Сегодня: 05-12-2024

МОЛОДЁЖНАЯ ВЫСТАВКА "СПОРТ"


Итоги выставки

С 15 июня по 13 июля  в большом зале  Свердловского регионального отделения Союза художников России работала МОЛОДЁЖНАЯ ВЫСТАВКА "СПОРТ".

 Экспозиция  представляет   изыскания более чем сорока авторов  в возрасте от  18 до 35 лет, являющихся студентами или выпускниками художественных учебных заведений Урала (в основном, Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра, Уральского архитектурно-художественного университета) и России. Молодые художники работают в основных  видах изобразительного творчества – живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве; демонстрируя своё видение современных реалий, они  продолжают развитие отечественного изобразительного искусства, сплавляющего основы академической школы, богатейший опыт поисков художников  ХIХ – XX  вв.. с  творческими изысканиями советского периода.

Можно отметить две противоречивые тенденции экспозиции - с одной стороны, некоторые участники выставки обладают сложившимися, яркими авторскими почерками, позволяющими проявить фантазию, энергию поиска, напор молодости, яркость таланта, с другой стороны, в  выставочном пространстве всё же внятно звучат ноты ученичества и ретроспекции. Подобное противоречие связано, вероятно, с тенденцией сохранить богатейшее наследие отечественной реалистической школы, на которой воспитываются молодые, при том, что авторам приходится идти в ногу со временем, трансформироваться, учитывать влияние науки, вторжение современных технологий, атомизацию общества, атаку массовой культуры. Неограниченность в выборе темы, сюжета, материалов, способов выражения порождает необходимость непростого выбора собственного пути, и именно свобода оказывается наиболее трудным испытанием для начинающих художников. Всё вместе это приводит к неоднозначности смыслов, парадоксальности звучания, непредсказуемости развития современного художественного процесса. 

Тематическое разнообразие выставки парадоксальным образом отражает и отсутствие внятного социального заказа, и его незримое присутствие - в экспозиции доминируют портреты, пейзажи и натюрморты, обладающие наибольшим коммерческим потенциалом. Конечно, авторы обращаются и  к  мифологическому материалу, историческим реалиям (от  эпохальных событий, в том числе, батальных, до отражения повседневности), героям литературы, образам современников, красоте природного мира,  поэтике быта, философским размышлениям, наследию мировой культуры. Можно отметить, что в таких условиях очень важными становятся поиски собственной, самостоятельной, личностной творческой манеры, окрашенной субъективностью внутреннего авторского «я».

Подавляющее большинство участников - молодые живописцы, работающие в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета, тематической картины. Обращение к последней стало более распространённым, что не может не радовать, поскольку именно сюжетно-тематическая картина позволяет наиболее глубоко раскрыть авторский замысел и продемонстрировать мастерство в решении серьёзных профессиональных задач - композиционных, пластических, колористических. Определяют пространство монументальные работы, звучание которых усилено масштабами холста – «На Сибирь» А. Прохорова и «Икар видит сны» Е. Веселовой. В картине «1917» свою попытку осмысления исторических событий представляет К. Шелепова, к теме взаимодействия человека и природы, реалиям повседневности, прочитываемых возвышенно-метафорически и поэтически, обращаются К. Бородин,  Е. Гиттих, М. Кузнецов, А. Манукян, И. Назарова,  А. Никифорова, Д. Округина и др.

Интерес к личности современника, желание выявить её сущностные черты, проникнуть в глубины субъективного переживания «другого» отражаются в портретах кисти Т. Граматик, Ю. Искорцевой, Е. Нетребы, Р. Саржанова и др., причём авторы добиваются эмоционального звучания своих работ за счёт живописного мастерства - пластических построений,  сложной колористической гаммы.

Много в выставочном пространстве пейзажей, передающих как тонкую трепетность состояния, так и  буйство природных стихий, а также освоенное, тронутое человеком пространство. К этому жанру обращаются С. Вачаев, Т. Граматик, Н. Моргунов, Р. Фатхисламов, О. Хатмулина и др. Подчиняясь  внутренней воле авторов,  природные виды звучат взволнованно-драматически,  философски-созерцательно, музыкально-лирически, подтверждая мысль о том, что даже обращаясь к узнаваемым локациям, художник всякий раз изображает ландшафт собственной души.

 Увидеть скрытый смысл в окружающих человека  повседневных вещах, проявить мастерство в изображении различных фактур окружающего мира, пропеть гимн красоте цветочного изобилия стремятся А. Загребина, Ю. Искорцева, К. Уманец, Т. Черных и др. В жанре натюрморта они  осваивают мир предметов, через который можно рассказать о жизни современников, раскрыть особенности их быта, круг интересов и увлечений,  передать  трансформации материальной среды, её культурно-историческую динамику.

В выборе тем живописцам вторят  М. Алекса, О. Мицник, Р. Фатхисламов  и др., находя для своих замыслов адекватное выражение через различные графические материалы (соус, пастель, гуашь и т.д.) и печатные формы (линогравюра, ксилография).

Присутствуют в выставочном пространстве декоративные  композиции Д. Плехановой и др.,  демонстрирующие  искусное владение авторами техниками гобелена, керамики и т.д. Естественным здесь является обращение молодых художников к  образам мифологии, природного мира, повседневного бытия.

Зрители, пришедшие на молодёжную выставку, наверняка смогут почувствовать уверенность и оптимизм в неизменной активности творческих поисков начинающих авторов, серьёзно влияющих на развитие художественной культуры современности.

Галина Шарко