ВЫСТАВКА "УКРАИНСКИЕ ХУДОЖНИКИ XX ВЕКА"
Итоги выставки
С 17 августа по 15 сентября в рамках III Всероссийского открытого биннале-фестиваля графики «УРАЛ-ГРАФО» в малом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России прошла выставка «Украинские художники XX века», где были представлены произведения украинских авторов из частного собрания Семёна Ароновича Ваксмана - доцента, кандидата технических наук, Лауреата международной медали им. А.А. Полякова «За выдающиеся достижения в развитии транспортных систем городов», друга и почитателя творчества многих отечественных и зарубежных художников из разных стран, в т.ч., В.М. Воловича, М.Ш. Брусиловского, Г. С. Метелёва. И. Кириакиди и др., которые дарили и дарят ему свои произведения, составляющие его удивительное собрание.
«Украинские художники XX века»
Батечко Иван Васильевич (1926-1981) - украинский живописец и график. Родился в 1926 г. в с. Рудня Киевской области. В 1943-1950 гг.. - участник ВОВ. С 1956 г. учился в Харьковском, затем в Киевском художественном институте, который окончил в 1962 г. С 1960 г. - активный участник городских, республиканских и всесоюзных выставках. С 1962 - преподаватель Киевского художественного института. Член Союза художников СССР с 1963 г.
И. Ботечко - автор серий работ «Путями Тараса» (1961-1963), «Памятники Киева» (1963), «Поэма о Киеве» (1965), многочисленных пейзажей. Мастер гравюры на дереве, стихия его произведений - образы старинной украинской архитектуры, экслибрис, лирический пейзаж, исторический портрет. Стилистика ксилографий И. Ботечко основывается на органическом сочетании глубинных национальных традиций и лучших технических достижений украинских и зарубежных мастеров гравюры на дереве.
Работы художника находятся в Национальном художественном музее Украины и других музейных и частных коллекциях.
Георгий Васильевич Малаков (1928-1979) - один из самых известных украинских графиков. Родился в Киеве, в годы ВОВ пережил немецкую оккупацию. В 1955 г. окончил Киевский художественный институт, активно участвовал в различных выставках, в т.ч., персональных - в Киеве, Днепропетровске, Одессе, Мариуполе, Донецке, Харькове, Львове, Виннице, Керчи, Москве (1984)..
Член Союза художников СССР с 1963 г., заслуженный художник Украины.
С окончания института активно сотрудничал с разными книжными и журнально-газетными издательствами, проиллюстрировал более 140 книг, в т.ч., научно-фантастические. Творчеству этого художника присуща глубокая эрудиция, невероятная энергия, жизнерадостность и высокое профессиональное мастерство. Лучшими иллюстрациями художника до сих пор остаются те, где заметно его любование предметным миром, - в самом широком временном диапазоне, - от древности до обозримого будущего. Здесь чётко прослеживаются авторские предпочтения: Средневековье, история пиратства, где художник со вкусом сочетает приметы-символы исторической среды с характерными портретными образами, а также научная фантастика. Именно она дала возможность реализовать любовь автора к изображению мира техники, а его незаурядное мастерство воплотилось в неповторимую и точную техницистскую эстетику. Умение изящно-лаконично добиваться «портретного» сходства предметов машинного «хайтека» в сочетании с не менее выверенным и убедительным изображением эстетски-характерных и выразительных «малаковских» женских и мужских типажей, - сделали стилистическую манеру художника яркой и узнаваемой.
О страстной любви художника к книге говорят и выполненные им многочисленные экслибрисы, - целая галерея остроумно-изобретательных, весёлых и фривольных и виртуозно-мастерских в техническом исполнении миниатюрных линогравюр.
Но любимой эпохой Малакова всегда было Средневековье - не мрачное время междуусобных войн, а эпоха любовных приключений, страстей, турниров и весёлых попоек, где одновременно присутствуют грубоватый юмор и возвышенная поэзия, а люди, несмотря на трудности, источают жизнелюбие и радость. Средневековая графика Малакова отличается блистательным знанием деталей архитектуры, военного снаряжения, одежды, быта. Художник создаёт иллюстрации к «Декамерону» Дж. Боккаччо, где красочно описаны особенности жизни Италии середины XIV века, в 1960-е. Яркие графические листы: «Монах и аббат», «Ограбление Ринальдо д’Эсти, «Продажа бочки», «Наказание Спинеллоччо» и др., стали началом для серии, которую художник назвал «Средневековые сюжеты» - по мотивам и под впечатлением новелл «Декамерона»: «Исповедь», «Шах», «После турнира» и др. По словам искусствоведа Ю. Беличко, «иллюстрации к «Декамерону» отличаются оригинальностью, жизненной убедительностью, полнокровностью образов и ярким юмором и с полным правом могут считаться ценным вкладом в живописную интерпретацию шедевра мировой литературы».
Александр Иванович Микловда (1940-2002) родился в селе Турья-Пасеки Закарпатской области, недалеко от Ужгорода. В 1959 г. окончил Ужгородское училище прикладного искусства, в 1990 г. - Киевский государственный художественный институт (факультет графики, мастерская книги Василия Касияна). Работал художественным редактором издательства «Искусство», главным художником издательства «Музыкальная Украина». С 1980 г. преподавал в Киевском полиграфическом институте им. И. Фёдорова. Оставил свой след в области станковой графики, экслибриса, проиллюстрировал более 150 книг, воспитал целую плеяду художников.
Для творчества А. Микловды характерно виртуозное художественное мастерство, открытость, жизнерадостный юмор, украинский колорит, тонкий лиризм. В области печатной графики Александр Иванович чаще всего обращался к технике торцевой ксилографии.
Особую роль в профессиональном развитии А. Микловды играл экслибрис (Exlibris - личный владельческий знак хозяина книги, некогда наклеиваемый на внутреннюю сторону переплёта); сотни и тысячи небольших гравюр художника, будучи представленными в многочисленных международных выставках и каталогах, находятся сейчас в частных и государственных коллекциях России, Украины, Болгарии, Великобритании, Германии, Португалии, Чехии, Японии.
Художники Сергей и Александр Харуки учились у А.И. Микловды в Киевском полиграфическом институте им. И. Фёдорова (окончили в 1990 г). Активно участвуют в художественном процессе с начала 1980-х. В 1990-е прошли курс обучения в Швейцарии на фирме «De LA Rue giori Sa» (дизайн банкнот). Работали на украинском банкнотно-монетном дворе, являются авторами эскизов банкнот Украины номиналом 2, 5, 10, 20, 50 и 100 гривен образца 2003-2005 годов. В 2009 году художники получили Гран-при международного конкурса Монетного двора Японии за монету «Тысячелетие монетной чеканки в Киеве». Кроме того, Братьями Харуками было разработано огромное количество почтовых марок, блоков, буклетов и конвертов с национальной символикой Украины.