МОЛОДЁЖНАЯ ВЫСТАВКА "СПОРТ"
Итоги выставки
С 15 июня по 13 июля в большом зале Свердловского регионального отделения Союза художников России работала МОЛОДЁЖНАЯ ВЫСТАВКА "СПОРТ".
Экспозиция представляет изыскания более чем сорока авторов в возрасте от 18 до 35 лет, являющихся студентами или выпускниками художественных учебных заведений Урала (в основном, Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра, Уральского архитектурно-художественного университета) и России. Молодые художники работают в основных видах изобразительного творчества – живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве; демонстрируя своё видение современных реалий, они продолжают развитие отечественного изобразительного искусства, сплавляющего основы академической школы, богатейший опыт поисков художников ХIХ – XX вв.. с творческими изысканиями советского периода.
Можно отметить две противоречивые тенденции экспозиции - с одной стороны, некоторые участники выставки обладают сложившимися, яркими авторскими почерками, позволяющими проявить фантазию, энергию поиска, напор молодости, яркость таланта, с другой стороны, в выставочном пространстве всё же внятно звучат ноты ученичества и ретроспекции. Подобное противоречие связано, вероятно, с тенденцией сохранить богатейшее наследие отечественной реалистической школы, на которой воспитываются молодые, при том, что авторам приходится идти в ногу со временем, трансформироваться, учитывать влияние науки, вторжение современных технологий, атомизацию общества, атаку массовой культуры. Неограниченность в выборе темы, сюжета, материалов, способов выражения порождает необходимость непростого выбора собственного пути, и именно свобода оказывается наиболее трудным испытанием для начинающих художников. Всё вместе это приводит к неоднозначности смыслов, парадоксальности звучания, непредсказуемости развития современного художественного процесса.
Тематическое разнообразие выставки парадоксальным образом отражает и отсутствие внятного социального заказа, и его незримое присутствие - в экспозиции доминируют портреты, пейзажи и натюрморты, обладающие наибольшим коммерческим потенциалом. Конечно, авторы обращаются и к мифологическому материалу, историческим реалиям (от эпохальных событий, в том числе, батальных, до отражения повседневности), героям литературы, образам современников, красоте природного мира, поэтике быта, философским размышлениям, наследию мировой культуры. Можно отметить, что в таких условиях очень важными становятся поиски собственной, самостоятельной, личностной творческой манеры, окрашенной субъективностью внутреннего авторского «я».
Подавляющее большинство участников - молодые живописцы, работающие в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета, тематической картины. Обращение к последней стало более распространённым, что не может не радовать, поскольку именно сюжетно-тематическая картина позволяет наиболее глубоко раскрыть авторский замысел и продемонстрировать мастерство в решении серьёзных профессиональных задач - композиционных, пластических, колористических. Определяют пространство монументальные работы, звучание которых усилено масштабами холста – «На Сибирь» А. Прохорова и «Икар видит сны» Е. Веселовой. В картине «1917» свою попытку осмысления исторических событий представляет К. Шелепова, к теме взаимодействия человека и природы, реалиям повседневности, прочитываемых возвышенно-метафорически и поэтически, обращаются К. Бородин, Е. Гиттих, М. Кузнецов, А. Манукян, И. Назарова, А. Никифорова, Д. Округина и др.
Интерес к личности современника, желание выявить её сущностные черты, проникнуть в глубины субъективного переживания «другого» отражаются в портретах кисти Т. Граматик, Ю. Искорцевой, Е. Нетребы, Р. Саржанова и др., причём авторы добиваются эмоционального звучания своих работ за счёт живописного мастерства - пластических построений, сложной колористической гаммы.
Много в выставочном пространстве пейзажей, передающих как тонкую трепетность состояния, так и буйство природных стихий, а также освоенное, тронутое человеком пространство. К этому жанру обращаются С. Вачаев, Т. Граматик, Н. Моргунов, Р. Фатхисламов, О. Хатмулина и др. Подчиняясь внутренней воле авторов, природные виды звучат взволнованно-драматически, философски-созерцательно, музыкально-лирически, подтверждая мысль о том, что даже обращаясь к узнаваемым локациям, художник всякий раз изображает ландшафт собственной души.
Увидеть скрытый смысл в окружающих человека повседневных вещах, проявить мастерство в изображении различных фактур окружающего мира, пропеть гимн красоте цветочного изобилия стремятся А. Загребина, Ю. Искорцева, К. Уманец, Т. Черных и др. В жанре натюрморта они осваивают мир предметов, через который можно рассказать о жизни современников, раскрыть особенности их быта, круг интересов и увлечений, передать трансформации материальной среды, её культурно-историческую динамику.
В выборе тем живописцам вторят М. Алекса, О. Мицник, Р. Фатхисламов и др., находя для своих замыслов адекватное выражение через различные графические материалы (соус, пастель, гуашь и т.д.) и печатные формы (линогравюра, ксилография).
Присутствуют в выставочном пространстве декоративные композиции Д. Плехановой и др., демонстрирующие искусное владение авторами техниками гобелена, керамики и т.д. Естественным здесь является обращение молодых художников к образам мифологии, природного мира, повседневного бытия.
Зрители, пришедшие на молодёжную выставку, наверняка смогут почувствовать уверенность и оптимизм в неизменной активности творческих поисков начинающих авторов, серьёзно влияющих на развитие художественной культуры современности.
Галина Шарко