Сегодня: 05-12-2024

ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА АЙРАТА ТЕРЕГУЛОВА (г.УФА)


Итоги выставки

C 19 января по 18 февраля  в большом зале Союза художников России прошла персональная выставка Айрата Терегулова (г. Уфа). В экспозицию III Всероссийского открытого биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО» вошло более 40 листов,  выполненных  художником в технике офорта  в начале 1990-х.

Айрат Терегулов – один из ведущих художников Башкортостана. В его графике нашли отражение традиции башкирской школы, для которой характерно сочетание национальных мотивов и новаторства.

Представленная серия «Мужские игры», созданная в сложные 1980-е гг., когда Терегулов формировался как художник, социально заострена. Она отличаются брутальностью и гротескностью образов, чему отвечает экспрессивная графическая манера. Композиции строятся как театральные мизансцены на фоне минималистических декораций. Изображения можно трактовать как аллегорию абсурдности человеческой жизни. Персонажи исступленно бьют в черный барабан, дополняя удары собственными голосами. В «Колеснице для убогих» слепой выжимает из сосуда в виде женской фигуры молоко-вино, льющееся на книгу с азбукой Бройля – «просвещение». Странный «Союз», где двое готовы толи обнять, толи задушить друг друга…

Тоже гротескны, но лиричны по содержанию листы серии «Про любовь» (нач. 90-х), отражающие вечные мотивы взаимоотношений мужчины и женщины. В композиционной трактовке сохраняется принцип театральной мизансцены, но меняется графическое решение. При всей условной грубоватости манеры, работы обретают почти трогательно-нежное звучание. «Ужин на двоих» -  начало романа?… а что дальше? «Башкирская пастораль» - мелодия любви -  у каждого на свой лад, но под одним шатром…, а значит в унисон, и маленький мир двоих кажется космосом. «Мы на лодочке катались» – просто мгновенья счастья на закате или восходе дня или жизни… Счастливо-печальные лица и всеобнимающее солнце… Однако и «Скандальчик» может случиться - и цветочки в сторону полетели и кулак может развернуться. Но зато потом «Белые розы»… и «Твоя навеки»…       

 

 Александра Филинкова, искусствовед