Сегодня: 05-12-2024

ВЫСТАВКА НОМИНАНТОВ НА СОИСКАНИЕ ПРЕМИИ ГУБЕРНАТОРА ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ЗА 2016 г.


Итоги выставки

ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НОМИНАНТОВ НА СОИСКАНИЕ ПРЕМИИ ГУБЕРНАТОРА ЗА ВЫДАЮЩИЕСЯ ДОСТИЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ЗА 2016 г.

C 20 января по 8 февраля  в залах Свердловского регионального отделения Союза художников России прошла выставка художественных произведений номинантов на премию Губернатора Свердловской области за 2016 год.  Десять авторов, проживающих в Свердловской области, представили художественные проекты, созданные в 2015-2016 гг.. 

Александр Алексеевич Алексеев от имени Свердловского регионального отделения общественного «Международного фонда славянской письменности и культуры» выдвигает серию картин «Русский мир». Главная идея проекта - обозначить в обширной живописной серии суть так называемой «русской идеи» и попытаться интерпретировать ее в серии образов, затрагивающих  наиболее важные и яркие стороны жизни «русского мира». Этот глубоко патриотический проект направлен на формирование позитивного образа «Русского мира», в обращении к истокам нашей истории и культуры. В проекте «Русский мир» Александр Алексеев создал концептуальную, сложную, многосоставную картину мира, повествующую о прошлом и будущем России, о ее горестях и радостях, о светлых и темных сторонах ее натуры. Тонкая стилизация, живописность, монументальность и яркий колорит,  живописное мастерство делают проект одним из самых запоминающихся событий в художественном пространстве Свердловской области. Первая часть - «Лики России»: «Богородица», «Спаситель», «Воевода небесных сил Архангел Михаил» и «Архистратиг Михаил». Это небесные покровители России, в заступничество которых русский человек верил свято и неизменно на протяжении многих столетий.  Вторая часть -  «Русские люди»: «Крестьянка», «Плотник», «Машенька», Колхозник», «Праздник» и «Прощание славянки». Эта серия, центральная в проекте «Русский мир», наполненная жизнеутверждающей силой и мощью, внушает надежду, оптимизм и веру в будущее России, в силу и мудрость ее народа. Третья часть - «Корни России»: «Царь Алексей Михайлович», «Ноздрев», «Собакевич», «Чичиков и Ноздрев» и «Иван-Царевич и Василиса Прекрасная». Серия посвящена различным эпизодам истории и культуры России. Четвертая часть - «Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний несказанный свет»: «Колокольчики», «Лопух», «Картошечка», «Осенний букет», «Натюрморт с рыбкой». Серия воплощает красоту традиционной русской жизни. Завершают проект «Русский мир» два монументальных женских портрета «Русская красавица» и «Портрет дочери».

Андрей Валерьевич Баландин от имени  Свердловского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» представляет коллекцию декоративных ювелирных изделий «Династия», связанную с 400-летием дома Романовых «Династия» и приуроченную к празднованию Дня народного единства  в 2016 году. Коллекция состоит из 18 пасхальных яиц с подставками, выполненных в стиле современного искусства хай-тек из серебра и уральского камня, а также эскизов всех 18 изделий в смешанной технике (акварель, карандаш). Все изделия включают комплект из дизайнерской упаковки с тиснением герба дома Романовых и паспорта изделия (портрет правителя, даты его рождения и смерти, положение на генеалогическом древе Романовых, основные прижизненные государственные заслуги, историко-политическая справка, полная расшифровка авторских символов).  Каждое ювелирное изделие из серии «Династия» - эксклюзивное произведение искусства, передающее особую энергетику царственного рода. Экспонаты выполнены в виде яиц по аналогии со знаменитыми изделиями Карла Фаберже из серебра 925 пробы и позолоты с использованием уральских драгоценных камней (демантоидов, александритов, жадеитов) классической огранки с неожиданными решениями в креплениях. На подставках из яшмы, нефрита, малахита, оникса и других уральских самоцветов расположены металлические опоры из четырех элементов, символически изображающих царское место -  трон.  Венчает трон-подставку яйцо, символизирующее  конкретного монарха. За каждым элементом коллекции раскрывается целый мир и судьба не только отдельного правителя, но и целого государства - через атрибуты, знаки правления, отражающие личность императора, имеющие имеет глубокий смысл и назначение. Все объекты венчает царская корона с крестом, символизирующая  духовное горение, которое присутствовало в монархах, ведь, согласно византийской традиции, император был «агиос» - святым на троне, а императорскому титулу сопутствовало чувство личной ответственности за огромную страну. Коллекция «Династия» имеет огромное социально-культурное,  общественно-политическое  и художественное значение для Урала и России в целом.

Валерия Олеговна Бахолдина  от имени управления культуры Администрации города Екатеринбурга Муниципального бюджетного учреждения культуры дополнительного образования «Екатеринбургская детская школа искусств № 11 имени Е.Ф. Светланова» представляет проект  «Мы по городу нашему вместе, красотою любуясь, пройдем», посвящённый г. Екатеринбургу. Серия состоит из нескольких десятков произведений, выполненных в разных графических техниках. Главная идея - представить в обширной серии «портрет» современного Екатеринбурга, воплотить в ней его особое, неповторимое очарование, поговорить современным графическим языком о его истории и культуре, бурной современной жизни, тяжелых, сложных и трагических страницах прошлого, о надеждах на будущее. Екатеринбург, предстает в графических листах столицей Урала, городом со своей особой философией и системой ценностей. Проекту предшествовала большая подготовительная работа - по изучению истории города, сбору натурного материала, в результате чего возникла целая коллекция эскизов и набросков тех пейзажных городских мотивов, которые стали ключевыми для «портрета» города.

Серия «Мы по городу нашему вместе, красотою любуясь, пройдем» разделяется на две части: «Встреча времен» и «Пейзажная сюита». Первая часть - «Встреча времен» - содержит работы, в которых происходят встречи разных эпох, прошлого и будущего. В графическом листе «Исторический сквер» мост в будущее перекинут от первых грубых камней, заложенных в стену «Плотинки», к памятнику Татищеву и де Геннину, который лишь недавно был воздвигнут в честь основателей города. Чугунная плита с планом города, встроенная в стену Плотинки, под чуткой кистью автора вдруг становится прозрачной, превращаясь в своеобразный экран, на котором из XXI века  можно увидеть картины прошлого и настоящего. Вторая часть -  «Пейзажная сюита» - представляет собой своеобразный графический альбом «По памятным местам Екатеринбурга». Автор применяет особый жанр,  в котором сочетаются  элементы натюрморта и пейзажа. Оригинальный стиль, сочетание самых разных графических техник - литографии, акварели, рисунка - делает серию уникальной. Проект  «Мы по городу нашему вместе, красотою любуясь, пройдем» - это графический гимн городу.                                                             

Сергей Степанович Григорьев от имени  Свердловского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»  представляет серию «Бесконечность Вселенной в виде маленькой чёрной точки, или Квадратура круга». Творчески перерабатывая     впечатления от действительности, опираясь на данные современной науки, не определяющей однозначно происхождение мироздания, но оперирующей понятиями сингулярности («маленькой чёрной точки»), из которого рождается материя и энергия, пространство и время, создаёт собственную реальность - эволюционирующую модель Вселенной, состоящую из отдельных частиц, простых геометрических тел, первоначал, сложное взаимодействие которых и составляет    визуальное    воплощение    гармонии,    единства,    динамического    равновесия явленного   человеку   бытия. Будучи   демиургом   собственной   Вселенной,   состоящей из геометрических «квантов», художник, тем не менее,   строит её в соответствии с антропным принципом,   вводя   в   каждую   картину  знак   присутствия   человека. Главная   задача художника, по мнению С.Григорьева, - разбудить человечество, посмотреть на мир глазами ребёнка, почувствовать единство жизни, преодолеть разорванность бытия современного человечества. Живописная    серия    картин  разворачивает перед зрителем зарождение и становление мироздания, центром которого, в конечном итоге, является человек, поскольку он, по словам древнегреческого философа Протагора,  «есть мера всех вещей». Динамические композиции, усиленные звучанием тончайших, рафинированных аккордов цветовых сочетаний, приводят ко внутренним вибрациям; свои духовные импрессии художник претворяет в картины. Равновесие взаимосвязанных графических и цветовых элементов содержит мощный эмоциональный заряд чувств, производит сильнейшее эстетическое впечатление.  Автор вкладывает в полотна свою печаль и радость, лирическое восприятие и исторический опыт, трагическое видение мира и надежду, открывая простор для свободных смысловых импровизаций зрителя. Органическая связь с памятниками  мировой  культуры  придаёт живописным произведениям С. Григорьева   философскую глубину и эпическую масштабность.

Юрий Юрьевич Ельешов от имени  Свердловского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» представляет художественный проект «Полдень». Цикл содержит портреты, натюрморты, пейзажи, тематические, сюжетные композиции, выполненные в авторской технике: графика, живопись, арт-объекты. Проект состоит из 65 работ.  Временной отрезок работ отражает сложный период развития отечественного общества с 1994 г. по 2016 г.   «Полдень» продолжает арт-проект «Эфгардан». Словесная форма «Эфгардан» создана для обозначения творчества художника, переводится как «сад под аркой». Концепция цикла оригинальна в представлении. Зал делится на две части. Мир и война. Любовь и нелюбовь. Свет и тьма. А между ними человек. В борьбе противоположностей человек делает выбор. Этот выбор в потоке времени бесконечен. Некогда в ничто произошел большой взрыв света. Рождение Вселенной. Возникли Галактики, звезды и наш мир. Вселенная разумна. Люди созданы Вселенской любовью и подобны ей. На Земле люди могут выбрать из бесконечных разностей и стать этим после перехода в другую форму жизни. Свет есть любовь. Любовь, которая не стоит всех денег Мира. Проект отличается  не только высоким гуманистическим пафосом и художественной ценностью, имеет  значительный общественный резонанс. 

Марина Юрьевна Житник от имени муниципального бюджетного учреждения  культуры «Центр культуры и досуга имени Горького»  Асбестовского городского округа представляет  авторскую коллекцию традиционных народных кукол «Свадебные заигрыши». В коллекции представлены куклы свадебно-семейной темы, отражающей наиболее обширный и цельный пласт уральского фольклора.  Именно причетно-песенный комплекс традиционной свадьбы  занимал важное место в жизни отдельного человека, каждой семьи и общества в целом. Традиционный свадебный обряд наполнен общечеловеческими основами семейной нравственности и целомудрия, желанием вместе сопереживать и радоваться, умением шутить, играть и веселиться. Все персонажи коллекции выполнены на основе традиционной народной куклы, представлены в уральских костюмах. Подобное решение полностью соответствует идее коллекции «Свадебные заигрыши» - через устоявшиеся формы изображения человека передать красочность, своеобразие и многоликость этнической культуры Урала и  Зауралья, показать, как на основе традиционных кукол можно создавать авторские образы. Создание коллекции направлено на формирование интереса к малой родине, расширение представления о родной стране, государственных и народных праздниках -  через знакомство со свадебными и другими семейными  обрядами.  Умение воспринимать себя как представителя конкретной этнической группы, чувствовать уважение к ценностям традиционной культуры своего и чужого народа - таковы цель и результат работы автора коллекции традиционных кукол «Свадебные заигрыши».

Александр Анатольевич Кокотеев от имени  Свердловского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» представляет художественный проект «Серия скульптурных портретов». Четыре скульптуры - «Памятник-монумент герою Советского Союза, командующему ВДВ, генералу армии В.Ф. Маргелову»,  «Мемориальная доска-памятник педагогу-воспитателю школы-интерната № 1 г. Верхняя Пышма Л.С. Басановой», «Мемориальная доска-памятник директору школы-интерната № 1 г. Верхняя Пышма Г. И. Аввакумову», «Автопортрет на фоне бронзового сада» - составляют серию работ А.А. Кокотеева. Представленные работы выполнены в технике бронзового литья.  «Памятник-монумент герою Советского Союза, командующему ВДВ, генералу армии В.Ф. Маргелову» воплощает образ легендарного спецназовца Василия Маргелова (возглавлял воздушно-десантные войска с 1954 по 1979 гг..), превратившего ВДВ  в элиту Вооруженных сил СССР. Портрет В.Ф. Маргелова тяготеет к идеализации, возвышенной монументальности. Это героический идеал масштабного военачальника, деятельность которого привела к эпохальным изменениям в Советской Армии. Увековечив память легендарного военного, А.А. Кокотеев создал монумент,  имеющий важное историко-культурное значение. Образы директора и педагога коррекционной школы-интерната № 1 г. Верхняя Пышма  Г.И. Аввакумова и Л.С. Басановой, долгие годы проработавших в родной школе, запечатлены А.А. Кокотеевым в бронзовых мемориальных досках. Чеcтность, справедливость, преданность делу, беззаветное служение  детям составляют основные черты личностей уральских педагогов. Портретное сходство и выразительные характеры делают данные памятные доски яркими, запоминающимися, привлекающими внимание. «Автопортрет на фоне бронзового сада» - в нём созданное художником изображение отражает в общих чертах концепцию творческой личности, это видимый образ пути и призвания личности автора,  Художника своей эпохи.

Владимир Михайлович Лузин от имени Свердловского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» представляет графические серии «По Уралу», «Самоцветная полоса России». Благодаря авторской технике «бархатной графической линии»  серии отражают   пластические особенности уральской природы и обитаемого пространства, воплощают синтез архитектурно-культурных объектов и уральского ландшафта. Главная тема графических  циклов Владимира Михайловича Лузина  – природа, именно пейзажи отражают внутренние связи автора с отечественной землей и культурой. Через панораму русских просторов - с вытянутым горизонтом, подчеркнутым вертикальными акцентами - автор поет гимн родной природе и переживает за свой народ. Любое жизненное впечатление - древнерусский монастырь, заброшенная деревенька, тихая улочка провинциального уральского городка - становится для В.М. Лузина источником художественной интерпретации. Пространство листа не фотографически передаёт мир, а, преображая его, наполняя внутренним светом духовной энергии, помогает найти ответы на вечные, смысложизненные вопросы бытия, при этом пейзажи заставляют не только восхищаться красотой и гармонией русских пейзажей, но  и тревожиться за судьбу родной страны. Неизменно в работах графика Лузина все рукотворные постройки органично  вырастают из природных форм;  дома, заборы, улочки, храмы точно части природного мира.  Автор акцентирует внимание зрителей на исторически значимых локусах: деревне Колташи в Режевском районе Свердловской области, которая является родиной Данилы Зверева, самого известного горщика (собирателя драгоценных и цветных камней) Урала и России. А храмы в селах Покровское, Кайгородское, Нижняя Синячиха и др., в интерпретации В.М. Лузина воплощают надежду на спасение и духовный приют, на новый расцвет самобытной русской культуры. Работы, выполненные в авторской технике «бархатной графической линии», в 2015-2016 гг..  были  представлены  на   персональных  выставках в г. Екатеринбурге и других городах Свердловской области.

Сергей Дмитриевич Насташенко от  имени   Муниципального бюджетного учреждения «Сухоложский историко-краеведческий музей» представляет серию картин  «Об участниках Великой Отечественной войны, земляках-уральцах», включающую работы: «Учитель», «Портрет художника Георгия Ширыкалова», «Портрет художника Александра Левенских», «Портрет художника Николая Какшина». Серия посвящена уральским художникам из г. Сухой Лог, которые внесли весомую лепту в культурную жизнь города. Картина «Учитель» связана с личностью Георгия Кокарева – участника Великой Отечественной войны, энтузиаста и подвижника, стоявшего у истоков базового художественного образования в Сухом Логе, создавшего ряд знаковых объектов в городском округе (стела на въезде в город, эскиз Центральной площади), повлиявшего  на выбор жизненного и творческого пути автора. В 50-е – 60-е годы, работая учителем изобразительного искусства и черчения в школах г. Сухой Лог, Кокарев параллельно вел  художественный кружок в Доме пионеров. Под его мудрым руководством молодые люди писали натюрморты акварелью и маслом, делали рисунки, работали с натурой на природе. Перед началом занятия в классе художественного кружка запечатлел Георгия Кокарева его ученик Сергей Насташенко. Георгий Ширыкалов - ветеран Великой Отечественной войны,  главный художник шамотного завода, под началом которого автор осваивал секреты оформительской профессии в 1968-1969 годах. В послевоенные годы в течение более чем трех десятилетий занимался оформительской работой на шамотном заводе, выполняя ее размеренно и методично. На портрете соискатель запечатлел момент, когда в заводской мастерской Ширыкалов занят любимым делом. 

Виктор Георгиевич Сысоев от имени Свердловского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» представляет графическую серию листов «Весь мир в акварели». Циклы включают около пятидесяти пейзажей, выполненных В.Г. Сысоевым в технике акварели, возможности которой в передаче пространства, света и воздуха позволяют воплотить  одухотворенные и выразительные образы природы разных уголков мира.  Серия «Весь мир в акварели» - своеобразный творческий отчет художника, восхищённого красотой мира, это отражение ярких впечатлений от путешествий по Германии, Франции, Италии, Испании, Египту, Турции, и, особенно, по России,  с ее широкими просторами – от Дальнего Востока до центральной России. Красочные, солнечные, наполненные светом и воздухом, серии акварелей «Канары», «Египет», «Германия», «Франция» созданы автором под впечатлением от зарубежных поездок по Европе и странам Востока. В них важна не столько фиксация места, сколько передача собственных ощущений и ярких впечатлений от увиденного. Художнику удается воплотить свое восприятие Эйфелевой башни в Париже, фонтана в Мадриде, архитектурных шедевров Флоренции и др. Первое впечатление автор претворяет в самостоятельную картину, воплощенную на плоскости белой бумаги посредством воды, красок и кистей. По сравнению с «экзотическими» сериями акварельные листы, созданные на Урале, Саянах, в Башкирии, отражают совершенно иное отношение автора.  Просторы России с ее суровыми горами, степями, лесами и реками, старинной архитектурой и деревенскими домиками особенно влекут художника, ему очень дорого настроение родных пейзажей. К каждому он подбирает свою певучую  тональность, раскрывая северные элегии, удивляющие глубокой внутренней силой и сосредоточенностью. Порой экспрессивные, порой задумчиво-печальные, суровые пейзажи Урала отражают любовь к родному краю и преклонение перед его своеобразной красотой.

http://www.midural.ru/news/list/document95315/?print

http://www.channel4.ru/stories/12640

http://www.e1.ru/news/spool/news_id-460289-section_id-1.html

http://www.mkso.ru/news/3208