ВЫСТАВКА-НОМИНАЦИЯ «ПЕЧАТНАЯ ГРАФИКА»
Итоги выставки
C 19 января по 8 февраля в малом зале Союза художников России прошла выставка-номинация III Всероссийского открытого биеннале-фестиваля «УРАЛ-ГРАФО» «Печатная графика».
Общепризнанно, что печатная графика – одна из вершин развития изобразительного искусства. Знакомство с ней часто требует вдумчивости и той внутренней личностной наполненности зрителя, развитой культуры чувств, что позволяют в неброском порой листе открыть для себя вечные истины.
Графические произведения выполнены художниками разных поколений, как известными в мире графического искусства, так и начинающими, приверженцами искусства печатной графики. Большинство произведений выставки есть, своего рода, некий синтез между соблюдением старых традиций графического искусства и собственными экспериментами авторов: с одной стороны представлены гравюры, буквально культивирующие классические принципы создания печатного произведения со свойственным им уважением к материалу и повышенной требовательностью к качеству изображения, с другой – листы, где ведущей является модификация технологических приемов. При этом тематика, пластика изображения, степень авторской рефлексии или личностного высказывания в работах необычайно разнородны. Многие - неизобразительны, внесобыйтийны, лишены цветовой или композиционной экспрессии, но авторов объединяет особое отношение к фактуре, форме и цветотональным отношениям, к линии, пятну, взаимоотношении доски и листа, касаний штихеля или иглы.
Ведущей линией является погружение в мир, сжатый внутри человека. Безусловно, с внутренним миром человека связано и изображение пейзажей - постоянный мотив в работах графиков. Однако, именно в переходные, сложные времена пейзаж становился залогом сохранения мира, стабильности и будущего. Обилие на сегодняшней выставке изображений природы, русских церквей и старой архитектуры или деревенских свидетельствует о достаточно напряженных поисках обществом собственной идентичности, духовности и о достаточно сильной связи с русскими православными традициями. Внутри всех работ важно и выделение темы памяти, воспоминаний, рефлексий. Практически все работы - это скромный по теме, подробный, даже «многоречивый» рассказ, но сегодня именно такие изображения, лишенные однозначного пафоса, знак времени. В них есть особый физический и психологический масштаб.
Произведения абстрактного и ассоциативного характера составляют еще одну и значительную часть выставки. Отказ от изобразительности в лучших из них ведет к почти музыкальной визуальности изображения.
Наконец, своего рода аккордом выставки выступают иллюстрации и гравюры о литературе. Разнообразие техник и приемов выразительности определяют разность решений. Экслибрис классически представляет опознавательный знак либо в незамысловато-конкретном решении, что отсылает к классическому экслибрису середины ХХ века, либо вуалирует сущность объекта в интерпретации авторского высказывания, что, собственно, также стало классическим принципом изображения. Иллюстрация представлена по большей части в метафорической форме, что соответствует поискам «новой книги» или «новой изобразительности», повествовательности.
Выставка печатной графики представляет некоторые направления, мотивы, стратегии и тактики художников, которые собственно, своим творчеством формируют сейчас саму ткань развития не только самого графического искусства, но и данной техники. И возможность с помощью проекта наблюдать за самими процессом – необыкновенно увлекательно.
Елена Ильина, искусствовед