ПЕРСОНАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА ВАЛЕРИЯ ГОШКО (МОСКВА)
Итоги выставки
С 20 сентября по 20 октября в малом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России прошла персональная выставка литографии заслуженного художника РФ, лауреата международных конкурсов графики, почётного члена Российской академии художеств Валерия Гошко.
График Валерий Гошко знаком и не знаком широкому зрителю одновременно, при том, что он состоявшийся и признанный автор с яркой творческой индивидуальностью и собственным мироощущением. Знаком, потому что художник оформил значительное количество детских книг, к иллюстрированию которых обратился в самом начале творческого пути, в 1970-е годы, и, наверняка, многие читали их сами или своим детям, как и журнал «Мурзилку», сотрудничать с которым художник начал в 1974 году. Однако станковая графика мастера гравюры В. Гошко менее известна широкой публике, хотя бы потому, что смысл авторских рассуждений в его литографиях не всегда открыт. Произведения художника предназначены для истинной вдумчивости и требуют времени размышлений, как любое серьёзное творчество, не терпящее поверхностного взгляда.
По образованию Валерий Гошко художник-модельер, но по призванию - график, равно успешно работающий в области книжной и станковой графики. Окончивший в 1971 году Московский технологический институт, он в том же году начал экспонировать свои графические работы на выставках, а вскоре обратился к искусству иллюстрации. В 1976 году В.С. Гошко стал членом Союза художников России.
Перечислить количество книг, которые оформил В.Гошко, трудно. Их очень много. И они заметны. Работа над иллюстрированием книги, прежде всего, детской, в какой-то степени повлияла на становление станкового творчества художника - в 1970-80-е годы ХХ века это был путь к свободе самовысказывания. Почувствовавший ее вкус В. Гошко, наполненный энергией впечатлений, стал создавать в станковой графике свой собственный фантасмагорический мир, в котором искренность и мудрость сплели театрально-буффонадную образность. Все преувеличено, все за гранью реальности и двусмысленно. Но именно в этом кроется секрет особой романтичности и своеобразие эстетики творчества художника. В графических листах автор создает пространство аналитической игры с некими заданными параметрами: считывание прошлого как аллюзии, акцент на предмет как носитель подлинности, отстраненность как потусторонность и пр. Красочное, словно высвеченное пространство, внешне - глубинное, но это мнимая иллюзия: пространство тут же уплощается, дробится на планы и вообще «захлапывается». Но поздно: ты - участник, ты - действующее лицо фантасмагории Гошко. И, обратившись к своей интуиции и априорным знаниям, невольно втянувшись, зритель начнет изучать стилизованные формы изображенного, считывать «начерченные» знаки, угадывать скрытые символы и расшифровывать метафоры. Результат непременно будет - через ассоциации и образы постепенно проявятся смыслы, придет понимание. Казалась бы, игра окончена, но это не финал, а обман разума: получен неизбежный эмоциональный опыт, который в будущем будет иметь свое продолжение. Подобное творческое решение не единственно в искусстве, в последние два десятилетия ХХ века были авторы, которые создавали свои произведения в данном ключе, чаще всего, театральные художники, в основе творчества которых сценическое начало лежит априори. Но в произведениях Валерия Гошко иной посыл.
В значительной степени сложность, многоступенчатость почтения работ Валерия Гошко есть следствие технической революции последней четверти ХХ века. Именно в это время многие осознали, что человеческий мозг, работая в интенсивном информационном потоке, безуспешно пытается соединить разрозненные части накопленного человечеством багажа. Что невозможно… Художники, активно работающие в этот период, предложили альтернативный науке вариант соединения пространств и обработки знаний. По сути, творческие личности в образных формах обратились к модели исследовательского искусства. Фантасмагория - лишь маска действительности. Отсюда так много в работах В. Гошко гротескных образов, фантастических шляп (не в этом ли отголосок базового образования автора?) на головах загадочно-отстраненных женщин с раскосыми очами, неясных, необъяснимых казалось бы действий героев. И тут же в противовес им - духовно-спокойные образы архитектуры, природы, фруктов, предметов. Почти реальное изображение «перебивается» условным, плоскостно трактованным. И все это лишь приемы, методы, типы изображений, за которыми стоит желание и возможность Гошко предъявить локальный взгляд на действительность, найти свои некие универсальные символы для раскрытия закономерностей окружающего мира. Век инноваций, стремительно меняющий форму восприятия, самосознание и мироощущение человека, позволил автору «сшивать» культуры и эпохи, жанры и образы, пространства и страны - и это аналитическое, по сути, постмодернистское, творческое видение решения проблемы переработки знаний и информаций. Лишь образы и истории могут предложить альтернативу и разгрузить уставший от изобилия человеческий мозг.
К технике цветной литографии Валерий Гошко обратился в самом начале своего пути, найдя в ней ту живописную и одновременно графическую свободу, что отвечала поискам художника. Совершенствуясь, автор достиг поистине высокого мастерства исполнения. За внешней беглой «рисуночностью» стоит глубоко точное понимание состояния листа, штриха, пятна. Цветовая, богатая многослойность фоновых пространств может неожиданно «успокоиться» большим четко решенным, порой отграниченным белым пятном, или небрежно «зачерканным» цветным, или черной тенью. Художник свободен, поскольку он великолепно знает особенности техники и собственный творческий метод, и знает, о чем хочет говорить в своих произведениях.
Сегодня Валерий Гошко, несомненно, один из тех авторов, чьи произведения заслуживают особого внимания и отмечены различными дипломами, среди которых престижные награды Международного триеннале рисунка в Нюрнберге (1979), медаль Болгарского Союза художников (1986), Диплом и медаль Союза художников Латвии, Дипломом Академии художеств СССР (1989) и Золотая медаль Российской Академии художеств (2002). Валерий Семенович Гошко - участник значительного количества выставок всех рангов - от московских, зональных, всероссийских и всесоюзных до зарубежных и международных. Произведения художника, точно отвечающие поискам времени, хранятся в коллекциях таких крупных российских музеев как Третьяковская галерея и Русский музей, в Музее современного искусства в Осаке, Япония, в художественных коллекциях Омска, Петропавловска-Камчатского, многих частных коллекциях в России и за рубежом. Все это - факт признания творчества В. Гошко как автора, сыгравшего значительную роль в становлении, изменении, развитии графического искусства страны.
Елена Ильина, искусствовед,
заместитель директора по науке НТМИИ