начале XXI в., например, родий и рутений. Инновационные технологии - 3D моделирование и фрезеровка по воску и др. -  позволяют добиться особой выразительности объектов, невозможной ещё в конце XX века, знаменуя тем самым эстафету прогрессивных идей от начала прошлого века к веку сегодняшнему.

Сохраняя общую философскую концепцию, К. Глазырин представил современные и в некотором смысле даже футуристические объекты декоративного искусства, формулирующие новый вектор развития современного отечественного ювелирного искусства.

 

3. А. Елецкий в серии работ «Живопись Андрея Елецкого» добивается максимальной звучности палитры, которой присущ фовистский яркий колорит с субъективным выбором открытых локальных цветов, с их контрастностью, резкостью в сочетании с упрощенностью и уплощенностью формы и пространства. В картинах А. Елецкого присутствуют исторические и библейские персонажи, символы из разных культур, реальные и фантастические животные, рыбы и птицы, пароходы, аэропланы и парашюты. Изображения часто дополнены наивными подписями-пояснениями, как предполагал это стремившийся к максимальной доступности русский лубок или как делают это в своих рисунках дети.

         В работах «Николай II с сыном в Екатеринбурге» и «Наследник» А. Елецкий фокусирует внимание на фигуре юного царевича, в образе которого доминирует хрупкость, детская беззащитность, он предстаёт как объект обережения и одновременно объект предначертанного заклания. В трогательность мотива автор вносит игру изобразительных парадоксов. В ходе переосмысления отечественной истории ХХ века «царская» тема в современном искусстве приобрела ноты сакральности, творческой исповедальности. Елецкий по-своему интерпретирует ее, в реалистической в целом подаче образов выходя далеко в пространство фантазии, смешивая бережное к ним отношение с эпатажем, серьезность переосмысления истории с ироничностью, бросая вызов традиционным схемам или же внутри них создавая свою реальность.

На холстах А. Елецкого безвестный гармонист «рвет душу» на безымянном полустанке, композитор Рахманинов отрешен и печален, а блистательный Сергей Дягилев погружен в мир собственных видений и мечтаний.

Маскарад символов и красочных метафор определяет визуальную образность всех картин Елецкого, а джазовая логика непринужденных вариаций определяет фантастический мир, игру форм и цветовых контрастов его живописи.

 

4. Серия скульптурных портретов «Горожане» Л. Кружаловой демонстрирует блистательное мастерство автора в области психологического портрета. На протяжении творческого пути Л. Кружалова стремилась отразить в своих произведениях характер современников и, в то же время, восприятие исторических и творческих личностей (художники, поэты, рабочие, инженеры, врачи, ученые и т.д.). Портреты этих современников она объединила в серию «Горожане», состоящую из 23 портретов, выполненных в 2016-2017 гг. 

Ещё в 1973 г., в связи с 250-летием города Екатеринбурга, впервые встал вопрос  о создании памятника одному из основателей города - В.Н. Татищеву. Именно тогда появились первые работы Л.И. Кружаловой, связанные с образом одного из основателей уральской столицы. В течении почти трех десятилетий скульптор создала 5 скульптурных изображений В.Н. Татищева.

В серию также входят портреты ученого-физика Б.А. Литвинова, А.В. Кружалова,  выполненные в бронзе и мраморе.

В ноябре 2016 г. состоялась юбилейная выставка Людмилы Кружаловой «Галерея портретов», куда входили скульптурные произведения из серии «Горожане». Выставка имела общественный резонанс, был показан сюжет на канале «Союз» и снят документальный фильм «Портретная галерея Людмилы Кружаловой».

Высокохудожественные скульптурные произведения Людмилы Кружаловой вносят значительный вклад в развитие современного изобразительного искусства Урала и России. Работы  скульптора находятся в музеях г. Екатеринбурга, Ирбита, Белореченска, Петербурга, Москвы и в частных коллекциях за рубежом.

 

5. Художественно-литературный проект Т. Кулешовой «Тихая моя Родина», словно «…одной судьбы двужалая стрела», включает серию поэтических и акварельных произведений, раскрывающих глубинную суть мировоззрения автора, ее взгляд на феномен русской культуры. Значительность созданных образов, виртуозность исполнения, сложность замысла проекта производят на зрителя-читателя глубочайшее впечатление. 

Поэтические образы русского пейзажа в изысканных акварельных произведениях содержательны и «архетипичны». А слово в поэзии Татьяны Петровны - живой организм, именно в нем происходит одушевление видимого мира. Поэзия - есть мысль, посеянная в теле. «Ибо сеется тело душевное, восстает тело духовное». Только в святой тишине рождается Образ. Словесный или живописный, ему нужен только покой. Тишина. Не только внешняя, но и внутренняя, которая сегодня заглушается всем, чем только можно: скоростью жизни, телевизором, гаджетами… Человек теряет ощущение себя, как творения Божьего и ощущает только как механизм, который должен выполнять определенные функции: зарабатывать, соответствовать, быть в курсе, успевать… А в акварелях Кулешовой «живет тишина, так необходимая для пробуждения человеческого сердца.

Работая над проектом «Тихая моя Родина», автор создал сложное, многогранное произведение, соединив в нем существование двух художественных миров. Философское отношение к жизни позволило Кулешовой Татьяне создать гармонию, оставляющую нам надежду в то, что впереди нас ждут светлые времена. На это надеется художник, об этом, в конечном итоге и повествует литературно - художественный проект «Тихая моя Родина».

 

6Художественный проект О. Орешко «Серьёзные намеренья» - серия гобеленов на разные темы. «Родные берега» - это восхищение художника перед хмурым величием нашей уральской природы, где автора вдохновляет река Чусовая, величаво несущая свои бурные воды среди каменных исполинов, камней-бойцов, высоких елей и кедров. Имея летнюю мастерскую в селе Чусовое, художник вот уже 15 лет создаёт свои произведения о людях, птицах, лесных животных, рыбах, деревьях, коровках, высоких камнях и синих дорогах этого старинного села. Несколько разделов «Родных берегов» - это подражание и посвящение Камню, жанровые тканые картины, портреты-пейзажи, исторические шпалеры, аллегорические портреты и миниатюры. «Жизнь моя - деревня», -  говорит об этом художник.

Триптих «Лето Красное» - это символический рассказ о времени года, проведённом в деревне, это три женских портрета, символизирующих начало цветения, летнего зноя и осенней поэзии.

В гобелене «Серьёзные намеренья» главной сюжетной линией  стала галантная сцена в сумеречном саду, созвучная эпохе Екатерины Великой, когда велось основное строительство Екатеринбурга.

Триптих «Совершенства» -  это и аллегорические портреты, и три стороны жизни души, её развития. Гобелен «Мои деревья» - работа о чуде леса и сада, выращенного своими руками из крохотных семян. Серия мини-гобеленов «Когда уходит снег…» связана с образами Санкт-Петербурга.

«Серьёзные намеренья»  повествуют о родной земле, о деревне на Чусовой, о наших жителях, ветрах и птицах. Истоки всех работ в поездках автора к высоким берегам, в мощной энергии Урала и сильных людях.

 

7. Серия живописных картин «Три столицы» А. Ремезова - ряд созданных художником в 2016-2017 гг.. пейзажей, наполненных большой силой мысли, наглядности переживаний, передающих характерные черты столичных городов, имеющих для российской государственности огромное значение.  Часть работ была написана с натуры, во время путешествий, специально организованных для этого проекта. Другая часть была создана по натурным этюдам в мастерской, в процессе  тщательного художественного отбора.

Обращаясь к локусам Москвы, А. Ремезов избирает торжественно-официальные виды столицы: стены и башни древнего Московского Кремля,  собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (собор Василия Блаженного), Кафедральный Соборный Храм Христа Спасителя, Большой Москворецкий мост, Софийская набережная, Церковь Вознесения Господня в Коломенском и др. Известные пространства открывают зрителю историю,  субъективное переживание  автора и динамику современных ритмов.

Вдохновляясь Санкт-Петербургом, автор обращается к теме мостов (их в Петербурге более 800): Аничков, Поцелуев, Биржевой, Банковский  и др., за каждым из которых скрывается история. Например, Биржевой мост, который был призван соединять Васильевский остров и Петербургскую  сторону, обращает внимание зрителя на Стрелку Васильевского острова, откуда для многих начинается самый европейский город России. Мощный, выразительный силуэт красной колонны с упругими ритмами ростров организует пространство, выстроенное на сложном взаимодействии  горизонталей набережных, домов, кораблей, машин с вертикалями фонарных столбов, корабельных матч, фигурками людей. Колористическое решение усиливают эмоциональную насыщенность картины, отличающейся свежестью восприятия  и динамикой переживаний.

Безусловно, неизменно вдохновляет автора Екатеринбург и другие пространства Урала. Бешеный ритм уральской столицы и его кипучую энергию запечатлевает А. Ремезов в видах Екатеринбурга. Он часто пишет родной город сверху, давая зрителю возможность внимательно всмотреться в детали передних планов со старинными постройками, скверами, фонтанами,  оценить стремительно вырастающие бастионы стеклянных высоток. «Осеннее Солнце», «Град святой Екатерины», «Над городом» и др.  - своего рода гимн  Екатеринбургу, который предстаёт перед зрителем в  разное время года.

 

8. Главная идея проекта С. Сапегиной «Цветы мира»  - создать в технике «французского бисероплетения» обширную цветочную серию, посвященную самым разным странам мира, воплотить в этих цветах особое очарование и национальный характер России и Франции, Англии и Испании, Бразилии и Персии, Китая и Японии и создать, в конечном итоге, уникальную бисерную «оранжерею», войдя в которую зритель сможет совершить оригинальное и увлекательное кругосветное цветочное путешествие по всем странам и континентам. Для создания этой серии Светлане Сапегиной пришлось разработать множество уникальных бисерных технологий, решить массу композиционных задач и проблем.

Коллекцию «Цветы мира» открывает серия работ, посвященных русским цветам и деревьям: «Букет роз. Российский триколор», «Пасхальная верба», «Русская берёзка», «Цветы Крыма» и др. Также  С. Сапегина позволяет зрителям посетить Узбекистан и Ураину, где их уже ждут «Узбекские гвоздики» и «Украинский подсолнух». Англия,  Швеция, Германия, Испания, Италия,  Франция, Чехия, США, Аргентина, Бразилия, Япония, Китай, Австралия и др.  - каждая страна предстаёт через цветочно-растительные образы.

Светлана Сапегина поставила перед собой задачу воплотить в бисере цветы всех стран мира. Работы этого проекта уже экспонировались на множестве выставочных площадок, как в России, так и за рубежом, а сам проект, как и его автор, уже приобрел широкую известность. Книги о ее творчестве выходят в московских издательствах, репортажи и статьи о ее деятельности регулярно появляются в средствах массовой информации.

 

9. Художественный проект «Мир глазами женщины» Л. Сгибневой - это серия живописных полотен: натюрмортов, портретов, жанровых картин, призванных отразить особое, женское видение мира, направленное на творчество, созидание, проявлени любви и жизнеутверждения.

Людмила Сгибнева - член Союза художников России,  заслуженный  художник Российской Федерации, активный участник городских, областных, зональных, всероссийских и международных выставок. Она всегда  остаётся верной традициям русской реалистической школы живописи. Работам уральского мастера присущи чёткие, ясные композиционные решения, богатство, энергия и мощь пластического языка, упругие, активные, выразительные линии, светоносносная, эмоционально насыщенная колористическая гамма. Многоцветной палитре художника доступны любые жанры:  психологически острые портреты современников, щемящие душу уральские пейзажи,  передающие материальную прелесть окружающего  мира  натюрморты, тематические картины.

С особенной любовью замечательный уральский мастер обращается к   портрету, который перешагивает границы жанра и всякий раз в руках художника становится картиной. Вдумчивое отношение,  любовь и симпатия к изображаемым людям сообщают особенную привлекательность и ценность портретам Людмилы Сгибневой, ведь автор помещает человека в наиболее характерную для него обстановку, выявляя таким образом наиболее сущностные черты изображаемой личности. Запоминаются

Натюрморты Людмилы Сгибневой характеризуются тщательной проработкой фактурного материала, передачей вещественной плотности рукотворных предметов  или ускользающей красоты даров природы. Красочные, светоносные, жизнеутверждающие, они всегда радуют взгляд и дарят ощущение радости бытия всем смотрящим.

Картины  Л. Сгибневой отражают не только авторское отношение к происходящему, но и являются выражением времени,  органичной частью целой исторической эпохи. Персонажи картин, помещённые в характерную для них окружающую среду, позволяют ощутить пульсацию времени,  прочувствовать тончайшие психологические нюансы, выраженные посредством живописи. Творчество художника - безусловно, значительное явление в художественном пространстве Урала.